» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 2017

Автор: Яковлева Людмила Викторовна, старший преподаватель кафедры
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Применение принципов народной педагогике в становлении личности подрастающего поколения

Статья просмотрена: 676 раз

УДК. 37.033

Применение принципов народной педагогике в становлении личности подрастающего поколения

Яковлева Людмила Викторовна

Старший преподаватель кафедры

Шулика Мария Владимировна

Старший преподаватель кафедры

Турчанова Надежда Николаевна

Преподаватель СПО

Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород

 

Аннотация. Статья посвящена принципам народной педагогике, обладающей богатым опытом воспитания. Современное общество нуждается в повышенном внимании к проблемам воспитания и становлении личности подрастающего поколения. Перед современной системой образования стоит глобальная задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях.

Ключевые слова. Культура, идентичность, традиция, общество, воспитание, подрастающее поколение, «природосообразность», общечеловеческие ценности.

 

В период преобразований в обществе идет поиск новых ориентиров. Злободневными становятся проблемы формирования новых представлений об обществе, человеке, природе. Происходящие процессы преобразования сопровождаются изменениями в общественном сознании. Искажаются понятия об образе жизни, о культуре, искусстве, образовании, чему достаточно способствуют и средства массовой информации. Такая ситуация приведет к тому, что в системе воспитания будут мало учитываться истинные духовные ориентиры в воспитании человека. Возрастет еще более исключительно западная ориентация образа жизни, что приведет к духовному обнищании сознания подрастающего поколения.

Новый этап педагогической мысли в России, современного образования, начавшийся в 90-е годы XX века, направленный на формирование разносторонне образованной, гуманной и нравственной личности обусловил необходимость обращения к истокам отечественной педагогики. Целью отечественной педагогики всегда было осмысление жизненных идеалов, духовных и культурных ценностей, их использование в современных социокультурных и психолого-педагогических процессах с поправками на время, уточнения, углубления и пересмотра вклада в ее развитие прогрессивных деятелей второй половины XIX века. Основателем русской национальной педагогики и реформатором народной школы принято считать К.Д. Ушинского. Следует иметь в виду тот факт, что в большинстве исследований, анализ педагогической системы Ушинского дан односторонне, с позиций партийности науки и установок коммунистической идеологии. Поэтому не достаточно уделили внимание изучению гуманных общечеловеческих ценностей. Не оценилась должным образом и духовно-воспитательная значимость разработанных Ушинским основ воспитания личности. Исходя из этого становится актуальным новое прочтение трудов Ушинского с точки зрения народной культуры и активное внедрение его идей в практику духовного, нравственного, патриотического воспитания на основе гуманистических ценностей. Основополагающим в формировании духовного мира человека является принцип природосообразности. Принцип природосообразности определяется как отношение к ребенку как к части природы, т.е. это предполагает воспитание в единстве и согласии с природой в природной среде его обитания и развития.

Ян Амос Коменский в «Великой дидактике» кропотливо рассматривает особенности обучения, выводит и разъясняет принципы и «основоположения» обучения, опираясь, прежде всего на природу вещей. Так принцип, обозначенный им как «Все из собственных корней» взят «из природы», а также «из человеческого ремесла» и выражен соответствующим образом: «...сколько на дереве ни появляется древесины, коры, листьев, цветов, плодов – все это рождается только от корня ... От корня у дерева является все, и нет необходимости приносить со стороны и прививать ему листья и ветви...». Исходя из этого педагог делает заключение, что «.... это значит – раскрывать способность понимать вещи.» [1, с. 68-69]. Написанное Я.А.Коменским более трех сот лет тому назад актуально и сегодня. Я.А.Коменский нелестно отзывался о школах своего времени за то, что они учат детей чужим знаниям, вместо развития собственного взгляда на мир. Причиной этого он называл применение ошибочного метода, где что школы стремятся к тому, чтобы научить смотреть чужими глазами, мыслить чужим умом. [1, с. 69].

В отличие от своего предшественника Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци исходил из природосообразности обучения, согласованности его с возможностями ученика. Скорее всего, это связано с тем, что он имел возможности сравнивать учебные результаты детей из бедных семей и обеспеченных. Писал он следующее: «Метод является только средством, и притом максимально простым, помочь природе самой высказаться о том, что в ней заложено. И чем больше применяемые методом средства обладают этими свойствами, тем они лучше; чем они лучше, тем больше сливаются с деятельностью самой природы, тем меньше существуют сами по себе.»[3, с. 228-229]. «Независимо от сословия положения человека, поистине хороший метод воспитания должен исходить из неизменных, вечных и всеобщих задатков и сил человеческой природы. Такой метод воспитания дает ребенку, возможность усвоить и освоить исходные начала мышления, чувства и действия. Придерживаясь этого, ребенок будет в состоянии самостоятельно достичь общего развития своих сил и задатков» [4, с. 117].

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система воспитания. Чтобы эта система воздействовала на ребенка и достигала поставленной цели, система воспитания должна быть единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования культуры и личности школьника. У всякой системы есть стержень, основа. Такой основой в системе воспитания мы можем считать принцип природосообразности. Этот принцип заключает в себе большой потенциал для развития личности. Из этого следует что, приобщая подрастающее поколение к богатейшему опыту человечества, накопленному в народной культуре, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Принципы природосообразности, в педагогической науке, определяется как стремление сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития центром любых воспитательных отношений, что означает отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание в согласии и единстве с природой.

Ян Амос Коменский в «Великой дидактике» сформулировал правила искусства обучать наукам. В своем труде он рассматривает особенности обучения, опираясь, прежде всего на природу вещей. Из этого он делает вывод, что «правильно обучать юношество – это не значит вбивать в головы слова, фразы, изречения, мнения, а это значит – раскрывать способность понимать вещи. [1, с. 68-69].

Песталоцци в своем законе для учителей, пишет, что понятия, которые используются в процессе обучения, должны быть разъяснены и растолкованы прежде, чем их станут употреблять. Песталоцци, к примеру, знакомил детей с названиями городов, при этом всегда показывал их на карте, поэтому для детей и города, и их упоминания в газетах, были взаимосвязанными понятиями. Первое правило метода Песталоцци, гласило: «Научись сначала упорядочивать свои наблюдения и завершать простое, раньше, чем переходить к сложному». Во втором правиле сказано, что все родственные по своему содержанию предметы в своем сознании надо привести в такую именно связь, в которой они находятся в природе. Третье правило призывало, прежде чем писать о предмете и упоминать, всесторонне изучить его различными органами чувств. Правило четвертое : использовать разнообразные средства для обучения, подобно тому, как природа «для достижения своей цели соединяет кажущиеся разнородными предметы. Пятое правило призывало действовать, чтобы результаты обучения в области их применения носили свободу и самостоятельность.

На принципе природосообразности выстроена вся дидактика К.Д. Ушинского. Ему принадлежит крылатый афоризм: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью; во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Тогда только будет он в состоянии почерпнуть в самой природе человека средства воспитательного влияния, – а средства эти громадны!», разъяснял Песталоцци [5, с. 35-36].

Как и его великие предшественники, К.Д. Ушинский, следуя принципу природосообразности, указывал на исключительно огромное значение формированию привычек поведения. В своем исследовании «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» Ушинский отводит привычке два раздела, где в первом речь идет о сущности привычки, а в другом – изучаются пути ее формирования.

Под воспитанием Ушинский понимал целенаправленный, преднамеренный процесс «управления личностью». "Управлять личностью" значить подготовить человека к жизни и активной трудовой деятельности, а так же воспитать гармонически развитого человека, знающего как сочетать свои интересы с интересами своего народа и всего человечества. Ушинский считал, что главная роль в воспитательном процессе принадлежит нравственности. Нравственное воспитание – центр его педагогической концепции. Важно воспитывать в детях чувство патриотизма, стремление к добру, трудолюбие, чувство общественного долга, дисциплину, гуманизм, и только это может изменять не только душу, но и тело. В процессе нравственного воспитания необходимо преодолевать такие чувства и качества как тоску, карьеризм, лицемерие, упрямство, леность, скуку, праздность.

Большое внимание вопросу о природосообразности уделяют так же наши соотечественники: Орлов А.Б., Мудрик А.В., Волков Г.Н., Амонашвили Ш. А. В современном звучании принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно должно строится на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, не идти в разрез с общими законами развития человека и природы, воспитывать его согласно возраста и пола, а также формировать у него ответственность за развитие не только самого себя, но и за дальнейшую эволюцию ноосферы и ее состояние.

Г.Н. Волков пишет о том, что основными факторами народной педагогики, соответственно, и народного воспитания, являются: общение, традиция, быт, искусство, религия, природа, игра, слово, дело, пример-идеал (идеи-символы, личности-символы, события-символы). Природа, как важнейший фактор народной педагогики, рассматривается не только как среда обитания, но и как родная сторона, Родина. Природа родины имеет необъяснимую власть над человеком. В народной педагогике природосообразность порождена естественностью народного воспитания, поэтому можно говорить об экологии как универсальной заботе размышления человечества – экологии этнических образований, экологии культуры, экологии окружающей природы и экологии человека. В этом смысле приемлемо выражение о природе человека, о его природном уме, где много связанно с демократическими, гуманистическими особенностями народной педагогики, т.е. с естественностью народного воспитания.

Психолог и педагог А. Кушнир говорит, что принцип природосообразности, это общефилософская основа воспитания и образования, которая непосредственно связанна с универсальной применимостью педагогических систем, как в отношении частных методик, так и технологий обучения. Он верит, что «подлинная наука предполагает наличие такого фундамента в своем основании, который не зависит ни от погоды, ни от идеологии, ни от государственного устройства, ни даже, от педагогического опыта, ни от исторической личности, наконец. Именно такую модальность в педагогической парадигме создавал «высший принцип воспитания» – принцип природосообразности» [2, с. 62].

Таким образом, принцип природосообразности воспитания наиболее глубоко был обоснован и разработан Я.А. Коменским. Принцип природосообразности занимал важное место в педагогических системах И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др. При множественных определениях понятия природы их объединял подход к человеку как к её части и утверждение необходимости его воспитания в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире.

Перед современной системой образования стоит глобальная задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Мы обращаемся к народной педагогике потому что это наши истоки и наша задача сегодня: помочь ребенку не забыть свою национальную и родовую память, уважительно относиться к своим древним корням, чтить и уважать память предков, а так же систематически и целенаправленно приобщать детей к истокам народной культуры.

Начинать приобщение к культуре надо с представлений об окружающем мире. Мир человека тесно связан с трудовой деятельностью, что проявляется в искусно и тонко украшенных орудиях труда (сани, телеги, прялки, гребень и др.). Трудовой люд создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности. Высокая нравственность простого народа показана в детских сказках, загадках, скороговорках, в народном творчестве. Все они преследовали такие педагогические цели, как привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы, духовно-нравственное становления личности, уважительное и бережное отношение к старшему поколению, что унаследовано от предшествующих поколений, например идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи. Педагогический опыт народа закреплен в обрядах, обычаях, ритуалах, которыми ежедневно пользовался народ.

Принцип преемственности и последовательности в воспитании заключается в том, что для формирования просвещенной, творческой, физически и морально здоровой, национально сознательной, личности нужна система определенных последовательных воспитательных мер. Ведь всесторонне и гармонично развитую личность нельзя сформировать, если воспитательный процесс имеет спонтанный, эпизодичный, случайный характер. Учитывая сказанное выше, реализация принципа преемственности в воспитании личности предусматривает применение разных методов и их вариативность в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Эффективность преемственности в воспитании достигается путем комплексного подхода, который предусматривает разработку программы, организационно-методическую работу с педагогами и родителями, совокупность методического обеспечения процесса воспитания личности. Преемственность реализуется во времени и пространстве. Физическая преемственность обеспечивается природой – генотипом, наследственностью, материально-экономическая – наследованием, духовная – воспитанием. Природа, социальные условия, педагогические факторы взаимодействуют друг с другом и должны создавать благоприятнее условия воспитания как отдельного индивида, так и общества.

Отмечая преемственность традиций в области воспитания, большинство авторов подчеркивают своеобразие современного развития общества и культуры, которое ориентируется на всю сумму воспитательных воздействий на человека (ребенка), осуществляемое в основном, через искусство.



Список литературы:

  1. Бондаревская Е.В. Отечественная культурно-педагогическая традиция // Опыт разработки концепций воспитания. / Е.В.Бондаревская. Ростов н/Д, РИПКРО, 2003. - 234 с.
  2. Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников. / А.В.Захарова.// Педагогика и психология.- М, 1976.- № 9, С. 4 - 63.
  3. Кочетов А.И. Методика изучения личности школьника. / А.И.Кочетов. // Пед. диагностика в школе. - Минск, 1980. – 95 с.
  4. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. / В.С. Кукушин. - Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. - 320 с.
  5. Некрасова М.А. Народное искусство России: Народное творчество как мир ценности. / М.А.Некрасова. - М., 1989.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: