» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Май, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (74) 2023
Автор: Ларионова Анастасия Юрьевна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой
Дата публикации: 25.04.2023
УДК373.24
ФОРМИРОВАНИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ
ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ
Рамазанова Эльмира Асановна
доцент кафедры
«Дошкольного образования и педагогики»
Ларионова
Анастасия Юрьевна
студент
ГБОУ ВО РК «Крымский
инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,
г. Симферополь Республика Крым
Аннотация.В
статье раскрывается проблема формирования основ экологической культуры у детей
дошкольного возраста. Автором подчеркнута актуальность проблемы формирования
экологической культуры детей и взрослых; осуществлен анализ нормативно-правовых
документов; раскрыты понятие и структурные компоненты экологической культуры,
компоненты содержания экологического образования дошкольников. Особое внимание
уделено проблеме формирования экологического сознания, являющегося основой
экологической культуры личности. Обзорно раскрыты наиболее эффективные
средства, формы, методы работы с детьми дошкольного возраста, способствующие
формированию основ экологической культуры.
Ключевые
слова: экологическая культура, экологическое сознание,
экологическое образование детей дошкольного возраста.
Проблема
формирования отношения детей к природе признается педагогами и психологами
одной из центральных в экологическом образовании. Обосновано это тем, что
кризис во взаимоотношениях природы и общества в настоящее время стремительно
возрастает и образование выступает необходимым условием преодоления негативных
последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования
экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек –
окружающая среда».
Значимая
роль в становлении этого качества личности принадлежит периоду дошкольного
детства, так как именно в этом возрасте закладываются основы экологической
культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей
среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются
основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях
ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны
формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с
природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых
экологических проблем [1,2].
При
этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они
– необходимое условие становления экологической культуры на основе формирования
опыта позитивного взаимодействия человека с миром природы. Становясь взрослыми,
современные дошкольники входят в реальную жизнь с ее разнообразными проблемами.
Важное место среди них занимают экологические, которые они будут вынуждены
решать. Успех этой деятельности зависит от уровня экологической образованности
человека, его экологической культуры [5].
В
философской литературе (Э.В. Гирусов, С.Н. Глазачев, И.Ф. Исаев, Л.Н. Коган,
Н.М. Мамедов и др.) экологическая культура определяется как мера и способ
соединения человека с природой посредством познания, преобразования,
регулирования общественной деятельности. Она характеризуется совокупностью
систематизированных знаний, умений, ценностных ориентаций,
нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую
ответственность каждого за состояние и улучшение социоприродной среды (А.Н.
Захлебный, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Л.П. Салеева и др.).
Формирование
экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения
непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и
созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные
или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание
ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это
осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой [4].
Существенный
вклад в исследование проблемы формирования экологической культуры дошкольников
внесли: Н.Н. Кондратьева, П.Г. Саморукова, И.А. Хайдурова и др. Кроме
того, в настоящее время в периодической печати выходит большое количество
статей, публикаций, посвященных проблемам экологического образования
дошкольников; разработано и разрабатывается огромное количество программ
экологического воспитания личности [6].
Осмысливая
проблемы экологического образования детей дошкольного возраста современные
исследователи значительное место отводят таким аспектам, как знания о природных
зависимостях, о труде людей по уходу за живыми существами (Л.С. Игнаткина, Н.Н.
Кондратьева, Л.Я. Мусатова, С.Н. Николаева, Д.Ф. Петяева, Е.Ф. Терентьева,
А.М. Федотова, И.А. Хайдурова и др.), опыт бережного и заботливого
отношения к окружающей природе (В.Г. Грецова, М.К. Ибраимова, И.А. Комарова,
З.П. Плохий и др.); умения деятельности в природе (Н.И. Ветрова,
Л.М. Маневцова, А.К. Матвеева и др.).
Современной
психолого-педагогической литературой определено содержание экологического
образования детей дошкольного возраста (А.Н. Захлебный, Л.В. Моисеева,
Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегинаи др.). В его основу положено четыре взаимосвязанных
компонента: научно-познавательный, ценностный, нормативный и
практически-деятельностный.
Научно-познавательный
компонент обеспечивает развитие у детей познавательного отношения к окружающей
среде. Для детей дошкольного возраста весь комплекс знаний о природе окрашен
интересом, способствующим формированию их отношения к природно-социальному
окружению, а также формированию мировоззренческих установок.
Ценностный
компонент, по мнению Е.В. Гончаровой, является ведущим в содержании образования
вообще, а экологического образования в особенности. Именно он формирует
нравственное и эстетическое отношение к природной среде, экологические
ориентации на многостороннюю общественную и личностную значимость природы;
обеспечивает комплексный подход к оценке результатов природопользования и
прогнозу состояния окружающей среды на разных уровнях; призывает подрастающее
поколение вносить посильный вклад в охрану и восстановление окружающей среды,
вести здоровый образ жизни.
Нормативный
компонент содержания образования ориентирует на систему моральных и правовых
принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера,
определяющих отношения общества и природы.Знания и ценностные ориентации
являются важнейшими регуляторами поведения и деятельности человека в
социоприродном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали -
показатель общей культуры поведения каждого в отношениях к другим людям, к
природным объектам, своему здоровью и т.п. Основы экологической культуры
закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в детском саду необходимо
уделять особое внимание этому аспекту содержания образования.
Практически-деятельностный
компонент играет не менее важную роль в экологическом образовании, чем все
вышеназванные. Практическая деятельность является результатом формирующихся
отношений, критерием развивающегося сознания и чувств. В то же время сама
деятельность формирует отношения человека с окружающим миром.
Данный
компонент содержания экологического образования способствует формированию
познавательных, практических и творческих умений экологического характера,
привычки соблюдать экологические нормы и правила поведения; развивает волевые
качества личности; учит проявлять активную жизненную позицию в решении
экологических проблем.
Можно
выделить три аспекта личности воспитателя, определяющих результат его
продвижения по пути обретения экологической культуры. Во-первых, понимание
экологических проблем, наличие гражданской ответственности за сложившуюся
ситуацию и готовности ее менять. Во-вторых, общая ориентация педагога на
гуманистическую и личностно-ориентированную модели воспитания. В-третьих, его
профессионализм и педагогическое мастерство, заключающееся во владении
методикой экологического образования дошкольников, в понимании целей и задач
экологического образования, наличии собственной технологии в практике работы с
детьми и творческий поиск в ее совершенствовании.
Проблема
экологического образования детей дошкольного возраста на современном этапе
чрезвычайно актуальна. Начатое в период дошкольного детства и продолжающееся на
протяжении всей жизни формирование экологической культуры будет способствовать
созданию нового типа личности, ориентированной на сохранение окружающей
природы. Воспитанием экологически ориентированной личности в дошкольном детстве
должны заниматься экологически грамотные, профессионально подготовленные люди,
компетентные в вопросах определения целей, задач, содержания экологического
образования, путей и средств его реализации, способные создать условия, необходимые
для осуществления эколого-образовательной работы в условиях дошкольной
образовательной организации.
Список литературы:
- Глазычев С.Н. Экологическая культура (экология для гуманитариев) / С.Н. Глазычев, О. Н. Козлова. – М.: Горизонт, 1997. – 208 с.
- Гончарова Е.В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства / Е.В. Гончарова. – Ростов-на-Дону: издательство Ростовского государственного педагогического университета, 2011. – 288 с.
- Зайцев Г.К. Уроки экологического воспитания для дошкольников / Г.К. Зайцев. – СПб.: Питер, 2014. – 377 с.
- Зверев И.Д. Экологическое образование дошкольников / И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина. – М.: Академия, 2011. – 120 с.
- Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки / М.А. Кондрашова. – Оренбург: Армада, 2014. – 116 с.
- Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для пед. вузов / С.Н. Николаева. – М.: ACADEMIA, 2005. – 336 с.
Комментарии: