» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (74) 2023

Автор: Пономаренко Виктория Александровна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Сущность и структура познавательной самостоятельности детей дошкольного возраста

Статья просмотрена: 37 раз
Дата публикации: 25.04.2023

УДК373.24

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рамазанова Эльмира Асановна

доцент кафедры «Дошкольного образования и педагогики»

Пономаренко Виктория Александровна

студент

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,

г. Симферополь Республика Крым

 

Аннотация.В статье рассмотрены особенности формирования познавательной самостоятельности детей дошкольного возраста. Проведен анализ исследований в данном направлении, перечислены основные пути развития самостоятельности у детей дошкольного возраста. Раскрыта сущность и структура самостоятельности.

Ключевые слова: самостоятельность, познавательная самостоятельность, мотивация, активность, дети дошкольного возраста.

 

Современная система дошкольного образования направлена на создание условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий в познании окружающего мира. В соответствии с этим необходимо акцентировать внимание на том, какую степень самостоятельности проявляет ребенок при овладении знаниями, умениями и навыками, как часто обращается к собственному опыту, использует рациональные способы достижения цели, как относится к решению познавательных и практических задач.

Самостоятельность как базовое качество личности ребенка проявляется в способности действовать независимо от помощи и руководства со стороны взрослого, проявлять элементарную критичность и самокритичность, доводить любое дело до конца. Актуальным в этой связи становится необходимость формирования познавательной самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. Исследования психологов доказывают, что именно в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности (А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн), поскольку на этом этапе дети овладевают мыслительными операциями, имеют достаточный уровень знаний для овладения определенными способами деятельности. Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.

Познавательная самостоятельность - это многоаспектное личностное образование, предполагающее умение использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях. В познавательной самостоятельности выделяется несколько характерных черт личности: саморегуляция познавательной деятельности, синтез познавательного мотива и способов самостоятельного поведения, устойчивое положительное отношение к процессу познания. Познавательная самостоятельность охватывает также чувственное восприятие, запоминание, различные виды действий, эмоциональное состояние личности и т. д.

Т. И. Шамова в структуре познавательной самостоятельности выделяет три компонента: мотивационный (влечение к деятельности), содержательно-операционный (знания и умения) и волевой. Автор рассматривает формирование познавательной самостоятельности как поэтапный процесс, который имеет следующие уровни: воспроизведение, реконструктивно-вариативный, частично-поисковый и творческий [4]. Однако вышеупомянутые аспекты проблемы касаются, прежде всего, особенностей познавательной самостоятельности детей школьного возраста.

В дошкольной педагогике также разработан ряд подходов к изучению проблемы формирования познавательной самостоятельности. По мнению ученых, основой для формирования познавательной самостоятельности является самостоятельность ребенка, которая формируется на основе активности. Познавательная активность в свою очередь выступает предпосылкой и результатом развития личности. Как и познавательная самостоятельность, она является качественной характеристикой познавательной деятельности личности.

Изучая проявления самостоятельности Г.Н. Година рассматривает ее, как относительно устойчивое психическое состояние, тесно связанное с предметным содержанием деятельности, в которой она проявляется [1]. Было отмечено, что для детей двух-четырех лет характерно своеобразное чередование самостоятельности и несамостоятельности в различных видах деятельности, то есть она (самостоятельность) временная и ситуативная. В дошкольном возрасте закладывается фундамент этого качества. Рассматривая нравственное содержание элементарной формы самостоятельности детей в процессе обучения и воспитания, исследователь определяет условия его формирования, а именно: расширение возможностей для проявления произвольного поведения в деятельности детей, организация положительного нравственного опыта самостоятельности.

Г.Н. Година подчеркивает, что формирование самостоятельности у детей осуществляется в условиях ведущей роли родителей и воспитателя. Наиболее эффективными методами педагогического руководства при этом считается предоставление знаний и формирование способов действий; постановка перед детьми жизненно необходимых задач; создание интереса к деятельности; обучение умению применять усвоенные знания в деятельности; контроль за ходом выполнения задания; оценка деятельности ребенка и т.д. Как показывают экспериментальные данные по проблеме формирования самостоятельности такая организация деятельности детей и целесообразное педагогическое руководство обеспечивают взаимосвязь между обучением, воспитанием и развитием самостоятельности как нравственно-волевого качества личности [1].

В качестве основных путей развития самостоятельности К.П. Кузовкова определила:  обучение способам взаимодействия со сверстниками, анализ различных примеров самостоятельного поведения; формирование положительного осознанного отношения к проявлениям самостоятельности других детей; организацию различных видов совместной деятельности.

В исследовании, проведенном автором, сделан вывод о том, что в старшем дошкольном возрасте в условиях совместной деятельности самостоятельность становится качественным образованием личности, характеризующемся готовностью вступать в деловой контакт со сверстниками и практически действовать в соответствии с возможностями своего возраста[3].

Сущность и структуру самостоятельности анализирует Б.П. Есипов, характеризуя этот феномен такими составляющими: инициативность (умение выдвигать новые идеи, подавать смелые предложения, предлагать нестандартные действия, оригинальное содержание), независимость (умение обходиться без помощи других, принимать самостоятельное решение, делать собственный выбор) и критичность (умение адекватно оценивать себя и других). Сформированность всех этих составляющих в различных жизненных ситуациях и различных видах деятельности свидетельствует о наличии самостоятельности у обучающихся [2].

Исследователи сходятся во мнении, что развитие познавательной самостоятельности детей будет эффективным, если будет осуществляться в сенситивный период, то есть в старшем дошкольном возрасте. Своевременное формирование познавательной самостоятельности предполагает способность ребенка делать четкие суждения, принимать соответствующие решения, инициировать поддержку и помощь другому, брать на себя ответственность за совместную деятельность и ее результат. Неравномерность развития или недостаточность проявления познавательной самостоятельности дошкольников может негативно сказаться на отношениях ребенка со сверстниками и взрослыми, на его интеллектуальном и физическом росте.

Таким образом, обобщая анализ психолого-педагогических исследований, можно сделать вывод, что познавательная самостоятельность ребенка дошкольного возраста – это качество личности, которое формируется в процессе организации соответствующей деятельности (связанной с умственным развитием ребенка) и определяет уровень сформированности трех компонентов: мотивационного (позитивный настрой на познание нового), когнитивного (комплекс знаний, умений и навыков) и деятельностного (качества личности, связанные с проявлением познавательной самостоятельности – целеустремленность, настойчивость, инициативность и др.).



Список литературы:

  1. Година Г. Н. Самостоятельность младших дошкольников и ее влияние на развитие детских взаимоотношений / Г. Н. Година // Нравственное воспитание дошкольников : Младший и средний дошкольный возраст / Под ред. В. Г. Нечаевой. – М. : Педагогика, 1972. – С. 83–111.
  2. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б.П. Есипов. – М. : Учпедгиз, 1961. – 239 с.
  3. Кузовкова К. П. Формирование самостоятельности у старших дошкольников в условиях совместной деятельности : автореферат дис. на соискание ученой степени педагогических наук / Науч.-исслед. ин-т общей педагогики АПН СССР. – Москва : 1971. – 18 с.
  4. Шамова Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. - М.: Педагогика, 1982. - 208 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: