» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (74) 2023

Автор: Брюханова Кристина Александровна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирование навыков самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни

Статья просмотрена: 131 раз
Дата публикации: 25.04.2023

УДК373.24

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Зотова Ирина Васильевна

доцент кафедры «Дошкольного образования и педагогики»

Брюханова Кристина Александровна

студент

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,

г. Симферополь Республика Крым

 

Аннотация.Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования навыков самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни. Статья раскрывает содержание понятий «самостоятельность», «формирования навыков самостоятельности». Представлен обзор современного состояния проблемы формирования навыков самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни, а также систематизация психолого-педагогических исследований проблемы позволила выделить стадии формирования навыков самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни.

Ключевые слова: формирование, самостоятельность, навык, дети младшего дошкольного возраста в повседневной жизни, дошкольный возраст.

 

Стремительная динамика изменений, которая наблюдается в обществе, потребности высокотехнологичного и информационного развития в мире выдвигают новые требования к адаптации ребенка в окружающей среде. Изменение взглядов на современный образовательно-воспитательный процесс определяет главную цель не только как формирование гармоничной, всесторонне развитой личности, но и как обеспечение возможности самореализоваться, успешно функционировать в различных условиях жизнедеятельности подрастающему поколению. Задачей педагога становится оказание детям помощи в приобретении этого ценного опыта – помочь понять полученные впечатления, задать им нужное направление, найти соответствующие слова. Самостоятельность при этом определяется как одна из базовых характеристик личности, которая должна быть сформирована в конце дошкольного детства, и выделяется в содержании большинства образовательных областей.

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.

Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается в настоящее время гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Чем меньше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим.

В примерной образовательной программе «От рождения до школы» определено, что развитие самостоятельности в дошкольном возрасте включает две стороны: адаптивную (умение понимать существующие социальные нормы и действовать в соответствии с ними) и активную (готовность принимать самостоятельные решения). Для формирования детской самостоятельности (инициативности, автономии, ответственности) педагог должен выстраивать соответствующую образовательную среду и создавать необходимые условия.

На важность развития самостоятельности как личностного качества в разные периоды развития науки указывали философы (Аристотель, И. Кант, С. Кьеркегор и др.), физиологи (П. Анохин, Н. Бернштейн, И. Павлов, И. Сеченов и др.), психологи (Л. Выготский, Д. Эльконин, А. Запорожец, Г. Костюк, А. Люблинская и др.), педагоги (Я. Коменский, М. Монтессори, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, С. Русова, В. Сухомлинский, К. Ушинский и др.).

Развитие самостоятельности как личностного качества, характер его выявления в раннем онтогенезе рассмотрены в ряде отечественных и зарубежных исследований (Н. Аксарина, Л. Божович, А. Валлон, Л. Венгер, Д. Эльконин, А. Запорожец, Я. Неверович, Е. Субботский и др.). Отдельные аспекты влияния семьи и дошкольной образовательной организации на становление самостоятельности у ребенка (психолого-педагогические условия, воспитательная позиция взрослых, характер семейной жизни) раскрыты в трудах Н. Авдеевой, З. Гуриной, А. Люблинской, Т. Пироженко и др.

Специфика воспитания самостоятельности у детей раннего и дошкольного возраста изучалась исследователями в контексте различных видов деятельности: в игре (Л. Артемова, Ю. Демидова, С. Марутян, Н. Михайленко и др.), в труде (Р. Буре, Л. Островская и др.), в общении (В. Кузьменко и др.), в продуктивных видах деятельности (Н. Ветлугина, Г. Григорьева, Т. Казакова, Т. Комарова, Н. Сакулина, А. Удина и др.). Особое место отводится игре как ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Подтверждением этого мнения являются современные педагогические исследования, посвящены изучению проблем игры и воспитания личности ребенка дошкольного возраста средствами игровой деятельности (Л. Артемова, Г. Григоренко, Р. Жуковская, Д. Менджерицкая, А. Усова и др.).

Анализ первоисточников по теме исследования позволил прийти к выводу, что проблема воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста является актуальной и требует дальнейшего изучения. Однако есть ряд противоречий: между требованиями к формированию самостоятельности как базового качества личности у детей младшего дошкольного возраста и ее реальным состоянием, а также недостаточным использованием воспитательного потенциала и возможностей среды ДОО в воспитании самостоятельности.

Обобщение научных подходов к изучению проблемы позволило прийти к выводу, что самостоятельность – это качество личности, которое характеризует ее отношение к выполнению определенных задач; зависит от окружающих воздействий и характера взаимодействия с ними; требует целенаправленного воспитания и развития. Теоретическое осмысление проблемы самостоятельности личности позволило уточнить содержательную составляющую термина [3]. Самостоятельность как педагогическая категория определена как волевое качество личности, характеризующееся определенной совокупностью знаний, умений и навыков, ответственным отношением, как к процессу, так и результату деятельности, умением самостоятельно мыслить, ставить цель, определять методы и приемы ее достижения, ориентироваться в новой ситуации.

Воспитание самостоятельности как базового качества личности в каждом возрастном периоде приобретает новые формы и содержание. В раннем возрасте первые признаки самостоятельности появляются в предметной деятельности и элементарном самообслуживании. В дошкольном возрасте в связи с расширением опыта самостоятельность дошкольника становится разнообразнее [2].

Самостоятельность детей дошкольного возраста рассматриваем как волевое качество, характеризующееся сознательным и ответственным отношением к деятельности, которое проявляется в настойчивости, инициативности и критичности при решении новой задачи, стремлении действовать без помощи, обращении за помощью к взрослому только в случае потребности [5].

Самостоятельность детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности понимаем как осведомленность об игровой роли и содержании игры, независимость в определении замысла игры, ответственное отношение детей к соблюдению правил поведения в игре, активное и умелое владение ролевыми действиями и настойчивое достижение результата игры [1].

Обобщая результаты отечественных и зарубежных научных исследований указано, что воспитательные возможности для развития самостоятельности у детей дошкольного возраста создают различные виды детской деятельности. В дошкольном возрасте на первый план выходят игра, продуктивные виды деятельности, познавательная деятельность, общение. Каждый вид деятельности оказывает специфическое влияние на развитие различных компонентов самостоятельности.



Список литературы:

  1. Акулова Е. Формируем у детей самостоятельность и ответственность / Е. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 9.– С. 52-58.
  2. Буряк В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности / В.К. Буряк // Педагогика. – 2007. – № 8. – С. 71-78.
  3. Долинная О. Об организованной и самостоятельной деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении / О. Долинная, Е. Низковская // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 10. – С. 7-15.
  4. Кузьменко В. Самостоятельность / В. Кузьменко // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 11-12. – С. 28-30.
  5. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П.И. Пидкасистый. – М. : Педагогика, 1980. – 240 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: