» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (73) 2023

Автор: Павлова Анастасия Юрьевна, студентка 4 курса
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Правовые особенности пользования землями обороны и безопасности в разрезе соблюдения концепции национальной безопасности

Статья просмотрена: 55 раз
Дата публикации: 12.04.2023

УДК 349.414

ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛЯМИ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ В РАЗРЕЗЕ СОБЛЮДЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Павлова Анастасия Юрьевна

студентка 4 курса

Оренбургский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный юридический университет имени О.Е.Кутафина (МГЮА)», г. Оренбург

 

Аннотация. В данной статье рассматривается правовое регулирование земель обороны и безопасности, поскольку данная сфера регулируется не только Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, но и подзаконными нормативными актами. Также изучаются особенности пользования данными видами земель, основа которых заложена Земельным Кодексом Российской Федерации. Обособленные земельные участки обороны и безопасности предоставляются при определенных условиях, среди которых неиспользование этих земель для данных нужд, прохождение государственного кадастрового учета и в целом предоставление только на праве аренды. Одной из особенностей выделяется цель использования земель, так как законодательство устанавливает ограниченный перечень целей. Рассматривается разграничение земель обороны и безопасности от земель, которые в силу определенных обстоятельств используются для проведения военных или каких-либо других учений, связанных с поддержанием обороноспособности страны.

Ключевые слова: земли обороны и безопасности, земельный участок, Российская Федерация, национальная безопасность.

 

Вопрос использования земель, которые Конституцией Российской Федерации определены как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, в интересах обороны и безопасности, изучается на общегосударственном масштабе данного вида землепользования, направленного на выполнение таких важнейших функций, как обеспечение обороны страны и безопасности государства согласно концепции национальной безопасности.

Для того чтобы рассматривать особенности правового режима земель обороны и безопасности, необходимо, прежде всего, выявить определение понятия «земли обороны и безопасности». Легальное определение содержится в Земельном Кодексе Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, а именно в статье 93:

Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами  [7].

Однако стоит отметить, что правовой режим земель обороны и безопасности регулируется не только Земельным Кодексом Российской Федерации, но и некоторыми другими нормативно-правовыми актами: Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», Федеральный закон от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране», Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Φ3 «О безопасности», а также Законом Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730–1 «О Государственной границе Российской Федерации» и многие другие.

Также нужно обратить внимание, что земельное законодательство, согласно пункту «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации  [2]. Однако правовое регулирование земель обороны и безопасности должно преимущественно производиться на федеральном уровне, так как земли обороны и безопасности находятся в федеральной собственности, согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона «Об обороне». Ранее существовало множество правовых коллизий и пробелов, связанных с правовым управлением землями обороны и безопасности. Данные проблемы были ликвидированы Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», которое закрепило полномочия по правовому регулированию таких земель. Несомненно, это решило определенный ряд проблем и поспособствовало более эффективному управлению. Однако, в связи с этим, образовалась еще одна проблема — надзор за землями обороны и безопасности. Именно поэтому необходимо рассмотреть проблемы, связанные с земельным надзором, так как они связанны тесно с обеспечением национальной безопасности. Органы, уполномоченные осуществлять государственный земельный надзор, являются универсальными в отношении всех категорий земель без всякого исключения, что закреплено в пунктах Положения «О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)»  [5]. Чтобы данный надзор осуществлялся должным образом, должностные лица этих органов обязаны посещать территории земель обороны и безопасности. Однако, здесь существует проблема допуска к таким участкам, так как они защищаются государственной тайной. Это вызывает ряд проблем в должном осуществлении своих полномочий органами надзора. Исходя из этого, имеется необходимость в специальном органе, входящего под ведомство Министерства Обороны Российской Федерации. В науке существует точка зрения, согласно которой полномочия по надзору за землями обороны и безопасности необходимо предоставить органам Военной Прокуратуры, так как данный орган тесно связан с государственной тайной, военной инфраструктурой и т.д.

В рамках целевого назначения земель обороны и безопасности, законодатель конкретизирует предоставление и использование земельных участков из состава данных земель. Основная цель земель обороны и безопасности — обеспечение обороны страны.

В науке также учёные высказываются о важной роли, цели земель обороны и безопасности. Так В.В. Красинский отмечает, что «несмотря на продолжающееся сокращение Вооруженных Сил и иных воинских формирований Российской Федерации, передачу движимого и недвижимого военного имущества органам местного самоуправления и отдельным хозяйствующим субъектам, демилитаризацию экономики, земли обороны и безопасности продолжают играть важную роль в функционировании оборонно-промышленного комплекса, в системе национальной безопасности Российской Федерации, в обеспечении режима защиты государственной тайны» [3].

Основу правового режима земель, помимо требований по их использованию и охране, составляет положение статьи 27 Земельного Кодекса Российской Федерации, в которой закреплено, что практически все земли обороны и безопасности либо изъяты из оборота, либо ограничены в обороте, в зависимости от статуса объектов, расположенных на данных землях. Согласно данной статье, земли обороны и безопасности законодатель разделяет на изъятые из оборота и ограниченные в обороте. Те земельные участки, которые не отнесены земельным законодательством к изъятым из оборота, считаются ограниченными в обороте, что непосредственно определяет возможность предоставления данных земельных участков из их состава на иных правах конкретным субъектам для определенных целей [7].

В целом стоит сказать, что отношения в сфере землепользования в интересах обороны и безопасности подвергаются императивному и диспозитивному способам воздействия соответствующих норм права. Так, авторитарный метод выражается в обязательном исполнении административного акта, лежащего в основе любых действий в отношении землепользования в интересах обороны и безопасности (например, закреплению земельных участков за определенным субъектом в Минобороны России всегда осуществляется на основании приказа Министра обороны Российской Федерации). Метод автономии, к примеру, заключается в заключении договора на выполнение услуг по оформлению прав на земельные участки, заключаемого по результатам проведенных торгов [6].

Постановления Правительства Российской Федерации и некоторые специальные федеральные законы конкретизируют порядок использования ограниченных в обороте земель обороны и безопасности. В связи с этим обратимся к одному из таких специальных нормативных правовых актов, а именно к Постановлению Правительства РФ от 31.03.2006 № 176 «Об утверждении Правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования». Данный нормативный правовой акт закрепляет условия передачи земель, которые предоставляются для нужд обороны и безопасности, которые временно не используются для указанных нужд [4].

Обособленные земельные участки обороны и безопасности, которые прошли государственный кадастровый учет, предоставляются только на праве аренды. Важно упомянуть, что земельные участки, изъятые из оборота, за исключением случаев, установленных федеральными законами, не могут передаваться в аренду.

Федеральные органы исполнительной власти, в которых предусматривается военная служба (Министерство обороны России, Министерство внутренних дел России и т. д.) формируют из земель обороны и безопасности, которые временно не используются ими, перечни земельных участков, которые могут быть сданы в аренду или безвозмездное пользование. Данные перечни закрепляют в себе сведения о площади земельных участков, об их местоположении, предполагаемых правах на них и разрешенном использовании земельных участков, включая возможные ограничения использования земельных участков.

Но абсолютно единое положение всех земель обороны и безопасности, на данный момент, вызывает некоторые изменения в области пользования такими землями частными лицами. В пример можно привести то, что с учетом правил передачи отдельных земельных участков из земель, которые были предоставлены для нужд обороны и безопасности, Земельным Кодексом РФ, в безвозмездное пользование юридическим лицам и физическим лицам, для нужд сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного пользования. В настоящее время допускается использование таких земель только в целях охоты. Несомненно, поправки в Земельный Кодекс РФ уполномочили органы местного самоуправления и субъекта РФ принимать меры, необходимые для предоставления земельных участков в целях удовлетворения личных потребностей граждан, развития огородничества и садоводства и т. д. Здесь выявляется следующая проблема: только Министерство Обороны РФ может давать необходимое разрешение на пользования землями обороны и безопасности. Отсюда можно сделать вывод, что необходимый механизм, для реализации такого процесса, в настоящее время отсутствует. Законодателю следует изобрести такой механизм, сделать его легкореализуемым и предоставить соответствующие возможности гражданам.

Разграничение на виды прав на земельные участки из состава земель обороны и безопасности зависит от целей использования данных земельных участков. Так, в целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы РФ земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических заграждений и сооружений, а так же пограничные знаки, пограничные просеки, коммуникации, пункты пропуска через Государственную границу РФ и другие объекты отводятся в постоянное (бессрочное) пользование. Размеры земельных участков, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы РФ, порядок их использования, включая особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, Нормы отвода земельных полос, определяются законодательством Российской Федерации, прежде всего Законом РФ от 01.04.1993 № 4730–1 «О Государственной границе РФ». Действительно, нормативно-правовым актом устанавливается, что пограничным органам выделяется в бессрочное (постоянное) пользование земельная полоса шириной до 5 км, которая проходит конкретно вдоль Государственной границы РФ на суше, а при надобности — по берегу российской части вод пограничной реки или иного водоема, в соответствии с установленными нормами [1].

Земельные участки, которые находятся в собственности субъектов РФ, органов местного самоуправления, а так же в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных сил РФ, других войск и формирований, но только в строгом соответствии законодательству Российской Федерации. В Земельном Кодексе закрепляются обстоятельства, в силу которых может производиться изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Но также не стоит забывать о разграничении земель обороны и безопасности от земель, которые в силу определенных обстоятельств используются для проведения военных или каких-либо других учений, связанных с поддержанием обороноспособности страны. Следует обозначить, что изъятие земельных участков у собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов, которые используются для нужд обороны и безопасности, не производится. В данном случае, пользование этими землями происходит в особом порядке, установленным для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует большое количество правовых особенностей пользования землями обороны и безопасности в разрезе соблюдения концепции национальной безопасности, однако помимо данных особенностей существуют и определенные проблемы в законодательстве данного вопроса. Поскольку пробелы в  законах и подзаконных актах, правовые коллизии, а также отсутствие правильной дифференциации подкатегории земель, с подходящим подбором особых режимов землепользования для каждой из них. 



Список литературы:

  1. Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» от 01.04.1993 № 4730-I // Российская газета. - 04.05.1993 г.
  2. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
  3. Красинский В.В. Правовой режим земель обороны и безопасности // Военно-юридический журнал. 2007. № 7. С. 19–29.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования» от 31.03.2006 № 176 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006 г. - № 15. - Ст. 1613.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)» от 30.06.2021 № 1081 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2021 г. - № 28. - Ст. 5511.
  6. Суров А.Ф., Шестерюк А.С. Правовые проблемы регулирования охраны и использования земель обороны и безопасности // Экологическое право. 2006. № 5.
  7. Федеральный закон «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001 г. - № 44 . - Ст. 4147.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: