» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (74) 2023

Автор: Валерия Михайловна Кукурчук, Студент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Критерии разграничения гражданских и административных дел, рассматриваемых военными судами

Статья просмотрена: 66 раз
Дата публикации: 17.04.2023

УДК 347.9

КРИТЕРИИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ,РАССМАТРИВАЕМЫХ ВОЕННЫМИ СУДАМИ

Кукурчук Валерия Михайловна

студент факультета истории и права,

Смоленский государственный университет, г. Смоленск

 

Аннотация. В статье рассматриваются критерии разграничения гражданских и административных дел, рассматриваемых военными судами, проводится анализ действующего законодательства и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации. Высказываются предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства и актов судебного толкования

Ключевые слова: военные суды, подсудность, гражданское судопроизводство, административное судопроизводство

 

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46, ч. 1 и 2)[1]. В полной мере эта конституционная гарантия распространяется на военнослужащих. Судебный порядок является основным способом защиты прав и интересов военнослужащих. Военные суды рассматривают большинство вопросов, относящимся к публично – правовым отношениям. Однако, в некоторых случаях права и интересы военнослужащих могут быть затронуты при разрешении гражданских дел в порядке искового производства. Если требования предъявляют члены семьи военнослужащего, то конечно же косвенно защищаются права и интересы самого военнослужащего.

Важным вопросом в этом случае является определение вида производства при рассмотрении требований, которые возникают из публичных правоотношений, но осложненных гражданско – правовым спором.  Раньше такие требования рассматривались в рамках гражданского судопроизводства, где дела распределялись между исковым и публичным производствами. Однако с принятием в 2015 году Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее ­– КАС РФ) дела, возникающие из публичных правоотношений, стали рассматриваться в соответствии с нормами КАС РФ[2].

Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 7 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» военные суды рассматривают гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений[3].

По настоящее время данная норма действует в своей первоначальной редакции и какой-либо корректировке, в том числе, несмотря на вступление в силу КАС РФ, не подвергалась.

Ее логическое толкование позволяет высказать суждение о том, что дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих подлежат рассмотрению в порядке как гражданского, так и административного судопроизводства.

Согласно Л.В. Тумановой, введение КАС РФ означает, что административное судопроизводство теперь отделено от искового и особого производства, и дела, которые ранее относились к этим категориям, теперь признаны публично – правовыми[4].

Представляется, необходимым выработать некоторые критерии, позволяющие сформулировать обоснованный вывод о виде судопроизводства, по правилам которого подлежит рассмотрению конкретное дело.

В поисках решения поставленного вопроса в рамках судебной практики, в первую очередь, необходимо обратиться к постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», п. 5 которого содержит указание на то, что военная служба предполагает осуществление полномочий государства по обеспечению своего суверенитета и иных важнейших государственных интересов, а военнослужащие являются носителями публичной власти[5]. В этой связи правоотношения, связанные с исполнением военнослужащими общих, должностных и специальных обязанностей, являются публично-правовыми.

Данные разъяснения указывают на наличие двух критериев разграничения административных и гражданских дел, подсудных военным судам: субъектный состав и характер спорных правоотношений.

В поисках истины нельзя не обратить внимания на одну категорию рассматриваемых военными судами гражданских дел, а именно о взыскании с военнослужащих (в том числе бывших) излишне выплаченных денежных средств, которые также отягощены административным элементом.

В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом (далее – ГПК РФ), исковое производство касается споров, связанных с гражданскими правоотношениями, которые характеризуются равенством участников. Однако отношения, связанные с обеспечением военнослужащих денежным довольствием, вытекают из военно – служебных правоотношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой, но споры о взыскании излишних выплат разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.

Приведенные замечания позволяют прийти к выводу о наличии еще одного критерия разграничения административных и гражданских дел, рассматриваемых военными судами. Этим критерием выступает процессуальное положение участников спорных правоотношений. Иными словами, дела, возникающие из военно-служебных отношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой, когда требования предъявлены к военнослужащему (в том числе бывшему) или лицу, призванному на военные сборы, подлежат разрешению в порядке гражданского судопроизводства. Ситуация вполне логична, поскольку, возможность привлечения гражданина к участию в деле в качестве административного ответчика отсутствует.

В заключение можно отметить, что разграничение гражданского и административного судопроизводства, в частности на примере военных судов, представляет собой проблемный вопрос. Его решение, в том числе с использованием результатов абстрактного толкования норм законодательства Верховным Судом Российской Федерации, должно выражаться в выработке обоснованных критериев определения вида судопроизводства, что, в конечном итоге, будет способствовать достижению некоего баланса интересов в сфере тех или иных правоотношений.



Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 2020. №11. Ст. 1416.
  2. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // Собрание законодательства РФ.2015. № 10. Ст. 1391
  3. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «О военных судах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.1999.№ 26.Ст. 3170
  4. Туманова Л. В. Необходимость расширения сферы административного судопроизводства // Судья. 2017. № 3. С. 15 — 17.
  5. Постановление Пленума ВС РФ от 29.05.2014 № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2014. № 7
  6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // Собрание законодательства.2002.№ 46.Ст. 4532


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: