» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Май, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (74) 2023
Автор: Расулова Кристина Сергеевна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации
Дата публикации: 25.04.2023
УДК373.24
ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аббасова Левиза Илловиевна
доцент кафедры
«Дошкольного образования и педагогики»
Расулова
Кристина Сергеевна
студент
ГБОУ ВО РК «Крымский
инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,
г. Симферополь Республика Крым
Аннотация.В
статье рассмотрены особенности формирования коммуникативных умений детей
старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной
организации. Выделены основные понятия исследования: «коммуникация», «общение»,
«коммуникативные умения». Выделены критерии сформированности коммуникативных
умений детей старшего дошкольного возраста: когнитивный, эмоциональный,
поведенческий. Перечислен диагностический инструментарий. Представлены
результаты констатирующего этапа экспериментальной работы.
Ключевые
слова: коммуникация, общение, коммуникативные умения, дети старшего
дошкольного возраста, критерии, показатели, уровни, диагностика.
Одной из главных задач
воспитания и обучения детей дошкольного возраста является формирование
коммуникативных умений. В «Федеральном государственном стандарте дошкольного
образования» одним из направлений работы является создание условий развития
ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, развития
инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и
сверстниками, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками,
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
В современных условиях развития
общества особую актуальность приобретают проблемы формирования у детей
коммуникативных умений, позволяющих им в дальнейшем самостоятельно пополнять и
корректировать свои знания, ориентироваться в потоке информации,
приспосабливать свои возможности с потребностями производства и общества.
Важное место в системе способов формирования коммуникативных умений занимает
игра. Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, она оказывает
значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл
человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех
или иных поступков людей, именно в игре дети учатся общению друг с другом,
умению подчинять свои интересы интересам других [4].
Игра способствует развитию
произвольного поведения ребенка. Ее влияние на воспитательный процесс детей
было показано в работах педагогов-классиков С. Русовой, В. Сухомлинского, К.
Ушинского; психологов Л. Выготского, Н. Виноградовой, Д. Эльконина современных
педагогов В. Захарченко, О. Усовой. Влияние на воспитательный процесс детей
было раскрыто в работах педагогов-классиков: Я. Коменский, С. Русова, В.
Сухомлинский, К. Ушинский. Психологов Ю. Аркин, М. Басов, П. Блонский, Л.
Выготский, Н. Виноградов, Д. Эльконин.
Проблеме формирования
коммуникативных умений у дошкольников посвящены работы Л. Божович, Р.
Жуковской, М. Лисиной, Т. Марковой, С.
Петериной, Е. Смирновой.
На основе проведенного теоретического
анализа научно-методической литературы, систематизации и обобщения
психолого-педагогических и эмпирических данных по проблеме исследования сделаны
следующие выводы.
Одной из главных задач
воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие
коммуникативных умений. Ведущее место в системе дошкольного образования
отводится формированию навыков общения. Благоприятное развитие личности и
успешность социализации ребенка во многом обеспечивается уровнем развития
коммуникативных умений, среди которых важнейшими являются умения устанавливать
межличностные отношения [1].
Современные исследования в этой
области свидетельствуют о том, что большинство детей к концу дошкольного
возраста не имеют представления о взаимоотношениях, не могут свободно выражать
свои мысли, не проявляют заинтересованности в общении со сверстниками. Ребенок
живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений.
Опыт первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности
ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение
к миру, его поведение и сочувствие среди людей [3; 6; 7; 9].
В старшем дошкольном возрасте
все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со
сверстниками. В общении ребенка со сверстниками не только более активно
осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются
важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Стремление к
сверстникам, жажда общения с ними и делает группу сверстников для дошкольника
чрезвычайно ценной и привлекательной. Участием в группе они очень дорожат. От
того, как ребенок общается со сверстниками, будет зависеть направление его
развития. Значит, межличностные отношения в группе являются одним из факторов,
развивающими личность. Поэтому проблемами межличностных отношений занимаются
многие ученые и эти проблемы являются актуальными на сегодняшний день [8].
Сфера коммуникации –
необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В
современных условиях, когда напряженностью и стабильностью характеризуются все
сферы жизнедеятельности субъекта, конструктивно
коммуникативная деятельность приобретает особую значимость. Именно в
сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные
планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и
сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей [5].
Именно поэтому коммуникативные
умения – это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере
коммуникации. Кроме того, конструктивное общение является показателем культуры
личности в целом. Многочисленные психолого-педагогические исследования
показывают, что формирование коммуникативной деятельности необходимо начинать с
самого раннего возраста, однако, процесс этот должен строиться на четкой
системе знаний, которые характеризуют тот или иной возрастной этап развития
ребенка-дошкольника [2].
Дошкольный возраст – особо
ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального
становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками
возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на
развитие его личности.
С целью изучения уровня
развития коммуникативных умений детей
старшего дошкольного возраста были определены критерии, показатели и уровни:
представлены критерии и показатели сформированности коммуникавных умений
старших дошкольников: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. На основании
отмеченных критериев и показателей охарактеризованы уровни сформированности
коммуникативных умений старших дошкольников: оптимальный, допустимый, критический.
Разработаны три уровня
(оптимальный, допустимый, критический) для выявления уровня знаний формирвоания
коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста».
Преобладают дети с низким
уровнем развития коммуникативных умений: результаты исходного уровня
сформированности коммуникативных умений у старших дошкольников были такими:
29,3 % детей старшего дошкольного возраста группы А и 28 % группы Б умеют
взаимодействовать, а также лояльно и адекватно относиться к сверстникам, 31,6 %
респондентов группы А и 21 % группы Б продемонстрировали допустимый уровень
сформированности коммуникативных умений у старших дошкольников, проявив знания
об элементарных правилах ведения диалога.
Они с легкостью выражает свои
мысли и доносит их до собеседника; самостоятельно анализирует себя в процессе
общения, свои коммуникативные навыки, 39 % дошкольников группы А и 41 % группы
Б оказались на критическом уровне сформированности коммуникативных умений, не
знает о нормах и правилах поведения,
этикете; не знает элементарных правилах
ведения диалога (не умеет слушать и понимать собеседника; не может формулировать
и ставить вопросы; с трудом строит ответ в соответствии с услышанным); имеет не
высокие знания о взаимоотношениях со сверстниками; не умеет выражать свои мысли
и доносить до собеседника; не проявляет умение толерантного общения; не умеет
анализировать взаимоотношения со сверстниками, свою речь, выражение собственных
мыслей; стремление к
самосовершенствованию навыков общения, диалогической речи не наблюдается.
Таким образом, результаты
констатирующего эксперимента показали, что у исследуемых старших дошкольников в
условиях дошкольной образовательной организации выявлен критический уровень
сформированности коммуникативных умений. Это говорит о том, что необходимо
применять еще большее количество дополнительных методик для формирования
коммуникативных умений у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.
Список литературы:
- Арушанова А. Г. Коммуникация. Развивающее общение с детьми 6-7 лет / А. Г. Арушанова, Р. А. Иванкова, Е. С. Рычагова. – М., 2014. – 170 с.
- Жуков Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. – Киров, 2001. – 142 с.
- Ильяшенко М. В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве / М. В. Ильяшенко, О. С. Ушакова. – Елец, 2003. – 408 с.
- Клюева Н. В. Учим детей общению / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития. 2008. – 321 с.
- Лисина М. И. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников / М. И. Лисина, Т. Д. Сарториус // под ред. Д. Б. Эльконина, И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2000. – 439 с.
- Лисина М. И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / М. И. Лисина. – М., 1974. – 232 с.
- Лозован Л. Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. – Кемерово, 2005 – 181 с.
- Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция: Учеб.-метод. пособие / А. Г. Самохвалова. – СПб., 2011. – 386 с.
- Шипицына Л. М. Азбука бщения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова. – СПб.: Детство-ПРЕСС, 2010. – 246 с.
Комментарии: