» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (74) 2023

Автор: Бебех Евгения Юрьевна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Воспитание культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы

Статья просмотрена: 41 раз
Дата публикации: 25.04.2023

УДК373.24

ИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рамазанова Эльмира Асановна

доцент кафедры «Дошкольного образования и педагогики»

Бебех Евгения Юрьевна

студент

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,

г. Симферополь Республика Крым

 

Аннотация.В статье рассмотрены особенности воспитание культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы. Проведен анализ исследований в данном направлении, выделены основные понятия темы исследования. Перечислены критерии и показатели воспитанности речи у дошкольников, представлен диагностический инструментарий.

Ключевые слова: культура речи, коммуникативная деятельность, художественная литература, критерии, показатели, диагностика, дети старшего дошкольного возраста.

 

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, одним из приоритетов образования является речевое развитие ребенка-дошкольника, позволяющее успешно общаться в кругу взрослых и сверстников. В Стандарте отмечено, что «речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; развитию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения .

Проблема воспитания культуры речи детей дошкольного возраста нашла отражение в трудах известных отечественных психологов С. Л. Рубинштейна, Б. М. Тарасенко и др.) и педагогов Е. А. Клюева, Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой и др. Вопросами использования игровых упражнений в развитии интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста занимались Л. В. Лопатина, Г. А. Османова, Ю. Н. Родионова и др. [2; 3; 4; 5]

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Дети дошкольного возраста проходят длительный путь от безотчетного эмоционального отклика допонимания зависимости средств художественной выразительности от содержания произведения. Это развитие происходит при таком донесении литературного произведения до ребенка, когда его внимание обращается не только содержанием, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения. Восприятие литературного произведения станет эффективным, если ребенок будет к нему подготовлен.

В педагогической практике высокий уровень речевой культуры обозначается с помощью термина «хорошая речь». В это понятие включаются все коммуникативные качества: точность, логичность, уместность, выразительность, богатство речи, действенность. По нашему мнению, необходимо обратить внимание на то качество, которое делает ее наиболее эффективной. На наш взгляд, это важное коммуникативное качество - действенность речи.

Эффективность - это качество процесса коммуникации, а действенность - это качество речи. Иными словами, именно действенная речь делает коммуникацию эффективной.А. А. Мурашов, В. Ф. Русецкий отмечают, что действенность речи есть коммуникативное качество, заключающееся в возможности решить именно ту задачу, которую говорящий ставил перед собой и аудиторией.

Рассматриваемая нами коммуникативная деятельность - вербальное общение  - представляет взаимодействие людей при помощи речи. В.А. Артемов отмечает, что одним из условий осуществления общения служит понимание друг друга. Анализируя механизмы речевой деятельности можно установить, что действенность речи определяется реакцией слушателя на сообщение говорящего.

При этом И.А. Зимняя отмечает, что сложность и неоднородность этого процесса обуславливается целым рядом объективных и субъективных факторов. К объективным фактором относится речевое сообщение, его новизна, способ преподнесения. В качестве субъективных выступают: осмысленность восприятия, его дискретность, обусловленность восприятия прошлым опытом человека, опережающий характер восприятия и обусловленность восприятия закономерностями функционирования памяти.

Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, О. И. Никифорова, Л. С. Славина, Б. М. Теплови др. обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания художественных литературных произведений. Это, прежде всего, конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому и подчеркивается, что только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия и на этой основе - развитие детского художественного творчества.

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речевого общения указывали педагоги, психологи, лингвисты (Л. И. Айдарова, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. Л. Кусова, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, М. П. Сакулина, Ф. А. Сохин, Б. М. Теплов, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина, А. М. Шахнаровичи др.). Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Опираясь на теоретическое исследование, изучение задач Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», а также проанализировав точки зрения ученых (Л.В. Кузнецова, М.И. Лисина, Л.Р. Мунирова и др.) на выделение компонентов культуры речи, мы выделили следующие критерии: когнитивный и поведенческий [4].

Раскроем каждый критерий через признаки, показатели, характеризующие его. В качестве показателей принято считать то, что доступно восприятию, поэтому в качестве показателей формирования коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста мы рассматриваем глубину и объем, степень проявления качеств, частоту воспроизведения, самостоятельность способностей.

Для определения начального уровня воспитанности культуры речи по выделенным критериям и показателям у детей старшего дошкольного возраста мы подобрали и адаптировали следующие методики:

Задание 1. Цель – выявить общее представление ребенка о вежливости.

Задание 2. Загадки про вежливые слова. В этом задании мы проверяли, знают ли определенные вежливые слова дети. Детям читались загадки про вежливые слова, и они должны были их угадать.

Задание 3. Методика «Изучение навыков культуры общения» (Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева). Цель методики: изучить сформированность навыков культуры общения.

Задание 4. Цель – определить умение подбирать адекватную ситуации формулу речевого этикета.

Задание 5. Цель – выявить умение контролировать свое поведение, слушать и слышать собеседника и отношение к неэтичным выражениям собеседника.

Результаты наблюдения фиксируются в протоколе. Низкий уровень — ребенок самостоятельно не использует в речи вежливые слова, только при напоминании взрослого. В пассивном словаре имеются представления о словах речевого этикета. Не имеет навыков телефонного разговора. Интонация речи и мимика невыразительны. В общении ребенок проявляет несдержанность, часто вступает в конфликты, навязывает свое мнение.

Средний уровень — ребенок употребляет в речи элементарные слова речевого этикета (приветствия, прощания, благодарности). Не имеет достаточных навыков телефонного разговора. Не всегда умело употребляет формулы речевого этикета в ситуациях общения. Умеет слушать собеседника, но у него не всегда получается контролировать свое поведение. Выражает неприятие к неэтичным выражениям собеседника. Речь интонационно выразительна. Мимика и жесты недостаточно развиты.

Высокий уровень – проявляет инициативу в организации общения. Речь эмоционально окрашена. Владеет средствами невербального общения.

Приступая к реализации поставленных задач констатирующего этапа эксперимента, нами были проанализированы планы педагогов на предмет воспитанности культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы. Изучались планы учебно-воспитательной работы двух старших групп за три месяца для того, чтобы выяснить какие средства и методы используют воспитатели для воспитания культуры речи, какая роль отводится в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы, проводится ли предварительная работа для каждой игры, на развитие каких взаимоотношений она направлена.



Список литературы:

  1. Иванова-Лукьянова, Г. Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм : учебное пособие / Г. Н. Иванова-Лукьянова. -6-е изд. – Москва : ВЛАДОС, 2011. – 197 c.
  2. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду / Ф. А. Сохин. // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 12. – С. 7-18.
  3. Тарасенко, Т. Н. Педагогические условия эффективного развития выразительности речи у детей дошкольного возраста / Т. Н. Тарасенко. // Вопросы дошкольной педагогики. – 2020. – № 1. – С. 19-21.
  4. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольника / О. С. Ушакова. – Москва : Издательство института психотерапии, 2011. – 237 с.
  5. Фроленкова, Д. А. Развитие выразительности речи у детей дошкольного возраста / Д. А. Фроленкова // Речевая культура в разных сферах общения: Сборник материалов XII Всероссийской научно-практической конференции. – Нижний Тагил: 2018. – С. 130-134.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: