» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (74) 2023

Автор: Расулова Кристина Сергеевна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Статья просмотрена: 44 раз
Дата публикации: 25.04.2023

УДК373.24

ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аббасова Левиза Илловиевна

доцент кафедры «Дошкольного образования и педагогики»

Расулова Кристина Сергеевна

студент

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,

г. Симферополь Республика Крым

 

Аннотация.В статье рассмотрены особенности формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Выделены основные понятия исследования: «коммуникация», «общение», «коммуникативные умения». Выделены критерии сформированности коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Перечислен диагностический инструментарий. Представлены результаты констатирующего этапа экспериментальной работы.

Ключевые слова: коммуникация, общение, коммуникативные умения, дети старшего дошкольного возраста, критерии, показатели, уровни, диагностика.

 

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является формирование коммуникативных умений. В «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования» одним из направлений работы является создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

В современных условиях развития общества особую актуальность приобретают проблемы формирования у детей коммуникативных умений, позволяющих им в дальнейшем самостоятельно пополнять и корректировать свои знания, ориентироваться в потоке информации, приспосабливать свои возможности с потребностями производства и общества. Важное место в системе способов формирования коммуникативных умений занимает игра. Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей, именно в игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других [4].

Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка. Ее влияние на воспитательный процесс детей было показано в работах педагогов-классиков С. Русовой, В. Сухомлинского, К. Ушинского; психологов Л. Выготского, Н. Виноградовой, Д. Эльконина современных педагогов В. Захарченко, О. Усовой. Влияние на воспитательный процесс детей было раскрыто в работах педагогов-классиков: Я. Коменский, С. Русова, В. Сухомлинский, К. Ушинский. Психологов Ю. Аркин, М. Басов, П. Блонский, Л. Выготский, Н. Виноградов, Д. Эльконин.

Проблеме формирования коммуникативных умений у дошкольников посвящены работы Л. Божович, Р. Жуковской, М. Лисиной, Т. Марковой,  С. Петериной, Е. Смирновой.

На основе проведенного теоретического анализа научно-методической литературы, систематизации и обобщения психолого-педагогических и эмпирических данных по проблеме исследования сделаны следующие выводы.

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие коммуникативных умений. Ведущее место в системе дошкольного образования отводится формированию навыков общения. Благоприятное развитие личности и успешность социализации ребенка во многом обеспечивается уровнем развития коммуникативных умений, среди которых важнейшими являются умения устанавливать межличностные отношения [1].

Современные исследования в этой области свидетельствуют о том, что большинство детей к концу дошкольного возраста не имеют представления о взаимоотношениях, не могут свободно выражать свои мысли, не проявляют заинтересованности в общении со сверстниками. Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. Опыт первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и сочувствие среди людей [3; 6; 7; 9].

В старшем дошкольном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками. В общении ребенка со сверстниками не только более активно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Стремление к сверстникам, жажда общения с ними и делает группу сверстников для дошкольника чрезвычайно ценной и привлекательной. Участием в группе они очень дорожат. От того, как ребенок общается со сверстниками, будет зависеть направление его развития. Значит, межличностные отношения в группе являются одним из факторов, развивающими личность. Поэтому проблемами межличностных отношений занимаются многие ученые и эти проблемы являются актуальными на сегодняшний день [8].

Сфера коммуникации – необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В современных условиях, когда напряженностью и стабильностью характеризуются все сферы жизнедеятельности субъекта, конструктивно  коммуникативная деятельность приобретает особую значимость. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей [5].

Именно поэтому коммуникативные умения – это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. Кроме того, конструктивное общение является показателем культуры личности в целом. Многочисленные психолого-педагогические исследования показывают, что формирование коммуникативной деятельности необходимо начинать с самого раннего возраста, однако, процесс этот должен строиться на четкой системе знаний, которые характеризуют тот или иной возрастной этап развития ребенка-дошкольника [2].

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности.

С целью изучения уровня развития коммуникативных умений  детей старшего дошкольного возраста были определены критерии, показатели и уровни: представлены критерии и показатели сформированности коммуникавных умений старших дошкольников: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. На основании отмеченных критериев и показателей охарактеризованы уровни сформированности коммуникативных умений старших дошкольников: оптимальный, допустимый, критический.

Разработаны три уровня (оптимальный, допустимый, критический) для выявления уровня знаний формирвоания коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста».

Преобладают дети с низким уровнем развития коммуникативных умений: результаты исходного уровня сформированности коммуникативных умений у старших дошкольников были такими: 29,3 % детей старшего дошкольного возраста группы А и 28 % группы Б умеют взаимодействовать, а также лояльно и адекватно относиться к сверстникам, 31,6 % респондентов группы А и 21 % группы Б продемонстрировали допустимый уровень сформированности коммуникативных умений у старших дошкольников, проявив знания об элементарных правилах ведения диалога.

Они с легкостью выражает свои мысли и доносит их до собеседника; самостоятельно анализирует себя в процессе общения, свои коммуникативные навыки, 39 % дошкольников группы А и 41 % группы Б оказались на критическом уровне сформированности коммуникативных умений, не знает о нормах  и правилах поведения, этикете; не знает  элементарных правилах ведения диалога (не умеет слушать и понимать собеседника; не может формулировать и ставить вопросы; с трудом строит ответ в соответствии с услышанным); имеет не высокие знания о взаимоотношениях со сверстниками; не умеет выражать свои мысли и доносить до собеседника; не проявляет умение толерантного общения; не умеет анализировать взаимоотношения со сверстниками, свою речь, выражение собственных мыслей; стремление  к самосовершенствованию навыков общения, диалогической речи не наблюдается.

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали, что у исследуемых старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации выявлен критический уровень сформированности коммуникативных умений. Это говорит о том, что необходимо применять еще большее количество дополнительных методик для формирования коммуникативных умений у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.



Список литературы:

  1. Арушанова А. Г. Коммуникация. Развивающее общение с детьми 6-7 лет / А. Г. Арушанова, Р. А. Иванкова, Е. С. Рычагова. – М., 2014. – 170 с.
  2. Жуков Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. – Киров, 2001. – 142 с.
  3. Ильяшенко М. В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве / М. В. Ильяшенко, О. С. Ушакова. – Елец, 2003. – 408 с.
  4. Клюева Н. В. Учим детей общению / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития. 2008. – 321 с.
  5. Лисина М. И. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников / М. И. Лисина, Т. Д. Сарториус // под ред. Д. Б. Эльконина, И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2000. – 439 с.
  6. Лисина М. И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / М. И. Лисина. – М., 1974. – 232 с.
  7. Лозован Л. Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. – Кемерово, 2005 – 181 с.
  8. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция: Учеб.-метод. пособие / А. Г. Самохвалова. – СПб., 2011. – 386 с.
  9. Шипицына Л. М. Азбука бщения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова. – СПб.: Детство-ПРЕСС, 2010. – 246 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: