» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (74) 2023

Автор: Чистова Валентина Александровна , студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Природа как средство формирования эстетической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Статья просмотрена: 32 раз
Дата публикации: 25.04.2023

УДК373.24

ПРИРОДА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рамазанова Эльмира Асановна

доцент кафедры «Дошкольного образования и педагогики»

Чистова Валентина Александровна

студент

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,

г. Симферополь Республика Крым

 

Аннотация.В статье рассмотрены особенности формирования эстетической культуры у детей старшего дошкольного возраста в природе, раскрыты основные понятия темы исследования: «эстетическое воспитание», «природа», «эстетический вкус». Проведен анализ исследований в данном направлении, представлен обзор образовательных программ и нормативных документов. Отмечена роль природы в формировании эстетического вкуса у дошкольников.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, эстетический вкус, дети старшего дошкольного возраста, природа.

 

Эстетическое воспитание является неотъемлемой, органической частью системы дошкольного образования, имеющего целью формирование всестороннее и гармоничное развитие способностей и личностных качеств ребенка – дошкольника. Процесс формирования эстетического вкуса  как составного компонента эстетического воспитания должен стать непременной частью деятельности всей системы образования и воспитания, нацеленной на утверждение в сознании и деятельности человека принципов ценностного отношения к художественной культуре.

Задачи эстетического развития детей дошкольного возраста определенны в нормативных и законодательных документах, среди которых: «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования». Задачи эстетического воспитания полно отображены в рекомендованных программах дошкольного образования: «От рождения до школы», «Детство», «Радуга», «Истоки» и пр. Так же предусмотрен ряд парциальных программ («Природа и художник» Т. А. Копцева, «Интеграция», Т. Г. Казакова) [6].

Согласно ФГТ, содержание образовательной области «Художественное творчество» должно быть  направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.

В разделе ФГОС ДО «художественно-эстетическое развитие» раскрыты следующие задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру.

Современные программы дошкольного образования, основанные на требованиях ФГОС ДО, «От рождения до школы», «Детство», «Радуга», «Истоки», «Природа и художник», «Интеграция» среди прочих задач эстетического развития дошкольников выделяют: передавать и накапливать опыт эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру,  воспитывать духовно богатую личность; передавать и приумножать опыт творческой деятельности, формировать «культуру творческой личности; передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру [2]. 

Процесс развития эстетического воспитания исследовали: А. И. Буров, Ю. Б. Бореев, И. А. Масеев, Ш. М. Герман, В. К. Скатерщиков и другие. В исследованиях отмечается, что формирование эстетического вкуса напрямую соотносится с их духовным развитием ребенка и определяет степень развития эстетического сознания. Определенную значимость для решения проблемы развития вкуса представляют исследования в области социальной психологии Д. Н. Узнадзе, В. А. Ядов, в которых решаются вопросы установки, диспозиции поведения личности, преобразования ею действительности по законам гармонии и красоты. Одним из важнейших проявлений личности, с точки зрения Ж. А. Вартановой, М. С. Кагана является эстетический вкус, который можно отнести к интегративным качествам. Это свойство определяет адекватную реакцию на окружающие явления и предметы, направляет человеческую деятельность [5].

Вопросы эстетического воспитания дошкольников в процессе их приобщения к изобразительному искусству освещены в трудах Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, В. Л. Езикеевой, Н. М. Зубаревой, Т. Г. Казаковой, Т.С.Комаровой, Л.В.Пантелеевой, Т.А.Копцевой  и других.  Основываясь на том, что первые представления о подлинных эстетических ценностях, способность к самостоятельному вкусовому выбору закладываются с раннего детства, исследователи отмечают важность роли воспитателей ДОУ в эстетическом воспитании детей. В целях достижения наилучших результатов педагоги должны обладать комплексом профессиональных качеств, необходимых для деятельности в данном направлении.

Проблемами эстетического воспитания в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, В. Н. Шацкая, Е. А. Флерина, Н. Н. Сакулина, Н. А. Ветлугина и др.

Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, в частности, природы занимались специалисты по дошкольному воспитанию (Л. Шлегер, В. Шмидт, М. Корепанова, Д. Лазуткина, Е. Тихеева, Р. Орлова, А. Суровцева) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии (С. Шацкий, П. Блонский, Е. Архин, К. Корнилов и др.).

Эстетическое воспитание есть часть педагогической науки, непосредственной же теоретической основой его является эстетика.

Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

Эстетическое воспитание — процесс приобщения человека ко всему прекрасному, что есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это формирование у человека возвышенных чувств и поведения. Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным, но у него есть и своя специфика — это приобщение к искусству.

Е.В. Гончарова говорит о том, что эстетическое отношение к природе представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей ребенка с эстетическими качествами объектов природы. В эстетическое отношение входят эмоциональный отклик ребенка на прекрасное, добрые чувства, его творческая деятельность, стремление к посильному преобразованию окружающего.

Б.Т. Лихачев [7] особое внимание уделяет воспитательным возможностям труда, красоты природы, искусства. Среди методов эстетического воспитания он выделяет три группы:

1) методы обеспечения эстетического восприятия (демонстрация, анализ, повторное восприятие);

2) методы практического обучения (объяснение, показ, упражнения).

Таким образом, природа, содержит в себе многообразие чувственно-эстетических свойств и за счет этого имеет большие возможности для понимания ребятами, согласно Л. Леонову, богатства мира, в котором живут, мира, который дружески расположен к человеку, кроме того, природа благоприятствует тому, чтобы и малыши открылись ему всей душой



Список литературы:

  1. Аничкин С.А. Эстетическое воспитание и эстетическое развитие / С.А. Аничкин. – М.: Просвещение, 1990. – 239 с.
  2. Басин Е.Я., Крутоус В.П. Философская эстетика и психология искусства : учеб. пособие / Е.Я. Басин, В.П. Крутоус. – М.: Гардарики, 2007. – 287 с.
  3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М.: Искусство, 1979. – 445 с.
  4. Киященко Н.И. От эстетического опыта к эстетической культуре / Н.И. Киященко // Эстетическая культура. – М., 1996. – 201 с.
  5. Кононко О.Л. Психологические основы личностного становления дошкольника / О.Л. Кононко. – К., 2000. – 246 с.
  6. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 416 с.
  7. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: [учеб. пос. по спецкурсу для студ. пед. ин-тов] / Б.Т. Лихачев. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: