» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (74) 2023

Автор: Галак Наталья Андреевна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Театрализованная деятельность как средство усвоения литературного текста детьми младшего дошкольного возраста

Статья просмотрена: 67 раз
Дата публикации: 25.04.2023

УДК373.24

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО УСВОЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕКСТА ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рамазанова Эльмира Асановна

доцент кафедры «Дошкольного образования и педагогики»

Галак Наталья Андреевна

студент

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,

г. Симферополь Республика Крым

 

Аннотация.В статье рассмотрены особенности усвоения литературного текста детьми младшего дошкольного возраста в процессе организации театрализованной деятельности. Проведен анализ исследований в данном направлении, отмечена тесная связь театрализованной деятельности с литературным и художественным произведением. Раскрыта сущность и структура театрально-игровой деятельности.

Ключевые слова: театрализованная деятельность, художественные произведения, литературный текст, дети младшего дошкольного возраста.

 

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей является театрализованная, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания. Анализ современной практики дошкольного образования позволяет сделать вывод о том, что все больше внимания уделяется педагогами раскрытию потенциальных возможностей ребенка, его скрытого таланта средствами театрального искусства.

Исследований условий театрализованной деятельности, при которых решались бы многие аспекты воспитания детей занимались такие видные психологи, как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.А. Ветлугина, Т.Н. Доронова, Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Подьяков, О.П. Радынова, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов и многие другие.

Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов – Л. Бочкаревой, Л. Ворошниной, Н. Карпинской, И. Медведевой, А. Николаичевой, И. Реуцкой, Р. Сигуткиной, Л. Фурминой, Т. Шишовой и др.

Театрализованная деятельность тесно связана с литературным и художественным произведением (А.Н. Леонтьев). Художественная литература формирует представление о прекрасном, учит чувствовать слово, а наслаждаться им необходимо с раннего возраста.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. У младших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев.

Основным в усвоении литературного текста является способность к восприятию содержания художественного произведения и его дальнейшее воспроизведение. Восприятие произведений художественной литературы зависит от возраста детей, их опыта, индивидуальности.

Восприятие литературных произведений, понимание его содержания и средств художественной выразительности рассматривалось в разных аспектах психологами и лингвистами (М. Арнаудов, М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, О.И. Никифорова, Д.Н. Овсянико-Куликовский, П.М. Якобсон).

По данным ряда исследований, процесс восприятия произведений искусства требует определенного творчества (Д.Н. Овсянико-Куликовский), он связан с активной ответной позицией воспринимающего (М.М. Бахтин), пониманием логики изложения поступков героев художественного произведения (П.Я. Гальперин). Художественное восприятие должно быть «думающим» (П.М. Якобсон): оно включает осознание идейного содержания, эстетическую оценку литературного текста и последующий эмоциональный отклик (О.И. Никифорова).

Изучение возрастных особенностей показывает, что у младших дошкольников можно развить эмоциональное эстетическое восприятие литературы, фольклора, т.е. умение понимать и чувствовать не только содержание, но и форму произведения, проявлять поэтический слух, отзываться на образную речь, выразительность интонации. Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста. Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событии, «мысленном действии», создает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

Театрализованная деятельность строится на основе литературного произведения – сюжет игры, роли, поступки героев, их речь определяется текстом произведения. Наличие заранее данного сюжета и ролей сближает игру-драматизацию с играми, имеющие готовые правила, это же отличает ее от сюжетно-ролевых игр на темы литературных произведений, где связь с тем или иным произведением менее устойчива и определена возможность совмещения событий из разных литературных источников, введение новых действующих лиц, свободная передача содержания и т.д.

В педагогических исследованиях (Н.А. Ветлугина, Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская, Д.В. Менджерицкая) показано, что театрализованная деятельность представляет синтез восприятия литературного текста и ролевой игры. Игры-драматизации представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Ребенок знакомится с ярким и выразительным народным языком, обогащает свой словарь, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь детей [3,4].

Театрализованная деятельность, являясь разновидностью игры, изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и действия актера, его костюм и изобразительное пространство сцены (свет, цвет, музыка и пр.). Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительного характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые [1,5].

С помощью театрализованной деятельности дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия – все это способствует быстрому ее усвоению литературного произведения. Играя, ребенок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации [1]. Театрально-игровая деятельность может оказывать эффективное влияние на понимание дошкольниками литературных произведений, если осуществляется педагогически грамотное руководство деятельностью детей.

Таким образом, отдавая должное исследованиям ученых, раскрывающих сущность и значение театрализованной деятельности в жизни и развитии ребенка-дошкольника, необходимо отметить, что вопросы усвоения литературного текста детьми младшего дошкольного возраста не достаточно изучены. В связи с этим актуальной становится проблема разработки содержания, форм, методов и педагогических условий, ориентированных на усвоения литературного текста детьми младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.



Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
  2. Запорожец А.В. Психология и педагогика игры дошкольника / А.В. Запорожец, А.П. Усова. – М.: Просвещение, 1986. – 254 с.
  3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика синтез, 2014. – 368 с.
  4. Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддьяков. – М.: Просвещение, 1996. – 183 с.
  5. Сигуткина С. Рекомендации к организации театрализованных игр / С. Сигуткина // Дошкольное воспитание, 1988. – №8. – С. 35–38.
  6. Якобсон С.Г. Проблемы нравственного развития детей / С.Г. Якобсон. – М.: Азбуковник, 2004. – 256 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: