» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (74) 2023
Автор: Рываев Никита Юрьевич, студент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Контрольно-надзорные функции Центрального Банка Российской Федерации
Дата публикации: 30.04.2023
УДК 336.711.65
Контрольно-надзорные функции Центрального Банка Российской
Федерации
Рываев Никита Юрьевич
студент
Кузьмина Мария Вячеславовна
к.ю.н., старший преподаватель
Оренбургский институт (филиал)
университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Оренбург
Аннотация. В качестве главной цели
исследования было выбрано выявление направлений по совершенствованию
контрольно-надзорной деятельности Банка России в современных реалиях. Это в
свою очередь предполагает рассмотрение сущности, форм и видов деятельности,
которые имеют отношение к Центральному Банку Российской Федерации.
Ключевые слова: банковское право,
экономика, Центральный Банк Российской Федерации, Банк России.
Россия на
сегодняшний день находится под большим количеством санкционных мер. Санкционные
меры в отношении России в том числе направлены на ограничение доступа
российских компаний к мировому рынку капиталов, что в свою очередь привело к
появлению угроз для самих участников финансового рынка.
Е. А. Лупандина
считает [1], что Россия имеет низкое качество ресурсной базы. К тому же, по ее
мнению, существуют недостатки банковского менеджмента, связанные с реализацией
процессов управления активами и пассивами. Это в свою очередь способствует
появлению рисков для клиентов в целом и заемщиков в частности, так или иначе
связанные с банком, следствием чего стало падение санированных банков.
Возникновение
угрозы способствовало ужесточению регламентации отношений в сфере банковского
обслуживания для снижения имеющихся рисков и появлению старых. Однако, можно
заметить появление необходимости в повышении требований к реализации
банковского контроля и надзорной деятельности. Особенно стоит отметить
проявление большого интереса к роли Центрального банка РФ (далее Банка России),
так как именно он является одним из основных институтов в финансовом секторе,
который имеет особый правовой статус, а также возможность осуществлять от имени
государства такие функции, как регулирование денежно-кредитной сферы и
контрольно-надзорной деятельности. Что в свою очередь влияет на эффективность в
проведении устойчивой политики, и дальнейшего развития экономики в Российской
Федерации, что повысит шансы России укрепить свои позиции на мировой арене.
Если
рассматривать экономическую систему, то
стоит обозначить систему как одну из
основных элементов в реализации рыночных отношений, который в свою очередь
представлен большим количеством секторов. В роли одного из таких секторов
выступает финансовый сектор, деятельность которого невозможна без
функционирования банковской инфраструктуры, которая занимается направлениями
стабилизации государственной политики и выступает в качестве участника
деятельности по формированию валового национального продукта. Поэтому в роли
основного органа банковской системы служит Банк России.
Основная идея
реализации деятельности Банка России закреплена в Федеральном законе «О
Центральном Банке РФ (Банке России)» [2]. При анализе данного нормативно-правового
акта, в статье 56 предусматривается отсутствие административных полномочий по
проведению управленческих процессов в отношении кредитных организаций, при этом
также не обладает правом вмешиваться в деятельность кредитных организаций и
допускать определения ее целесообразности. Однако, Банк России обладает
возможностью в проведении таких функций при регулировании и надзорной
деятельности.
При анализе научной
литературы стало понятно, что банковский надзор представлен в основном с
позиции банковского законодательства. По мнению А. Г. Братко [3], банковский
надзор представлен как осуществление дистанционного и контактного способа
наблюдения за соблюдением выполнения законодательства со стороны кредитных
организаций, что позволяет тем самым регулировать банковскую деятельность при
помощи установленных нормативно-правовых актов, где подразумеваются правила
бухгалтерского учета и отчетности, финансовых нормативов.
По мнению И. В.
Винниковой [4] контрольно-надзорная деятельность со стороны Банка России
подразумевается, как деятельность, основанная на законодательно прописанных
регламентах, которые в совокупности представляют собой механизм по
осуществлению мероприятий в отношении постоянного надзора по соблюдению
выдвинутых требований к самим кредитным организациям и банковским группам,
находящихся на территории РФ.
Основные
направление в системе контрольно-надзорной деятельности Банка России
заключаются в разработке методических документов, определяющих требования к
коммерческим банкам для их лицензирования, пруденциальные нормы и требования к
действующим коммерческим банкам, основания для отзыва лицензии, программы
аналитических и институциональных проверок; аналитическая работа по изучению
представляемой банками отчетности и материалов инспекционных и аудиторских
проверок, по оценке перспектив финансовой устойчивости коммерческих банков;
оценочная работа, осуществляемая на основе аналитических и контрольных процедур
и имеющая результатом классификацию банков по степени проблемности; организация
дифференцированных отношений с каждым банком.
Исходя их этого,
можно выделить функции Банка России: основные функции, вспомогательные функции,
превентивные функции, контрольная функция и сигнализирующая функция.
Контрольно-надзорная
деятельность банка предусматривает наличие различных видов контроля, так, как
прямой контроль и либеральный контроль. Прямой контроль в свою очередь делится
на входной и текущий.
Контрольно-надзорная
деятельность Банка России осуществляется с использованием методов и
инструментов, которые сформированы из специфики видов, форм, функций и
направлений контрольно-надзорной деятельности.
С точки зрения
воздействия на деятельность банков методы контрольно-надзорной деятельности
Банка России делятся на административные и экономические. С точки зрения целей
они подразделяются на регулирующие методы и надзорные.
При реализации
контрольно-надзорной деятельности применяются такие инструменты, как:
дистанционный надзор, контактный надзор и государственная регистрация и лицензирование
банковской деятельности.
Исходя из этого,
банковская деятельность на территории Российской Федерации осуществляется
Банком России, который в свою очередь осуществляет контроль и надзор за данной
деятельностью. Банк России выступает как независимый финансовый институт,
который предполагает серьезную ответственность при принятии тех или иных
решений в ходе выполнения контрольно-надзорной деятельности.
Банковский надзор в
России имеет свои проблемы, которые возникли в результате наличия недостатков
отечественной системы модели банковского сектора, которое выбрало своим
направлением экстенсивное развитие. По нашему мнению необходимо применять
риск-ориентированные подходы, которые позволят определить слабые места на
ранних стадиях и их можно будет вовремя ликвидировать.
Список литературы:
- Лупандина, Е. А. Банковский надзор и уроки кризиса / Е. А. Лупандина // Вестник ОГУ. — 2020. — № 13(119). — С. 174–176.
- Федеральный закон от 10.07.2002 № 86 – ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ. — 15.07.2002. — № 28. — Ст. 2790
- Братко, А. Г. Банковское право (вопросы теории и практики) / А. Г. Братко. — М.: Гарант, 2017. — 784 с.
- Винникова, И. В. Банковский надзор в системе финансово-правового регулирования банковской деятельности // ФГБОУ ВПФ «Московский государственный университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)». —2019. — 24 с.
Комментарии: