» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (74) 2023

Автор: Ларионова Анастасия Юрьевна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Статья просмотрена: 89 раз
Дата публикации: 25.04.2023

УДК373.24

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ

Рамазанова Эльмира Асановна

доцент кафедры «Дошкольного образования и педагогики»

Ларионова Анастасия Юрьевна

студент

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,

г. Симферополь Республика Крым

 

Аннотация.В статье раскрывается проблема формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста. Автором подчеркнута актуальность проблемы формирования экологической культуры детей и взрослых; осуществлен анализ нормативно-правовых документов; раскрыты понятие и структурные компоненты экологической культуры, компоненты содержания экологического образования дошкольников. Особое внимание уделено проблеме формирования экологического сознания, являющегося основой экологической культуры личности. Обзорно раскрыты наиболее эффективные средства, формы, методы работы с детьми дошкольного возраста, способствующие формированию основ экологической культуры.

Ключевые слова: экологическая культура, экологическое сознание, экологическое образование детей дошкольного возраста.

 

Проблема формирования отношения детей к природе признается педагогами и психологами одной из центральных в экологическом образовании. Обосновано это тем, что кризис во взаимоотношениях природы и общества в настоящее время стремительно возрастает и образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек – окружающая среда».

Значимая роль в становлении этого качества личности принадлежит периоду дошкольного детства, так как именно в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем [1,2].

При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие становления экологической культуры на основе формирования опыта позитивного взаимодействия человека с миром природы. Становясь взрослыми, современные дошкольники входят в реальную жизнь с ее разнообразными проблемами. Важное место среди них занимают экологические, которые они будут вынуждены решать. Успех этой деятельности зависит от уровня экологической образованности человека, его экологической культуры [5].

В философской литературе (Э.В. Гирусов, С.Н. Глазачев, И.Ф. Исаев, Л.Н. Коган, Н.М. Мамедов и др.) экологическая культура определяется как мера и способ соединения человека с природой посредством познания, преобразования, регулирования общественной деятельности. Она характеризуется совокупностью систематизированных знаний, умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность каждого за состояние и улучшение социоприродной среды (А.Н. Захлебный, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Л.П. Салеева и др.).

Формирование экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой [4].

Существенный вклад в исследование проблемы формирования экологической культуры дошкольников внесли: Н.Н. Кондратьева, П.Г. Саморукова, И.А. Хайдурова и др. Кроме того, в настоящее время в периодической печати выходит большое количество статей, публикаций, посвященных проблемам экологического образования дошкольников; разработано и разрабатывается огромное количество программ экологического воспитания личности [6].

Осмысливая проблемы экологического образования детей дошкольного возраста современные исследователи значительное место отводят таким аспектам, как знания о природных зависимостях, о труде людей по уходу за живыми существами (Л.С. Игнаткина, Н.Н. Кондратьева, Л.Я. Мусатова, С.Н. Николаева, Д.Ф. Петяева, Е.Ф. Терентьева, А.М. Федотова, И.А. Хайдурова и др.), опыт бережного и заботливого отношения к окружающей природе (В.Г. Грецова, М.К. Ибраимова, И.А. Комарова, З.П. Плохий и др.); умения деятельности в природе (Н.И. Ветрова, Л.М. Маневцова, А.К. Матвеева и др.).

Современной психолого-педагогической литературой определено содержание экологического образования детей дошкольного возраста (А.Н. Захлебный, Л.В. Моисеева, Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегинаи др.). В его основу положено четыре взаимосвязанных компонента: научно-познавательный, ценностный, нормативный и практически-деятельностный.

Научно-познавательный компонент обеспечивает развитие у детей познавательного отношения к окружающей среде. Для детей дошкольного возраста весь комплекс знаний о природе окрашен интересом, способствующим формированию их отношения к природно-социальному окружению, а также формированию мировоззренческих установок.

Ценностный компонент, по мнению Е.В. Гончаровой, является ведущим в содержании образования вообще, а экологического образования в особенности. Именно он формирует нравственное и эстетическое отношение к природной среде, экологические ориентации на многостороннюю общественную и личностную значимость природы; обеспечивает комплексный подход к оценке результатов природопользования и прогнозу состояния окружающей среды на разных уровнях; призывает подрастающее поколение вносить посильный вклад в охрану и восстановление окружающей среды, вести здоровый образ жизни.

Нормативный компонент содержания образования ориентирует на систему моральных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера, определяющих отношения общества и природы.Знания и ценностные ориентации являются важнейшими регуляторами поведения и деятельности человека в социоприродном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали - показатель общей культуры поведения каждого в отношениях к другим людям, к природным объектам, своему здоровью и т.п. Основы экологической культуры закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в детском саду необходимо уделять особое внимание этому аспекту содержания образования.

Практически-деятельностный компонент играет не менее важную роль в экологическом образовании, чем все вышеназванные. Практическая деятельность является результатом формирующихся отношений, критерием развивающегося сознания и чувств. В то же время сама деятельность формирует отношения человека с окружающим миром.

Данный компонент содержания экологического образования способствует формированию познавательных, практических и творческих умений экологического характера, привычки соблюдать экологические нормы и правила поведения; развивает волевые качества личности; учит проявлять активную жизненную позицию в решении экологических проблем.

Можно выделить три аспекта личности воспитателя, определяющих результат его продвижения по пути обретения экологической культуры. Во-первых, понимание экологических проблем, наличие гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию и готовности ее менять. Во-вторых, общая ориентация педагога на гуманистическую и личностно-ориентированную модели воспитания. В-третьих, его профессионализм и педагогическое мастерство, заключающееся во владении методикой экологического образования дошкольников, в понимании целей и задач экологического образования, наличии собственной технологии в практике работы с детьми и творческий поиск в ее совершенствовании.

Проблема экологического образования детей дошкольного возраста на современном этапе чрезвычайно актуальна. Начатое в период дошкольного детства и продолжающееся на протяжении всей жизни формирование экологической культуры будет способствовать созданию нового типа личности, ориентированной на сохранение окружающей природы. Воспитанием экологически ориентированной личности в дошкольном детстве должны заниматься экологически грамотные, профессионально подготовленные люди, компетентные в вопросах определения целей, задач, содержания экологического образования, путей и средств его реализации, способные создать условия, необходимые для осуществления эколого-образовательной работы в условиях дошкольной образовательной организации.



Список литературы:

  1. Глазычев С.Н. Экологическая культура (экология для гуманитариев) / С.Н. Глазычев, О. Н. Козлова. – М.: Горизонт, 1997. – 208 с.
  2. Гончарова Е.В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства / Е.В. Гончарова. – Ростов-на-Дону: издательство Ростовского государственного педагогического университета, 2011. – 288 с.
  3. Зайцев Г.К. Уроки экологического воспитания для дошкольников / Г.К. Зайцев. – СПб.: Питер, 2014. – 377 с.
  4. Зверев И.Д. Экологическое образование дошкольников / И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина. – М.: Академия, 2011. – 120 с.
  5. Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки / М.А. Кондрашова. – Оренбург: Армада, 2014. – 116 с.
  6. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для пед. вузов / С.Н. Николаева. – М.: ACADEMIA, 2005. – 336 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: