» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Май, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (74) 2023
Автор: Михайлов Денис Васильевич, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Экспериментальное исследование по формированию культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста
Дата публикации: 25.04.2023
УДК373.24
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рамазанова Эльмира Асановна
доцент кафедры
«Дошкольного образования и педагогики»
Михайлов
Денис Васильевич
студент
ГБОУ ВО РК «Крымский
инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,
г. Симферополь Республика Крым
Аннотация. В
статье рассмотрены особенности формирования культурно-гигиенических навыков у
детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной
организации. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению
актуального уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей
среднего дошкольного возраста. Определены критерии (когнитивный, продуктивно-деятельностный),
показатели и уровни сформированности культурно-гигиенических навыков у детей
среднего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий), подобран и
адаптирован диагностический инструментарий. Представлены результаты работы на
констатирующем этапе исследования.
Ключевые слова: гигиеническое
воспитание, культурно-гигиенические навыки, педагогические условия, критерии,
показатели и уровни сформированности культурно-гигиенических навыков, дети
среднего дошкольного возраста.
Сегодня
сохранение и укрепление здоровья детей одна из самых главных стратегических
задач развития страны. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной
области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья
детей, должна давать ощутимые результаты. Исследованиями ученых установлено,
что здоровье человека лишь отчасти, на 7-8 процентов зависит от успехов
здравоохранения и больше чем на 50 процентов зависит от нашего образа жизни.
Чтобы быть здоровыми и полноценно жить, необходимо овладеть искусством сохранения
и укрепления здоровья. Этому искусству и должно уделяться как можно больше
внимания в детском саду.
В
дошкольной педагогике проблема формирования культурно-гигиенических навыков у
детей дошкольного возраста рассматривается как в контексте физического (Р. А.
Алексашина, Ю. К. Бабанский, Т.Л. Бодина, Г.Н. Година, В. И. Логинова,
Н.Т. Терехова, Г.В. Хухлаева), так и в контексте трудового воспитания (С.В.
Буре, С.А. Козлова, Т.А. Куликова).
Культурно-гигиенические
навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности,
содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, обуви продиктована не только
требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны
понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что
любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную
одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью,
поступками, как правило, небрежен и в работе [4].
Физиологической
основой культурно-гигиенических навыков и привычек является образование
условно-рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов.
Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную
направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе
правила, соответствующие нормам поведения [5].
Анализ
историко-педагогической литературы показывает, что на всем протяжении развития
педагогической мысли дошкольному возрасту отводилась особая роль в усвоении
культуры поведения. Это положение ярко выражено в работах Я.А. Коменского, И.Г.
Песталоцци, Р. Оуэна, М. Монтессори, в трудах русских педагогов: И.И. Бецкого,
В.Ф. Одоевского, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова; деятелей дошкольного
воспитания А.С. Симонович, Е.Н. Водовозовой, Е.И. Конради, Е.И. Тихеевой,
М.Х. Свинтицкой. Но в то же время в педагогике не выделялась сущность
воспитательного процесса, не прослеживалась логика формирования личностной
культуры ребенка и такого важного ее компонента как культура поведения.
Современные исследования в значительной мере определяют теоретические основы
воспитания личностной культуры у детей дошкольного возраста [3].
Во всех
возрастных группах эта задача осуществляется в соответствии с программными
требованиями. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно
относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного
поведения. Важной задачей в работе с детьми пятого года жизни детского сада
является воспитание культурно-гигиенических навыков - опрятности, аккуратности
в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы
облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс
доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво.
При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей пятого года
жизни - стремление к самостоятельности [2].
Формируется
осознание правил и норм, стоящих за культурно - гигиеническими навыками. В
раннем детстве на основе овладения этими навыками складываются предпосылки для
понимания правил поведения, определяющих необходимость их выполнения. А в
дошкольном возрасте малыш усваивает первые этические нормы. Он «открывает», что
за каждым культурно - гигиеническим навыком стоит определенное правило
поведения, которое продиктовано нравственными нормами человеческого общества
[1].
Нами
были выделены педагогические условия формирования культурно-гигиенических
навыков у детей среднего дошкольного возраста такие как, учет возрастных и
индивидуальных особенностей, организация предметно-развивающей среды,
использование разнообразных форм, методов, приемов в работе с дошкольниками.
Для исследования была выбрана группа детей среднего дошкольного возраста -
Группа А в количестве 20 детей. Для достижения
поставленной цели констатирующего этапа эксперимента и реализации поставленных
задач, мы проводили работу по трем направлениям: работа с детьми, работа с
педагогами и родителями.
В результате анализа
психолого-педагогической литературы по проблеме формирования
культурно-гигиенических навыков Г.В. Белокуровой, С.В. Петериной,
С.Н. Теплюк, Т.П. Яковенко, опираясь на исследования М.А. Васильевой, нами
были определены критерии и показатели сформированности культурно-гигиенических
навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Когнитивный критерий
предполагал наличие знаний, представлений у детей среднего дошкольного возраста
о культурно-гигиенических навыках.
Поведенческо-деятельностный
критерий предполагал – совокупность культурно-гигиенических умений и навыков у
детей среднего дошкольного возраста для каждого
процесса (умывание, прием пищи, одевание и раздевание).
Задания составлены по материалам Г.В. Белокуровой, М.А. Васильевой,
О.Б. Иншаковой, а также на основе практических разработок, предлагаемых О.М.
Колесниковой, Г.А. Урунтаевой.
Было предложено 6 серий заданий (каждая из которых преследовала свою
цель: выявить уровень представлений о
процессе умывания у детей среднего дошкольного возраста;выявить уровень
представлений о том, как правильно надо вести себя за столом во время еды
(поза, внешний вид, пользование столовыми приборами и принадлежностями, общение
за столом);выявить уровень представлений о процессах одевания и раздевания
одежды у детей;выявить уровень умений в процессе умывания у детей среднего
дошкольного возраста;выявить уровень умений правильного поведения за столом во
время еды у детей среднего дошкольного возраста;выявить уровень умений в
процессах одевания и раздевания одежды у детей среднего возраста). Также нами
были определены уровни сформированности культурно-гигиенических навыков у детей
среднего дошкольного возраста: высокий, средний, низкий.
В процессе анализа деятельности по привитию
культурно-гигиенических навыков в средней группе выявлено, что педагоги
планируют работу по формированию культурно-гигиенических
навыков в режимных процессах при организации умывания, приема пищи, но не
постоянно планируется работа по формированию
навыков самообслуживания при одевании, раздевании, пользования
расческой. Группа оснащена необходимым оборудованием в соответствии с
требованиями СанПин.
Нами также было проведено анонимное анкетирование родителей, целью
выявления уровня сформированности психолого-педагогической культуры родителей в
вопросах формирования культурно-гигиенических навыков у детей среднего
дошкольного возраста. Анкетирование показало, что для обеспечения полного
согласования в требованиях по формированию культурно-гигиенических навыков
необходимо организовать взаимодействие с родителями через индивидуальную
работу, консультирование родителей.
В результате проведенного комплекса диагностических мероприятий, мы выявили
исходный уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей
среднего дошкольного возраста в группе. Данные показывают, что основная часть
детей находиться на низком и среднем уровнях сформированности
культурно-гигиенических.
Поэтому свое дальнейшее
исследование видим в апробации педагогических условий, направленных на
формирование культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного
возраста.
Список литературы:
- Белостоцкая Е.М. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 /Е.М. Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова. – М.: АСТ, 2012.-187с.
- Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников / И.Н. Курочкина. – М., 2001. 224 с.
- Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателя детского сада / С.В. Петерина. – М. : Просвещение, 1986. – 96 с.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. - М.: Просвещение, 1997. – 243 с.
- Яковенко Т.П. О воспитании культурно-гигиенических навыков / Т.П. Яковенко, З.Е. Ходонецких // Дошкольное воспитание. 2009. – № 8. – С. 24.
Комментарии: