» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 2017

Автор: Парамонова Юлия Андреевна, Студентка 3-го курса
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Особенности мотивации достижения успеха в юношеском возрасте

Статья просмотрена: 352 раз

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Парамонова Юлия Андреевна

Студентка 3 курса

Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Университет, гелгород

 

Аннотация: статья посвящена особенностям мотивации достижения в юношеском возрасте. Рассматриваются различные подходы к определению мотивации достижения. В результате исследования было выявлено, что преобладающей у юношей является мотивация избегания неудач. Представлено описание соответствующих особенностей поведения.

Ключевые слова: личность, юноши, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудач.

 

Психологическое развитие личности юноши – процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самоуважение, активной работы над собой [3]. Характерной особенностью юношеского возраста является потребность в достижениях. Если она не находит своего удовлетворения в основных сферах деятельности юноши, то смещается на другие сферы (спорт, бизнес и т.д.). Человек должен найти для себя область успешного самоутверждения. В противном случае возможны невротизация, уход в болезнь и ряд других неблагоприятных последствий [6].

Мотивация – это, в первую очередь, стремление достичь успеха в своей деятельности. И если человек постоянно стремится достичь успеха, а также высоких результатов, то у него достаточно высокий уровень мотивации достижения [5].

Е.П. Ильин говорит о том, что само понятие «мотивация» впервые употребил А. Шопенгауэр, которую понимал, как нечто объясняющее поведение человека и животных. В настоящее время понимание термина «мотивация» достаточно разнообразно, и каждый автор трактует его по-своему [4]. Многообразие определений связано с различными подходами к мотивации. По мнению А.Н. Леонтьева, работы по проблеме мотивации сложно систематизировать – настолько различаются те значения, в которых употребляется в них термин "мотив" [1].

Среди отечественных психологов одним из первых вопросом мотивации достижения занялся М.Ш. Магомед-Эминов, предприняв попытку изучить структуру и механизмы функционирования данного феномена. Мотив достижения М.Ш. Магомед-Эминов понимает, как обобщенную, относительно устойчивую диспозицию личности, стремление человека выполнить дело на высоком уровне качества везде, где есть возможность проявить свое мастерство и способности [5].

Мотивация достижения имеет два выхода: достижение успеха либо избегание неудачи. Таким образом, поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудачи. Однако каждый отдельный человек имеет доминирующую тенденцию руководствоваться либо мотивом достижения, либо мотивом избегания неудачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи - с тревожностью и защитным поведением [7].

Для выявление особенностей мотивации дост1ижения успеха в юношеском возрасте, нами было проведено исследование с использованием теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД). Участниками выступали студенты от 18 до 22 лет в количестве 50 человек. Результаты исследования представлены на рис. 1.

Рис.2. Выраженность мотивации достижение в выборочной совокупности респондентов (%)

На рис. 2. мы видим, что в выборочной совокупности у большинства респондентов доминирует мотивация избегания неудач – 70% (35 человек), 22% (11 человек) преобладает мотивация стремления к достижению успеха и 6% (4 человека) с неопределенным доминирование мотивации достижения успеха или избегания неудач.

Мотивация избегания неудачи рассматривается как выработанный в психике механизм избегания ошибок, неудач, при чем в основном любыми путями и средствами. Для личности с доминированием мотивации избегания неудач главное не допустить оплошности, предотвратить неудачи, даже ценой сильной трансформации изначальной, главной цели, её полного или частичного не достижения. Мотив избегания неудач провоцирует занижение самооценки, критику всего вокруг, постоянные претензии и неудовлетворенность жизнью. Таким образом, в результате исследования нами было выявлено, что у современных юношей преобладает мотивация избегания неудач, а мотивация достижения успеха выражена на низком уровне, что говорит о недостаточно благоприятном прогнозе достижений поставленных целей и в целом для личностного развития на данном возрастном этапе.

 



Список литературы:

  1. Вилюнас, В. Психология развития мотивации / В. Вилюнас. – СПб.: Речь, 2006. – 415 с.
  2. Диагностика мотивации достижения (А.Мехрабиан) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. – C.98-102.
  3. Долджин, К. Психология подросткового и юношеского возраста / К. Долджин. – СПБ: Изд. Питер, 2012. – 86 с.
  4. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2006. –512 с.
  5. Магомед-Эминов, М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: дис. ... канд. психол. наук / М.Ш. Магомед-Эминов. - М., 1987. – 343 с.
  6. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. / Ф. Райс. - Спб.: Питер, 2000. – 624 с.
  7. Сальков, A.B. Взаимосвязь ценностного самоопределения и мотивации достижения у студентов университета /A.B. Сальков // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. – 2002. – № 2. – С. 111-119.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: