» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Май, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (74) 2023
Автор: Брюханова Кристина Александровна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирование навыков самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни
Дата публикации: 25.04.2023
УДК373.24
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Зотова Ирина Васильевна
доцент кафедры
«Дошкольного образования и педагогики»
Брюханова Кристина Александровна
студент
ГБОУ ВО РК «Крымский
инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,
г. Симферополь Республика Крым
Аннотация.Статья
посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования навыков
самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни.
Статья раскрывает содержание понятий «самостоятельность», «формирования навыков
самостоятельности». Представлен обзор современного состояния проблемы
формирования навыков самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в
повседневной жизни, а также систематизация психолого-педагогических
исследований проблемы позволила выделить стадии формирования навыков
самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни.
Ключевые
слова: формирование, самостоятельность, навык, дети младшего
дошкольного возраста в повседневной жизни, дошкольный возраст.
Стремительная
динамика изменений, которая наблюдается в обществе, потребности
высокотехнологичного и информационного развития в мире выдвигают новые
требования к адаптации ребенка в окружающей среде. Изменение взглядов на
современный образовательно-воспитательный процесс определяет главную цель не
только как формирование гармоничной, всесторонне развитой личности, но и как
обеспечение возможности самореализоваться, успешно функционировать в различных
условиях жизнедеятельности подрастающему поколению. Задачей педагога становится
оказание детям помощи в приобретении этого ценного опыта – помочь понять
полученные впечатления, задать им нужное направление, найти соответствующие
слова. Самостоятельность при этом определяется как одна из базовых
характеристик личности, которая должна быть сформирована в конце дошкольного
детства, и выделяется в содержании большинства образовательных областей.
Проблема
формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике
одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой
стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное
внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности
ребенка, является самостоятельность.
Интерес
к изучаемой нами проблеме обусловливается в настоящее время гуманистическими
задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности. Жизнь
во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека
требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению
больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые
проблемы. Чем меньше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они
не способны управлять собой, поэтому подражают другим.
В
примерной образовательной программе «От рождения до школы» определено, что
развитие самостоятельности в дошкольном возрасте включает две стороны:
адаптивную (умение понимать существующие социальные нормы и действовать в
соответствии с ними) и активную (готовность принимать самостоятельные решения).
Для формирования детской самостоятельности (инициативности, автономии,
ответственности) педагог должен выстраивать соответствующую образовательную
среду и создавать необходимые условия.
На
важность развития самостоятельности как личностного качества в разные периоды
развития науки указывали философы (Аристотель, И. Кант, С. Кьеркегор и
др.), физиологи (П. Анохин, Н. Бернштейн, И. Павлов, И. Сеченов и др.),
психологи (Л. Выготский, Д. Эльконин, А. Запорожец, Г. Костюк,
А. Люблинская и др.), педагоги (Я. Коменский, М. Монтессори, И.Г.
Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, С. Русова, В. Сухомлинский, К. Ушинский и др.).
Развитие
самостоятельности как личностного качества, характер его выявления в раннем
онтогенезе рассмотрены в ряде отечественных и зарубежных исследований (Н.
Аксарина, Л. Божович, А. Валлон, Л. Венгер, Д. Эльконин, А. Запорожец, Я.
Неверович, Е. Субботский и др.). Отдельные аспекты влияния семьи и дошкольной
образовательной организации на становление самостоятельности у ребенка
(психолого-педагогические условия, воспитательная позиция взрослых, характер
семейной жизни) раскрыты в трудах Н. Авдеевой, З. Гуриной, А. Люблинской,
Т. Пироженко и др.
Специфика
воспитания самостоятельности у детей раннего и дошкольного возраста изучалась
исследователями в контексте различных видов деятельности: в игре (Л. Артемова,
Ю. Демидова, С. Марутян, Н. Михайленко и др.), в труде (Р. Буре, Л.
Островская и др.), в общении (В. Кузьменко и др.), в продуктивных видах деятельности
(Н. Ветлугина, Г. Григорьева, Т. Казакова, Т. Комарова, Н. Сакулина, А.
Удина и др.). Особое место отводится игре как ведущей деятельности в дошкольном
возрасте. Подтверждением этого мнения являются современные педагогические
исследования, посвящены изучению проблем игры и воспитания личности ребенка
дошкольного возраста средствами игровой деятельности (Л. Артемова, Г.
Григоренко, Р. Жуковская, Д. Менджерицкая, А. Усова и др.).
Анализ
первоисточников по теме исследования позволил прийти к выводу, что проблема
воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста является актуальной и
требует дальнейшего изучения. Однако есть ряд противоречий: между требованиями
к формированию самостоятельности как базового качества личности у детей
младшего дошкольного возраста и ее реальным состоянием, а также недостаточным
использованием воспитательного потенциала и возможностей среды ДОО в воспитании
самостоятельности.
Обобщение
научных подходов к изучению проблемы позволило прийти к выводу, что
самостоятельность – это качество личности, которое характеризует ее отношение к
выполнению определенных задач; зависит от окружающих воздействий и характера
взаимодействия с ними; требует целенаправленного воспитания и развития.
Теоретическое осмысление проблемы самостоятельности личности позволило уточнить
содержательную составляющую термина [3]. Самостоятельность как педагогическая
категория определена как волевое качество личности, характеризующееся
определенной совокупностью знаний, умений и навыков, ответственным отношением,
как к процессу, так и результату деятельности, умением самостоятельно мыслить,
ставить цель, определять методы и приемы ее достижения, ориентироваться в новой
ситуации.
Воспитание
самостоятельности как базового качества личности в каждом возрастном периоде
приобретает новые формы и содержание. В раннем возрасте первые признаки
самостоятельности появляются в предметной деятельности и элементарном
самообслуживании. В дошкольном возрасте в связи с расширением опыта
самостоятельность дошкольника становится разнообразнее [2].
Самостоятельность
детей дошкольного возраста рассматриваем как волевое качество,
характеризующееся сознательным и ответственным отношением к деятельности,
которое проявляется в настойчивости, инициативности и критичности при решении
новой задачи, стремлении действовать без помощи, обращении за помощью к
взрослому только в случае потребности [5].
Самостоятельность
детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности понимаем как
осведомленность об игровой роли и содержании игры, независимость в определении
замысла игры, ответственное отношение детей к соблюдению правил поведения в
игре, активное и умелое владение ролевыми действиями и настойчивое достижение
результата игры [1].
Обобщая
результаты отечественных и зарубежных научных исследований указано, что
воспитательные возможности для развития самостоятельности у детей дошкольного
возраста создают различные виды детской деятельности. В дошкольном возрасте на
первый план выходят игра, продуктивные виды деятельности, познавательная
деятельность, общение. Каждый вид деятельности оказывает специфическое влияние
на развитие различных компонентов самостоятельности.
Список литературы:
- Акулова Е. Формируем у детей самостоятельность и ответственность / Е. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 9.– С. 52-58.
- Буряк В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности / В.К. Буряк // Педагогика. – 2007. – № 8. – С. 71-78.
- Долинная О. Об организованной и самостоятельной деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении / О. Долинная, Е. Низковская // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 10. – С. 7-15.
- Кузьменко В. Самостоятельность / В. Кузьменко // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 11-12. – С. 28-30.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П.И. Пидкасистый. – М. : Педагогика, 1980. – 240 с.
Комментарии: