» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (74) 2023

Автор: Миколайчук Анастасия Филипповна , студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Особенности формирования знаний о правилах дорожного движения у старших дошкольников

Статья просмотрена: 24 раз
Дата публикации: 25.04.2023

УДК373.24

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Бутвина Ольга Юрьевна

доцент кафедры «Дошкольного образования и педагогики»

Миколайчук Анастасия Филипповна 

студент

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,

г. Симферополь Республика Крым

 

Аннотация.В данной статье раскрываются вопросы формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Безопасность дошкольников во многом зависит от окружающих взрослых (родителей, педагогов), что снижает уровень осознанности детьми собственных действий, обеспечивающих безопасность в окружающем мире. В то же время в связи с развитием способности к самоорганизации, способности действовать произвольно, решать интеллектуальные задачи, становится возможным обучение детей основам правил дорожного движения, внушение безопасных способов поведения на дороге.

Ключевые слова: безопасное поведение на дорогах, основы безопасного поведения, дорожное движение, дети дошкольного возраста, старшие дошкольники.

 

Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения заключается в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице и дорогах. В соответствии с ФГОС дошкольного образования обучение правилам дорожного движения осуществляется с учетом интеграции образовательных областей.

Дошкольный период представляет собой один из важнейших периодов человеческой жизни – именно в это время закладывается человеческая личность. Именно поэтому важно начать обучение правилам поведения на дороги именно в возрасте, соответствующем старшему дошкольному возрасту. На наш взгляд это идеальный возраст для получения таких знаний – до этого возраста ребенок еще слишком мал, а позже он пойдет в школу и вскоре начнет самостоятельно добираться от дома до школы и обратно.

Именно на дошкольное учреждение вкупе с семьей ложится ответственная задача обучения ребенка правилам безопасного поведения на дороге. Это крайне важная и ответственная задача, которой сейчас, к счастью, уделяется должное внимание. Раньше же в российских школах данная проблема рассматривалась лишь мельком [2]. Тем не менее, изучение и развитие данной темы по-прежнему остается актуальным, потому в современном городе постоянно растет уровень количества автомобилей и транспортных средств, а вместе с ним и рост дорожно-транспортных происшествий, виновниками которых нередко становятся сами дети.

Анализ педагогических исследований Н.А. Ананьевой, В.Ф. Базарного, Е.В. Бондаревской, В.П. Озерова, В.П. Соловьева, Г.М. Соловьева и др. позволил определить различные факторы, влияющие на состояние здоровья и жизнь детей: благосостояние общества, существующая система содержания и организации образования, педагогические условия, ориентированные на укрепление здоровья и сохранение жизни ребенка, низкий уровень культуры общества, культуры здорового образа жизни и культуры безопасности [1; 4].

Н.Н. Авдеевым, Т.И. Алиевой, Е.П. Арнаутовой, К.Ю. Белой, О.Л. Князевой, Е.А. Козыревой, JI.А. Кондрыкинской, Е.Ю. Протасовой, Э.Я. Степаненковой, Р.Б. Стеркиным изучалась проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, создания системы целенаправленного обеспечения детей знаниями и ценностными ориентирами с целью формирования представлений о правилах дорожного движения, воспитания осознанного безопасного поведения на улице, привитие здоровьесберегающих навыков, исследовались разнообразные формы, методы и приемы воспитательно-образовательного процесса.

Проблема формирования безопасного поведения на проезжей части у детей дошкольного возраста является составной частью современной образовательной программы, реализуемой в ДОО. Эта работа осуществляется в рамках всех разделов и направлений образовательной программы дошкольного образования в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования через игровую, проектную деятельность, драматизацию, изобразительное творчество, музыку [4; 5].

Основная цель деятельности педагогов ДОО по профилактике детского дорожного травматизма - формирование у дошкольников осознанного безопасного поведения на улицах города. Она реализуется путем решения следующих задач:

1. Формирование у дошкольников первоначальных знаний о правилах дорожного движения.

2. Формирование умений ориентироваться в пространстве, давать правильную оценку ситуации на дороге.

3. Развитие способности к предвидению возможной опасности и построению адекватного безопасного поведения.

Актуальность безопасного поведения детей на дорогах городах является предметом исследования многочисленных трудов авторов. Исследователь Н.Н. Авдеева.

предлагает программу для ДОО «Основы безопасности детей дошкольного возраста»; К.Ю. Белая представляет конспекты ситуаций упражнений, бесед с детьми по темам безопасность на улице, дороге, природе; Л.А. Вдовиченко в своей работе демонстрирует основы безопасного поведения детей на улице и транспорте; Т.Г. Кобзева разработала систему работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения, которая включает все возможные составляющие: цели, содержание, методы, средства, формы обучения и рекомендации к предметно-развивающей среде; Н.Б. Неганова разработала методические рекомендации, направленные на уменьшение количества детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях; Л.Б. Поддубная занималась изучением вопроса формирования безопасного поведения в дорожно-транспортной среде у старших дошкольников; О.А. Скоролупова в своём труде предлагает педагогам тематическое планирования и конспекты занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром; Е.В. Федотова  описывает приёмы работы с дошкольниками по формированию навыков поведения на дорогах и др.

Ученые, исследуя проблему безопасного пребывания на улице детей дошкольного возраста, приходят к выводу о необходимости формирования у дошкольников ценностного отношения к жизни, интереса к окружающей действительности, способности ориентироваться в пространстве и владения знаниями о правилах дорожного движения и самое главное их соблюдения.

Однако, несмотря на проработанность данного вопроса в педагогической науке и апробации методов и приёмов работы с дошкольниками по основам формирования правил дорожного движения, данная проблема остается по-прежнему актуальной и требует поиска эффективных методов взаимодействия с детьми по данной теме. У детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями о правилах дорожного движения и практическим применением. Формирование представлений о правилах дорожного движения является составной частью общей воспитательной работы детских садов. Решить проблему детского травматизма можно, только создав целостную систему по подготовке детей по ПДД, опираясь на систематическое изучение правил, использование новых, практикоориентированные формы и методы формирования представлений о правилах дорожного движения. Для этого необходимо применять разнообразные методы: словесные, наглядные и практические.



Список литературы:

  1. Андросова, В. Дошкольникам о правилах безопасности на улице / В. Андросова // Дошкольное воспитание. – 2017. – №3. – С. 29-34.
  2. Акопова, Э.С. Физическое воспитание на основе обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста / Э.С. Акопова, Л. Ф. Мансарлийская, С. В. Тюрикова // Управление качеством дошкольного образования: сб. науч.-метод. матер. – М., 2014. – С. 43-44.
  3. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников : кн. для восп. детск. сада и родителей / К.Ю. Белая, В.Н. Зимовина. – М.: Просвещение, 2015. – 188 с.
  4. Васильева М. Учим правила безопасности / М. Васильева // Дошкольное воспитание. – 2017. – №2. – С. 65-66.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: