» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (73) 2023

Автор: Норманова Карина Вячеславовна, студент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Правовые аспекты строительства мусороперерабатывающего завода в городе Оренбург

Статья просмотрена: 97 раз
Дата публикации: 12.04.2023

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА МУСОРОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО ЗАВОДА В ГОРОДЕ ОРЕНБУРГ

Норманова Карина Вячеславовна

студент

Оренбургский институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

 

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы в области утилизации мусора на территории РФ и ее регионов. Они связанны с нанесением ущерба природе, здоровью людей. Опыт по переработке бытовых и производственных отходов.Развитие экологического предпринимательства и привлечение инвестиций в регионы РФ в сферу обращения с отходами. Являются актуальными для повышения устойчивости экономических систем на фоне экологического загрязнения, изменения климата и истощения природных ресурсов. В данной статье рассмотрим город Оренбург и его развитие в сфере переработки мусора. Раскроем положительные стороны нахождения такого завода на территории областного центра.

Ключевые слова: регион РФ, Оренбург, мусороперерабатывающий завод, проблемы в сфере экологии, переработка и утилизация мусора.

 

Проблема переработки мусора имеет место быть в Российской Федерации с начала 2000-ых годов - полигоны переполнены, а системы переработки практически не используются. Необходимо подчеркнуть, что в РФ активно рассматриваются законодательные инициативы в сфере переработки отходов, но, к сожалению, не все принимаются.

Существующие мусоросжигательные и мусорообрабатывающие заводы и другие системы в городах не справляются с большим количеством бытового мусора. В этой связи не решена в стране проблема, связанная с негативным влиянием загрязняющих веществ на здоровье граждан. Организм человека повседневно подвергается химическим, биологическим и токсическим реакциям, что негативно влияет на его жизнедеятельность. Большую озабоченность вызывают факты заболеваемости большого количества населения страны. Токсические свойства отходов несут токсикологическую опасность для всего живого, наносят ущерб окружающей природной среде[1]

Правительство России совместно с регионами с 2010 года положило начало «мусорной» реформе. В дальнейшем вносились множество изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Например, с 2019 года появился такой участник, как региональный оператор, а в 2021 году планировалось создать механизм слежки за транспортировкой твердых коммунальных отходов (далее по тесту - ТКО). В 2019 году был принят федеральный проект «Комплексная система обращения с ТКО», в котором содержатся целевые показатели по переработке. Также происходят институциональные изменения - в 2019 году появился «куратор» «мусорной» реформы. Так, «Российский экологический оператор» призван реализовать идею по созданию экономики замкнутого или полного цикла[2]

РЭО является публично-правовой компанией, они следят
за эффективным и законным обращением с твердыми коммунальными отходами в России. Согласно, Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 19.12.2022) "Об отходах производства и потребления", российский экологический оператор осуществляет следующие функции:

  • разрабатывает и корректирует федеральную схему обращения с твердыми коммунальными отходами;
  • проводит экспертизу и готовит рекомендации при утверждении или корректировке региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, территориальной схемы обращения с отходами, а также при установлении или корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов, планировании расходов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
  • создает, развивает и эксплуатирует федеральную государственную информационную систему учета твердых коммунальных отходов;
  • развивает и эксплуатирует единую федеральную государственную информационную систему учета отходов от использования товаров.

В настоящее время согласование в федеральных органах государственной власти также проходят такие меры государственной поддержки в отрасли обращения с ТКО, как:

  1. предоставление субсидий из федерального бюджета лизинговым организациям на государственную поддержку лизинговых сделок по созданию, реконструкции и (или) модернизации объектов обращения с ТКО;
  2. возмещение российским организациям и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» недополученных доходов по кредитам, выданным инвесторам на реализацию проектов, а также по кредитам на цели рефинансирования ранее полученных кредитов, выданных инвесторам на реализацию проектов, по льготной ставке;
  3. компенсация понесенных инвесторами затрат на строительство, реконструкцию объектов обработки, и (или) утилизации, и (или) размещения отходов [3]

Инвестиции в проекты по переработке отходов производства и потребления нацелены на повышение экономии энергии, денег и времени; чрезвычайная экологическая ситуация и ухудшение состояния окружающей среды должны быть учтены при разработке национальных и региональных стратегий развития. Ученые предлагают стимулировать финансовые учреждения, которые инвестируют свои средства в экологические программы и проекты[4].

На данный момент существует Постановление Правительства РФ от 12 октября 2020 г. № 1657 “О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов” в нем регламентируется выбор технологических решений для объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов и сочетаний этих технологических решений должна обеспечиваться их приоритетность. Помимо этого, еще регулируется выбор  места расположения объектов обработки, обезвреживания, утилизации, размещения твердых коммунальных отходов. А также ввод в эксплуатацию объектов обработки, обезвреживания, утилизации, размещения твердых коммунальных отходов. Данный нормативный акт направлен на установление определённых требований для создания объектов переработки.

Город Оренбург не стал исключением борьбы с «мусорной» проблемой. По этой причине,успешно решает проблему с отходами в областном центре мусоросортировочный комплекс ООО «Экоспутник»построенный в 2014 году Оренбургском районе. Находиться он рядом с городским полигоном. Запуск сортировочного комплекса позволил создать новые рабочие места и снизить нагрузку на полигон. Сейчас мусор везется на переработку не только из областного центра, но и из некоторых районов Оренбургской области. Отходы, привозимые на полигон, проходят предварительную сортировку на этом предприятии. На данном этапе он способен перерабатывать до 250 тысяч тонн.

Сокращение объемов отсортированного мусора постепенно позволит уменьшить площадь участка земли, которую сегодня занимает городская свалка. Если бы жители региона регулярно сортировали или разделяли мусор, то на вторичную переработку отправлялось бы больше отходов, тогда возможности «Экоспутника» позволили перерабатывать значительные объемы отсортированного мусора.

Кроме сортировки, на данном комплексе начали изготавливать новую продукцию из разных видов отходов: например, канализационные люки и тротуарную плитку. Стоит выделить, что в сортировочном комплексе в Оренбурге установлено современное оборудование, которое соответствует мировым стандартам.

Так как данное предприятие выполняет свои функции в полном объеме.Министр природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Александр Самбурский дал информацию, что в Оренбургском регионе появятся первые мусороперерабатывающие заводы. По его словам, уже есть договоренности о строительстве перерабатывающего комплекса в Оренбурге. Проект будет реализовываться инвесторами на условиях концессионного соглашения. Деньги на реализацию выделяет и федеральный центр для борьбы с «мусорной» проблемой.

На данный момент в Оренбуржье выявлено более 800 несанкционированных свалок, по 35 из них есть решения судов. Поэтому власти должны ликвидировать завалы в определенные сроки. Данные работы по обходятся в большие суммы. Так, по Нежинской свалке были торги и рекультивировать ее должны до конца 2023 года. А стоимость этих работ оценивается в 270 миллион рублей.

Часть свалок в городе Оренбурге и в других городах области будут ликвидированы в 2023 году. На эти цели планируют затратить 1,1 миллиарда рублей, 100 миллионов рублей из них – это областные средства.

В социальной сети правительства области сообщили, что место для строительства мусороперерабатывающего комплекса под Оренбургом выбрано. К сожалению, не обозначили, что это будет за место. На месте работали губернатор Денис Паслер и генеральный директор «Российского экологического оператора» Денис Буцаев.

Известно только, что сейчас на месте будущего завода поле, но в 2024 году появится перспективный объект — комплекс переработки отходов.

«Российский экологический оператор» готов вложить в строительство предприятия до 90% необходимых инвестицийот общей суммы инвестирования, об этом рассказал Денис Буцаев. Генеральный директор «РЭО» и губернатор обсудили какие действия необходимо предпринять, чтобы Оренбургская область к 2030 году смогла достигнуть показателей федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами».

Мощность производственной линии в Оренбурге позволит перерабатывать 300 тысяч тонн твердых коммунальных отходов в год. Предприятие будет производить выборку 16% полезных фракций, которые в дальнейшем будут использованы в готовой продукции. В процессе сортировки на заводе будут извлекать такие вторичные материальные ресурсы, как стекло, пластик, бумагу, полимеры и картон, а также чёрные и цветные металлы.

Также предполагают, что данный завод сможет перерабатывать разные виды мусора. Уже на первом этапе сортировки методом механического обработки будет отбираться органика — пищевой и растительный мусор. Из него будут делать техногрунт для сельского хозяйства и строительства. Завод сможет перерабатывать до 56% всего мусора в регионе. Сейчас 95% отходов отправляют на полигоны. При этом, по информации Минприроды области, в регионе ежегодно образуется примерно 583 тыс. тонн ТКО.

Кроме этого, запланирован запуск линии компостирования, которая позволит снизить экологическую нагрузку на полигоны. Открытие такого объекта позволит снизить «мусорную» нагрузку на регион.

Таким образом, строительство мусороперерабатывающего завода в городе Оренбурге повлияет положительно в нескольких аспектах.

Во-первых, экологический вопрос, экономика призвана помогать удовлетворению вечно растущих потребностей человека в условиях ограниченности ресурсов. Предлагается создать целый комплекс, который мог бы не только перерабатывать мусор, но также осуществлять его логистику, сортировку и реализацию вторичного сырья. Так снизиться количество полигонов мусора и освободиться большое количество пространства. Если будет существовать такой комплекс, то из области можно будет вести мусор на переработки в город Оренбург. Тем самым, снизиться нагрузка на областные города и поселения.

Во-вторых, экономический вопрос, невозможно обойти стороной вопросы его рентабельности. Потенциальных инвесторов интересует возможность получить прибыль. Использование вторичного сырья позволяет не только сохранить экологическую среду, но также сократить общие траты ресурсов. И, как показали исследования, способно принести неплохую прибыль владельцам данного бизнеса.

В целом инструментов государственной поддержки инвестиционных проектов в сфере переработки мусорасуществует много. В данной статье мы рассмотрели часть таких механизмов и их правовое регулирование.



Список литературы:

  1. Иванова И. А., Бусалова С. Г., Горчакова Э. Р. Региональный инвестиционный рынок в сфере обращения с отходами: динамика, структура, методика оценки / И. А. Иванова, С. Г. Бусалова, Э. Р. Горчакова // Регионология. 2021. Т. 29, № 4. С. 840-865
  2. Шкодинский, С. В. Анализ существующей в России системы поддержки инвестиционных проектов в сфере обработки и утилизации отходов / С. В. Шкодинский, И. Н. Рыкова, А. А. Юрьева // Вестник евразийской науки. — 2021. — Т. 13. — № 5. С. 1-17
  3. Правовые условия и предпосылки создания новой отрасли по переработке мусора в масштабах страны / О. Р. Саркисов, Е. Л.Любарский //Вестник экономики, права и социологии—2019 — №2.С.140-144
  4. Иванова И. А. , Бусалова С. Г. , Горчакова Э. Р. Инвестиции в сферу обращения с отходами: региональный аспект и эколого-экономическое обоснование целесообразности/ И. А. Иванова, С. Г. Бусалова, Э. Р. Горчакова// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал.— 2021 — №2 (66). С. 1-9


[1]Правовые условия и предпосылки создания новой отрасли по переработке мусора в масштабах страны / О. Р. Саркисов, Е. Л.Любарский //Вестник экономики, права и социологии— 2019 — №2. 141 с.

[2]Иванова И. А. , Бусалова С. Г. , Горчакова Э. Р. Инвестиции в сферу обращения с отходами: региональный аспект и эколого-экономическое обоснование целесообразности / И. А. Иванова, С. Г. Бусалова, Э. Р.  Горчакова // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал.— 2021 — №2 (66).1 с.

[3]Шкодинский, С. В. Анализ существующей в России системы поддержки инвестиционных проектов в сфере обработки и утилизации отходов / С. В. Шкодинский, И. Н. Рыкова, А. А. Юрьева // Вестник евразийской науки. — 2021. — Т. 13. — № 5.,9 с.

[4]Иванова И. А., Бусалова С. Г., Горчакова Э. Р. Региональный инвестиционный рынок в сфере обращения с отходами: динамика, структура, методика оценки / И. А.Иванова, С. Г.Бусалова, Э. Р. Горчакова // Регионология. 2021. Т. 29, № 4.  846 с.

 

 



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: