» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (74) 2023

Автор: Рожнова Виктория Олеговна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирование трудолюбия детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых

Статья просмотрена: 94 раз
Дата публикации: 25.04.2023

УДК373.24

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МИРОМ ВЗРОСЛЫХ

Рамазанова Эльмира Асановна

доцент кафедры «Дошкольного образования и педагогики»

Рожнова Виктория Олеговна

студент

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,

г. Симферополь Республика Крым

 

Аннотация.В статье рассмотрены особенности формирования трудолюбия детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых, раскрыты основные понятия темы исследования: «труд», «трудолюбие», «деятельность взрослых». Проведен анализ исследований в данном направлении, представлен обзор образовательных программ и нормативных документов. Отмечена социальная значимость труда для детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: труд, трудолюбие, деятельность взрослых, дети старшего дошкольного возраста, нравственное качество.

 

Актуальность проблемы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации (далее ДОО) продиктована тем, что социальный заказ государства в образовании направлен на развитие социально активной и ответственной личности ребенка начиная с дошкольного детства.

Современные исследователи в своих работах о труде – определяют место труда в педагогическом процессе детского сада, разработали его содержание (Е.И. Корзакова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина и др.); выделяют формы организации детей в труде (З.Н. Борисова, Р.С. Буре, А.Д. Шатова); изучают процесс формирования положительного отношения к труду взрослых (В.И. Глотова, В.И. Логинова, Я.З. Неверович, А.Г. Тулегенова, М.В. Крулехт и др.); рассматривают особенности трудового воспитания дошкольников в семье (Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, Т.А. Маркова); исследуют влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений (Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.).

В последнее десятилетие появился ряд исследований, в той или иной мере касающихся воспитания трудолюбия у детей (И.В. Житко, Д.А. Костикова, Н.Г. Липская, Г.С. Малунова, О.П. Мачехина, С.В. Питенко, Д.А. Шингаркина). Косвенно исследуемая проблема затронута в исследованиях, имеющих отношение к формированию социальной активности и преодолению пассивности дошкольников в трудовой деятельности (Л.П. Курникова, Е.А. Шанц).

Исследователи внесли большой вклад в разработку проблемы выявления признаков и компонентов трудолюбия детей дошкольного возраста, создали систему трудового воспитания дошкольников, включающую в себя задачи, содержание, средства и методы работы педагогов. Но данная проблема не является до конца решенной, ее продолжают изучать и исследовать и в настоящее время [1,3].

Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей – ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей – коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом [5]

В педагогических исследованиях многих ученых определены пути формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста:

-          систематическое и планомерное воздействие взрослых (Д. В. Сергеева);

-          воспитание готовности к труду на основе его привлекательности (Л.Б. Касперская);

-          воспитание интереса к труду, желания трудиться на пользу людям (Л.Е. Образцова);

-          приобщение каждого ребенка к труду посредством трудовых поручений (Г. М. Киселева).

Социальная значимость труда имеет большое значение для каждого человека. Без труда человек теряет свою ценность. Поэтому современное общество предъявляет высокие требования к личности. Ребенок должен добросовестно относиться к трудовой деятельности, проявлять инициативу, быть активным, а также он должен воспринимать труд как основу жизненной потребности человека.

На современном этапе развития имеется большая база накопленных знаний в области трудового воспитания детей. Но ситуация показывает, что не все дети имеют позитивное отношение к труду, не имеют потребности самостоятельно трудиться и выполнять трудовые поручения, не могут найти сферу трудовой деятельности. Поэтому перед нами стоит задача поиска оптимальных педагогических условий, направленных на воспитание трудолюбия у дошкольников.

Важными предпосылками формирования трудолюбия старших дошкольников в процессе познания мира взрослых являются: возникновение мотивов, связанных с интересом к миру взрослых, со стремлением быть похожими на них (Л. И. Божович, Е. В. Субботский и др.), овладение речью (Е. И. Тихеева, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающаяся социальная перцепция, в процессе которой ребенок наиболее глубже воспринимает качества и свойства личности взрослого, в том числе и трудолюбие (А. А. Бодалев), интенсивное формирование произвольных движений руки (Б. Г. Ананьев), дальнейшее развитие ручной умелости (Т. С. Комарова), возникновение способности оценивать деятельность другого человека (М. И. Лисина, А. Н. Леонтьев), развитие нравственных, эстетических чувств (Л. С. Выготский, С. Г. Якобсон) [3].

Как любое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания. Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности. Средства трудового воспитания детей дошкольного возраста должны обеспечивать формирование достаточно полных представлений о содержании труда взрослых, о труженике, его отношениях к делу, о важности труда в жизни общества. Такими средствами являются: ознакомление с трудом взрослых; обучение навыкам труда, организации и планированию трудовой деятельности; художественные средства (художественная литература, музыка, изобразительное искусство).

Таким образом, цель дошкольного окружения, в частности в ДОО, научить ребенка общим действиям, облегчающим труд, что способствует тому, что труд в любом возрасте останется для него привлекательным и будет осмысленным. Организуя процесс воспитания трудолюбия старших дошкольников, необходимо использовать все виды труда, доступные детям данного возраста: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, чередуя их. При этом труд ребенка может быть организован в любой из доступных для него форм, для старших дошкольников это поручения как индивидуальные, так и групповые, дежурства также индивидуальные и групповые, совместный труд со взрослыми и коллективный труд со сверстниками. Основными методами воспитания трудолюбия при этом являются: показ; объяснение; обсуждение процесса труда и его результатов; оценка; обучение отдельным способам выполнения трудовых операций, организация выполнения доступной для детей трудовой деятельности.



Список литературы:

  1. Буре Р.С. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду / Т.С. Буре // Обучение и воспитание дошкольников в деятельности. – М. : Просвещение, 1994. – С. 43–56.
  2. Васильева М.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста из опыта работы / М.А. Васильева. – М. : Просвещение, 1984. – 204 с.
  3. Козлова С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Н.К. Дедовских, В.Д. Калишенко и др. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 150 с.
  4. Комарова Т.С. Трудовое воспитание в детском саду / Т.С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 48 с.
  5. Эльконин Д.Б. Детская психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. – М. : Академия, 2007. – 384 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: