» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (74) 2023

Автор: Михайлов Денис Васильевич, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Экспериментальное исследование по формированию культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста

Статья просмотрена: 47 раз
Дата публикации: 25.04.2023

УДК373.24

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рамазанова Эльмира Асановна

доцент кафедры «Дошкольного образования и педагогики»

Михайлов Денис Васильевич 

студент

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,

г. Симферополь Республика Крым

 

Аннотация. В статье рассмотрены особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста. Определены критерии (когнитивный, продуктивно-деятельностный), показатели и уровни сформированности культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий), подобран и адаптирован диагностический инструментарий. Представлены результаты работы на констатирующем этапе исследования.

Ключевые слова: гигиеническое воспитание, культурно-гигиенические навыки, педагогические условия, критерии, показатели и уровни сформированности культурно-гигиенических навыков, дети среднего дошкольного возраста.

 

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из самых главных стратегических задач развития страны. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна давать ощутимые результаты. Исследованиями ученых установлено, что здоровье человека лишь отчасти, на 7-8 процентов зависит от успехов здравоохранения и больше чем на 50 процентов зависит от нашего образа жизни. Чтобы быть здоровыми и полноценно жить, необходимо овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в детском саду.

В дошкольной педагогике проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста рассматривается как в контексте физического (Р. А. Алексашина, Ю. К. Бабанский, Т.Л. Бодина, Г.Н. Година, В. И. Логинова, Н.Т. Терехова, Г.В. Хухлаева), так и в контексте трудового воспитания (С.В. Буре, С.А. Козлова, Т.А. Куликова).

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе [4].

Физиологической основой культурно-гигиенических навыков и привычек является образование условно-рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов. Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения [5].

Анализ историко-педагогической литературы показывает, что на всем протяжении развития педагогической мысли дошкольному возрасту отводилась особая роль в усвоении культуры поведения. Это положение ярко выражено в работах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэна, М. Монтессори, в трудах русских педагогов: И.И. Бецкого, В.Ф. Одоевского, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова; деятелей дошкольного воспитания А.С. Симонович, Е.Н. Водовозовой, Е.И. Конради, Е.И. Тихеевой, М.Х. Свинтицкой. Но в то же время в педагогике не выделялась сущность воспитательного процесса, не прослеживалась логика формирования личностной культуры ребенка и такого важного ее компонента как культура поведения. Современные исследования в значительной мере определяют теоретические основы воспитания личностной культуры у детей дошкольного возраста [3].

Во всех возрастных группах эта задача осуществляется в соответствии с программными требованиями. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения. Важной задачей в работе с детьми пятого года жизни детского сада является воспитание культурно-гигиенических навыков - опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей пятого года жизни - стремление к самостоятельности [2].

Формируется осознание правил и норм, стоящих за культурно - гигиеническими навыками. В раннем детстве на основе овладения этими навыками складываются предпосылки для понимания правил поведения, определяющих необходимость их выполнения. А в дошкольном возрасте малыш усваивает первые этические нормы. Он «открывает», что за каждым культурно - гигиеническим навыком стоит определенное правило поведения, которое продиктовано нравственными нормами человеческого общества [1].

Нами были выделены педагогические условия формирования культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста такие как, учет возрастных и индивидуальных особенностей, организация предметно-развивающей среды, использование разнообразных форм, методов, приемов в работе с дошкольниками.

Для исследования была выбрана группа детей среднего дошкольного возраста - Группа А в количестве 20 детей. Для достижения поставленной цели констатирующего этапа эксперимента и реализации поставленных задач, мы проводили работу по трем направлениям: работа с детьми, работа с педагогами и родителями.

В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков Г.В. Белокуровой, С.В. Петериной, С.Н. Теплюк, Т.П. Яковенко, опираясь на исследования М.А. Васильевой, нами были определены критерии и показатели сформированности культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста.

Когнитивный критерий предполагал наличие знаний, представлений у детей среднего дошкольного возраста о культурно-гигиенических навыках.

Поведенческо-деятельностный критерий предполагал – совокупность культурно-гигиенических умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста для каждого процесса (умывание, прием пищи, одевание и раздевание).

Задания составлены по материалам Г.В. Белокуровой, М.А. Васильевой, О.Б. Иншаковой, а также на основе практических разработок, предлагаемых О.М. Колесниковой, Г.А. Урунтаевой.

Было предложено 6 серий заданий (каждая из которых преследовала свою цель:  выявить уровень представлений о процессе умывания у детей среднего дошкольного возраста;выявить уровень представлений о том, как правильно надо вести себя за столом во время еды (поза, внешний вид, пользование столовыми приборами и принадлежностями, общение за столом);выявить уровень представлений о процессах одевания и раздевания одежды у детей;выявить уровень умений в процессе умывания у детей среднего дошкольного возраста;выявить уровень умений правильного поведения за столом во время еды у детей среднего дошкольного возраста;выявить уровень умений в процессах одевания и раздевания одежды у детей среднего возраста). Также нами были определены уровни сформированности культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста: высокий, средний, низкий.

В процессе анализа деятельности по привитию культурно-гигиенических навыков в средней группе выявлено, что педагоги планируют работу по формированию культурно-гигиенических навыков в режимных процессах при организации умывания, приема пищи, но не постоянно планируется работа по формированию навыков самообслуживания при одевании, раздевании, пользования расческой. Группа оснащена необходимым оборудованием в соответствии с требованиями СанПин.

Нами также было проведено анонимное анкетирование родителей, целью выявления уровня сформированности психолого-педагогической культуры родителей в вопросах формирования культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста. Анкетирование показало, что для обеспечения полного согласования в требованиях по формированию культурно-гигиенических навыков необходимо организовать взаимодействие с родителями через индивидуальную работу, консультирование родителей.

В результате проведенного комплекса диагностических мероприятий, мы выявили исходный уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста в группе. Данные показывают, что основная часть детей находиться на низком и среднем уровнях сформированности культурно-гигиенических.

Поэтому свое дальнейшее исследование видим в апробации педагогических условий, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста.



Список литературы:

  1. Белостоцкая Е.М. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 /Е.М. Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова. – М.: АСТ, 2012.-187с.
  2. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников / И.Н. Курочкина. – М., 2001. 224 с.
  3. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателя детского сада / С.В. Петерина. – М. : Просвещение, 1986. – 96 с.
  4. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. - М.: Просвещение, 1997. – 243 с.
  5. Яковенко Т.П. О воспитании культурно-гигиенических навыков / Т.П. Яковенко, З.Е. Ходонецких // Дошкольное воспитание. 2009. – № 8. – С. 24.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: