» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Май, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (74) 2023
Автор: Малянова Марина Михайловна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования
Дата публикации: 25.04.2023
УДК373.24
РАЗВИТИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Аббасова Левиза Илловиевна
доцент кафедры
«Дошкольного образования и педагогики»
Малянова
Марина Михайловна
студент
ГБОУ ВО РК «Крымский
инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,
г. Симферополь Республика Крым
Аннотация.В
статье рассмотрены особенности развития познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования, раскрыты основные
понятия темы исследования: «познавательная активность», «экспериментирование».
Выделены критерии развития познавательной активности детей старшего дошкольного
возраста: мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой. Перечислен диагностический
инструментарий. Представлены результаты констатирующего этапа экспериментальной
работы.
Ключевые
слова: познавательная активность, экспериментирование, дети
старшего дошкольного возраста, критерии, показатели, уровни, диагностика.
Развитие
познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем
современного образовательного процесса, призванной воспитать личность,
способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие познавательной
активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном
этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и
формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. Как известно,
знания, полученные без интереса, не становятся полезными.
Познавательная
активность – это познавательная направленность, связанная с положительным,
эмоциональным отношением к изучаемому предмету, с радостью познания,
преодолением трудностей, с созданием успеха, с самовыражением и утверждением
развивающей личности [1].
Федеральный
закон «Об образовании в РФ» (2012 г.) выделяет основные ориентиры обновления
содержания образования в рамках дошкольного образования. Он дает ориентировку
на личностное своеобразие каждого воспитанника, на развитие способностей
каждого человека, расширение кругозора дошкольника, преобразование предметной
среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в
соответствии с их желаниями и склонностями. Согласно приказу Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» познавательное развитие предполагает развитие
интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование
познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и
творческой активности.
Среди
факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОО, важная
роль принадлежит образовательной программе. Она определяет содержание
образовательного процесса, отражает мировоззренческую, научную и
методологическую концепцию дошкольного образования, фиксирует его содержание по
всем основным направлениям развития ребенка. Все программы предусматривают
разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.
Проблему
познавательной активности широко исследовали в психологии: Б.Г. Ананьев, Н.П.
Аникеева, А.П. Архипов, М.Ф.Беляев, Ф.Я.
Байков, Л.И. Божович, Л.А. Гордон, Н.Ф. Добрынин, А.В. Зосимовский, А.Г.
Ковалев, Ю.А. Левков, В.Н.Мясищев, Н.А.Рыбников, С.Л. Рубинштейн, Т.Рибо, Н.А.Рыбников, Г.И. Щукина. Наибольший вклад в
изучение познавательной активности у дошкольников внесли такие ученые как Л.И.
Божович, Т.И. Ерофеева, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина и другие. Исследованы
предпосылки развития познавательной активности, характерные особенности и
проявление познавательного интереса у дошкольников [6].
В
настоящее время существует множество работ, в которых раскрыты различные
подходы в решении проблемы развития познавательной активности детей в практике
деятельности образовательных учреждений (В.В. Белова, Л.И. Божович, В.А.
Вединяпина, Д.С. Годовикова, А.В. Даринский, Б.П. Есипов, Т.М. Землянухина,
Н.Г. Морозова, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина);
В
научно-методической литературе отсутствует единогласное мнение о сущности
понятий «активность» и «познавательная активность». Результаты наших научных
поисков показали, что в обобщенном смысле активность рассматривается, как мера
взаимодействия человека с окружающей его действительностью, однако, это
взаимодействие разнопланово и многоаспектно, и, как следствие, требует от
индивида разнообразных откликов, отзывов и реакций. Под познавательной
активностью старших дошкольников в
данном исследовании понимаем определившей, что познавательная активность
дошкольника интегративное качество личности, которое порождается потребностью в
познании, предполагает устойчивый интерес к поиску новых знаний, проявляется в
готовности к поисковой самостоятельной деятельности, в стремлении к
самостоятельности, самосовершенствованию и выражается в интенсивном изучении
действительности для последующей творческой реализации приобретенных знаний и
умений [1].
Старший
дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности
ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и
навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно
или совместно с взрослым под его тактичным руководством.
Одним
из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира
является метод экспериментирования. Экспериментальная деятельность в природе
относится к локальным педагогическим технологиям дошкольного образования [2].
Экспериментальная
деятельность – это непосредственно действия ребенка возникающие в процессе
экспериментирования. Эти действия можно контролировать, организовывать,
корректировать. Не маловажным фактом является то, что этим действиям можно
обучать. То есть с раннего возраста можно обучить детей выполнять технику
безопасности, экономить материалы и беречь инструменты [5].
В
процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос
как я это делаю, но и на вопрос, почему я это делаю именно так, а не иначе,
зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате [3].
Особенность
системы поисково-исследовательских действий как структурного компонента всей
деятельности заключается в том, что у детей формируются способности
рассматривать конкретные природные объекты. Дети не только воспринимают их
свойства, но и выделяют, оценивают настоящие необходимые условия для
осуществления природных процессов. Определив критерии, показатели и уровни
развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста можно
сделать вывод, что мотивационный
критерий - это желание узнавать новое были подобраны такие методики: («Радости
и огорчения», «Дорисовывание фигур»), когнитивный - развитие умственных
способностей детей (методы: «Вопросы к картинкам» и «Дорисуй картинки»),
эмоционально – волевой - это проявление положительных эмоций и длительно –
устойчивый интерес к решению познавательных задач применять полученные знания и
умения в жизни (методики: «Дополнение фраз»; «Недостающие детали») [4].
На
основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов
исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня
развития познавательной активности у дошкольника: высокий, средний и низкий.
У детей
с высоким уровнем развития познавательной активности проявляется
инициативность, самостоятельность, интерес и желание решать познавательные
задачи. Если у детей появляются затруднения, они не отвлекаются, а проявляют
упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им
удовлетворение, радость и гордость за достижения.
Для
детей со средним уровнем развития познавательной активности характерна большая
степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения.
Дети испытывают трудности в решении задачи, но не утрачивают эмоционального
отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для
уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до
конца, это свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о
желании искать способы решения задачи, но совместно, со взрослыми.
У детей
старшего дошкольного возраста с низким уровнем развития познавательной
активности не проявляется инициативность и самостоятельность. В процессе
выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляют
отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных
вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе
способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
На
основании критериев, показателей и уровней развития познавательной активности
детей старшего дошкольного возраста мы провели анализ исходного уровня развития
познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, который показал
довольно низкие результаты как в экспериментальных ггруппах дошкольников, а
именно: высокий уровень показали 22,4% детей группы А и 19,0% группы Б. Средний
уровень был диагностирован у 39,5% респондентов группы А и у 39,7% групп Б.
Низкий уровень развитие познавательной активности был выявлен у 38,3% группа А
и у 41,3% дошкольников группы Б.
Список литературы:
- Абакумова О.П Развитие познавательного интереса у детей 3-5 лет в дошкольном образовательном учреждении в процессе экологического воспитания посредством экспериментирования / О.П. Абакумова. – Кингисепп, 2014. – 154 с.
- Беляевских Ю.С. Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности / Ю.С. Беляевских. – Пермь, 2012. – 154 с.
- Догонкина М.П Роль экспериментирования в развитии познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста / М.П. Догонкина. – Архангельская область, Холмогорский район, 2013. – 167 с.
- Дубакова В.В. Экспериментирований в детском саду / В.В. Дубакова. – Санкт-Петербург, 2012. – 120 с.
- Жутова Е.А. Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / Е.А. Жутов. – Североморск, 2012. – 95 с.
- Маралов, В.Г. Психологические основы формирования активности личности детей дошкольного возраста / В.Г. Маралов. - М.: Психология, 2005. - 312 с.
Комментарии: