» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (74) 2023

Автор: Малянова Марина Михайловна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Статья просмотрена: 44 раз
Дата публикации: 25.04.2023

УДК373.24

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Аббасова Левиза Илловиевна

доцент кафедры «Дошкольного образования и педагогики»

Малянова Марина Михайловна

студент

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,

г. Симферополь Республика Крым

 

Аннотация.В статье рассмотрены особенности развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования, раскрыты основные понятия темы исследования: «познавательная активность», «экспериментирование». Выделены критерии развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой. Перечислен диагностический инструментарий. Представлены результаты констатирующего этапа экспериментальной работы.

Ключевые слова: познавательная активность, экспериментирование, дети старшего дошкольного возраста, критерии, показатели, уровни, диагностика.

 

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными.

Познавательная активность – это познавательная направленность, связанная с положительным, эмоциональным отношением к изучаемому предмету, с радостью познания, преодолением трудностей, с созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающей личности [1].

Федеральный закон «Об образовании в РФ» (2012 г.) выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного образования. Он дает ориентировку на личностное своеобразие каждого воспитанника, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора дошкольника, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями. Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОО, важная роль принадлежит образовательной программе. Она определяет содержание образовательного процесса, отражает мировоззренческую, научную и методологическую концепцию дошкольного образования, фиксирует его содержание по всем основным направлениям развития ребенка. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.

Проблему познавательной активности широко исследовали в психологии: Б.Г. Ананьев, Н.П. Аникеева,  А.П. Архипов, М.Ф.Беляев, Ф.Я. Байков, Л.И. Божович, Л.А. Гордон, Н.Ф. Добрынин, А.В. Зосимовский, А.Г. Ковалев, Ю.А. Левков, В.Н.Мясищев, Н.А.Рыбников, С.Л. Рубинштейн, Т.Рибо,  Н.А.Рыбников, Г.И. Щукина. Наибольший вклад в изучение познавательной активности у дошкольников внесли такие ученые как Л.И. Божович, Т.И. Ерофеева, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина и другие. Исследованы предпосылки развития познавательной активности, характерные особенности и проявление познавательного интереса у дошкольников [6].

В настоящее время существует множество работ, в которых раскрыты различные подходы в решении проблемы развития познавательной активности детей в практике деятельности образовательных учреждений (В.В. Белова, Л.И. Божович, В.А. Вединяпина, Д.С. Годовикова, А.В. Даринский, Б.П. Есипов, Т.М. Землянухина, Н.Г. Морозова, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина);

В научно-методической литературе отсутствует единогласное мнение о сущности понятий «активность» и «познавательная активность». Результаты наших научных поисков показали, что в обобщенном смысле активность рассматривается, как мера взаимодействия человека с окружающей его действительностью, однако, это взаимодействие разнопланово и многоаспектно, и, как следствие, требует от индивида разнообразных откликов, отзывов и реакций. Под познавательной активностью старших дошкольников  в данном исследовании понимаем определившей, что познавательная активность дошкольника интегративное качество личности, которое порождается потребностью в познании, предполагает устойчивый интерес к поиску новых знаний, проявляется в готовности к поисковой самостоятельной деятельности, в стремлении к самостоятельности, самосовершенствованию и выражается в интенсивном изучении действительности для последующей творческой реализации приобретенных знаний и умений [1].

Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Экспериментальная деятельность в природе относится к локальным педагогическим технологиям дошкольного образования [2].

Экспериментальная деятельность – это непосредственно действия ребенка возникающие в процессе экспериментирования. Эти действия можно контролировать, организовывать, корректировать. Не маловажным фактом является то, что этим действиям можно обучать. То есть с раннего возраста можно обучить детей выполнять технику безопасности, экономить материалы и беречь инструменты [5].

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопрос, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате [3].

Особенность системы поисково-исследовательских действий как структурного компонента всей деятельности заключается в том, что у детей формируются способности рассматривать конкретные природные объекты. Дети не только воспринимают их свойства, но и выделяют, оценивают настоящие необходимые условия для осуществления природных процессов. Определив критерии, показатели и уровни развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста можно сделать вывод, что  мотивационный критерий - это желание узнавать новое были подобраны такие методики: («Радости и огорчения», «Дорисовывание фигур»), когнитивный - развитие умственных способностей детей (методы: «Вопросы к картинкам» и «Дорисуй картинки»), эмоционально – волевой - это проявление положительных эмоций и длительно – устойчивый интерес к решению познавательных задач применять полученные знания и умения в жизни (методики: «Дополнение фраз»; «Недостающие детали») [4].

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня развития познавательной активности у дошкольника: высокий, средний и низкий.

У детей с высоким уровнем развития познавательной активности проявляется инициативность, самостоятельность, интерес и желание решать познавательные задачи. Если у детей появляются затруднения, они не отвлекаются, а проявляют упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Для детей со средним уровнем развития познавательной активности характерна большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Дети испытывают трудности в решении задачи, но не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, это свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно, со взрослыми.

У детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем развития познавательной активности не проявляется инициативность и самостоятельность. В процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляют отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

На основании критериев, показателей и уровней развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста мы провели анализ исходного уровня развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, который показал довольно низкие результаты как в экспериментальных ггруппах дошкольников, а именно: высокий уровень показали 22,4% детей группы А и 19,0% группы Б. Средний уровень был диагностирован у 39,5% респондентов группы А и у 39,7% групп Б. Низкий уровень развитие познавательной активности был выявлен у 38,3% группа А и у 41,3% дошкольников группы Б.



Список литературы:

  1. Абакумова О.П Развитие познавательного интереса у детей 3-5 лет в дошкольном образовательном учреждении в процессе экологического воспитания посредством экспериментирования / О.П. Абакумова. – Кингисепп, 2014. – 154 с.
  2. Беляевских Ю.С. Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности / Ю.С. Беляевских. – Пермь, 2012. – 154 с.
  3. Догонкина М.П Роль экспериментирования в развитии познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста / М.П. Догонкина. – Архангельская область, Холмогорский район, 2013. – 167 с.
  4. Дубакова В.В. Экспериментирований в детском саду / В.В. Дубакова. – Санкт-Петербург, 2012. – 120 с.
  5. Жутова Е.А. Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / Е.А. Жутов. – Североморск, 2012. – 95 с.
  6. Маралов, В.Г. Психологические основы формирования активности личности детей дошкольного возраста / В.Г. Маралов. - М.: Психология, 2005. - 312 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: