» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (74) 2023

Автор: Рываев Никита Юрьевич, студент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Контрольно-надзорные функции Центрального Банка Российской Федерации

Статья просмотрена: 64 раз
Дата публикации: 30.04.2023

УДК 336.711.65

Контрольно-надзорные функции Центрального Банка Российской Федерации

Рываев Никита Юрьевич

студент

Кузьмина Мария Вячеславовна

к.ю.н., старший преподаватель

Оренбургский институт (филиал) университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Оренбург

 

Аннотация. В качестве главной цели исследования было выбрано выявление направлений по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности Банка России в современных реалиях. Это в свою очередь предполагает рассмотрение сущности, форм и видов деятельности, которые имеют отношение к Центральному Банку Российской Федерации.

Ключевые слова: банковское право, экономика, Центральный Банк Российской Федерации, Банк России.

 

Россия на сегодняшний день находится под большим количеством санкционных мер. Санкционные меры в отношении России в том числе направлены на ограничение доступа российских компаний к мировому рынку капиталов, что в свою очередь привело к появлению угроз для самих участников финансового рынка.

Е. А. Лупандина считает [1], что Россия имеет низкое качество ресурсной базы. К тому же, по ее мнению, существуют недостатки банковского менеджмента, связанные с реализацией процессов управления активами и пассивами. Это в свою очередь способствует появлению рисков для клиентов в целом и заемщиков в частности, так или иначе связанные с банком, следствием чего стало падение санированных банков.

Возникновение угрозы способствовало ужесточению регламентации отношений в сфере банковского обслуживания для снижения имеющихся рисков и появлению старых. Однако, можно заметить появление необходимости в повышении требований к реализации банковского контроля и надзорной деятельности. Особенно стоит отметить проявление большого интереса к роли Центрального банка РФ (далее Банка России), так как именно он является одним из основных институтов в финансовом секторе, который имеет особый правовой статус, а также возможность осуществлять от имени государства такие функции, как регулирование денежно-кредитной сферы и контрольно-надзорной деятельности. Что в свою очередь влияет на эффективность в проведении устойчивой политики, и дальнейшего развития экономики в Российской Федерации, что повысит шансы России укрепить свои позиции на мировой арене.

Если рассматривать  экономическую систему, то стоит  обозначить систему как одну из основных элементов в реализации рыночных отношений, который в свою очередь представлен большим количеством секторов. В роли одного из таких секторов выступает финансовый сектор, деятельность которого невозможна без функционирования банковской инфраструктуры, которая занимается направлениями стабилизации государственной политики и выступает в качестве участника деятельности по формированию валового национального продукта. Поэтому в роли основного органа банковской системы служит Банк России.

Основная идея реализации деятельности Банка России закреплена в Федеральном законе «О Центральном Банке РФ (Банке России)» [2]. При анализе данного нормативно-правового акта, в статье 56 предусматривается отсутствие административных полномочий по проведению управленческих процессов в отношении кредитных организаций, при этом также не обладает правом вмешиваться в деятельность кредитных организаций и допускать определения ее целесообразности. Однако, Банк России обладает возможностью в проведении таких функций при регулировании и надзорной деятельности.

При анализе научной литературы стало понятно, что банковский надзор представлен в основном с позиции банковского законодательства. По мнению А. Г. Братко [3], банковский надзор представлен как осуществление дистанционного и контактного способа наблюдения за соблюдением выполнения законодательства со стороны кредитных организаций, что позволяет тем самым регулировать банковскую деятельность при помощи установленных нормативно-правовых актов, где подразумеваются правила бухгалтерского учета и отчетности, финансовых нормативов.

По мнению И. В. Винниковой [4] контрольно-надзорная деятельность со стороны Банка России подразумевается, как деятельность, основанная на законодательно прописанных регламентах, которые в совокупности представляют собой механизм по осуществлению мероприятий в отношении постоянного надзора по соблюдению выдвинутых требований к самим кредитным организациям и банковским группам, находящихся на территории РФ.

Основные направление в системе контрольно-надзорной деятельности Банка России заключаются в разработке методических документов, определяющих требования к коммерческим банкам для их лицензирования, пруденциальные нормы и требования к действующим коммерческим банкам, основания для отзыва лицензии, программы аналитических и институциональных проверок; аналитическая работа по изучению представляемой банками отчетности и материалов инспекционных и аудиторских проверок, по оценке перспектив финансовой устойчивости коммерческих банков; оценочная работа, осуществляемая на основе аналитических и контрольных процедур и имеющая результатом классификацию банков по степени проблемности; организация дифференцированных отношений с каждым банком.

Исходя их этого, можно выделить функции Банка России: основные функции, вспомогательные функции, превентивные функции, контрольная функция и сигнализирующая функция.

Контрольно-надзорная деятельность банка предусматривает наличие различных видов контроля, так, как прямой контроль и либеральный контроль. Прямой контроль в свою очередь делится на входной и текущий.

Контрольно-надзорная деятельность Банка России осуществляется с использованием методов и инструментов, которые сформированы из специфики видов, форм, функций и направлений контрольно-надзорной деятельности.

С точки зрения воздействия на деятельность банков методы контрольно-надзорной деятельности Банка России делятся на административные и экономические. С точки зрения целей они подразделяются на регулирующие методы и надзорные.

При реализации контрольно-надзорной деятельности применяются такие инструменты, как: дистанционный надзор, контактный надзор и государственная регистрация и лицензирование банковской деятельности.

Исходя из этого, банковская деятельность на территории Российской Федерации осуществляется Банком России, который в свою очередь осуществляет контроль и надзор за данной деятельностью. Банк России выступает как независимый финансовый институт, который предполагает серьезную ответственность при принятии тех или иных решений в ходе выполнения контрольно-надзорной деятельности.

Банковский надзор в России имеет свои проблемы, которые возникли в результате наличия недостатков отечественной системы модели банковского сектора, которое выбрало своим направлением экстенсивное развитие. По нашему мнению необходимо применять риск-ориентированные подходы, которые позволят определить слабые места на ранних стадиях и их можно будет вовремя ликвидировать.



Список литературы:

  1. Лупандина, Е. А. Банковский надзор и уроки кризиса / Е. А. Лупандина // Вестник ОГУ. — 2020. — № 13(119). — С. 174–176.
  2. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86 – ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ. — 15.07.2002. — № 28. — Ст. 2790
  3. Братко, А. Г. Банковское право (вопросы теории и практики) / А. Г. Братко. — М.: Гарант, 2017. — 784 с.
  4. Винникова, И. В. Банковский надзор в системе финансово-правового регулирования банковской деятельности // ФГБОУ ВПФ «Московский государственный университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)». —2019. — 24 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: