» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Май, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (74) 2023
Автор: Чистова Валентина Александровна , студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Природа как средство формирования эстетической культуры у детей старшего дошкольного возраста
Дата публикации: 25.04.2023
УДК373.24
ПРИРОДА
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Рамазанова Эльмира Асановна
доцент кафедры
«Дошкольного образования и педагогики»
Чистова
Валентина Александровна
студент
ГБОУ ВО РК «Крымский
инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,
г. Симферополь Республика Крым
Аннотация.В
статье рассмотрены особенности формирования эстетической культуры у детей
старшего дошкольного возраста в природе, раскрыты основные понятия темы
исследования: «эстетическое воспитание», «природа», «эстетический вкус».
Проведен анализ исследований в данном направлении, представлен обзор
образовательных программ и нормативных документов. Отмечена роль природы в
формировании эстетического вкуса у дошкольников.
Ключевые
слова: эстетическое воспитание, эстетический вкус, дети старшего
дошкольного возраста, природа.
Эстетическое воспитание
является неотъемлемой, органической частью системы дошкольного образования,
имеющего целью формирование всестороннее и гармоничное развитие способностей и
личностных качеств ребенка – дошкольника. Процесс формирования эстетического
вкуса как составного компонента
эстетического воспитания должен стать непременной частью деятельности всей
системы образования и воспитания, нацеленной на утверждение в сознании и
деятельности человека принципов ценностного отношения к художественной
культуре.
Задачи эстетического развития
детей дошкольного возраста определенны в нормативных и законодательных
документах, среди которых: «Федеральные государственные требования к структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного образования», «Федеральный
государственный стандарт дошкольного образования». Задачи эстетического
воспитания полно отображены в рекомендованных программах дошкольного
образования: «От рождения до школы», «Детство», «Радуга», «Истоки» и пр. Так же
предусмотрен ряд парциальных программ («Природа и художник» Т. А. Копцева,
«Интеграция», Т. Г. Казакова) [6].
Согласно ФГТ, содержание
образовательной области «Художественное творчество» должно быть направлено на достижение целей формирования
интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение
потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: развитие
продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный
труд); развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.
В разделе ФГОС ДО
«художественно-эстетическое развитие» раскрыты следующие задачи эстетического
воспитания детей дошкольного возраста: развитие предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического
отношения к окружающему миру.
Современные программы дошкольного
образования, основанные на требованиях ФГОС ДО, «От рождения до школы»,
«Детство», «Радуга», «Истоки», «Природа и художник», «Интеграция» среди прочих
задач эстетического развития дошкольников выделяют: передавать и накапливать
опыт эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру, воспитывать духовно богатую личность;
передавать и приумножать опыт творческой деятельности, формировать «культуру
творческой личности; передача и накопление опыта эстетического
(эмоционально-ценностного) отношения к миру [2].
Процесс развития эстетического
воспитания исследовали: А. И. Буров, Ю. Б. Бореев, И. А. Масеев, Ш. М.
Герман, В. К. Скатерщиков и другие. В исследованиях отмечается, что
формирование эстетического вкуса напрямую соотносится с их духовным развитием
ребенка и определяет степень развития эстетического сознания. Определенную
значимость для решения проблемы развития вкуса представляют исследования в
области социальной психологии Д. Н. Узнадзе, В. А. Ядов, в которых решаются
вопросы установки, диспозиции поведения личности, преобразования ею
действительности по законам гармонии и красоты. Одним из важнейших проявлений
личности, с точки зрения Ж. А. Вартановой, М. С. Кагана является эстетический
вкус, который можно отнести к интегративным качествам. Это свойство определяет
адекватную реакцию на окружающие явления и предметы, направляет человеческую
деятельность [5].
Вопросы эстетического
воспитания дошкольников в процессе их приобщения к изобразительному искусству
освещены в трудах Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, В. Л. Езикеевой, Н. М.
Зубаревой, Т. Г. Казаковой, Т.С.Комаровой, Л.В.Пантелеевой, Т.А.Копцевой и других.
Основываясь на том, что первые представления о подлинных эстетических
ценностях, способность к самостоятельному вкусовому выбору закладываются с
раннего детства, исследователи отмечают важность роли воспитателей ДОУ в
эстетическом воспитании детей. В целях достижения наилучших результатов
педагоги должны обладать комплексом профессиональных качеств, необходимых для
деятельности в данном направлении.
Проблемами эстетического
воспитания в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, Б. М. Теплов,
А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, В. Н. Шацкая, Е. А. Флерина, Н. Н. Сакулина,
Н. А. Ветлугина и др.
Особенностями эстетического
восприятия детьми прекрасного, в частности, природы занимались специалисты по
дошкольному воспитанию (Л. Шлегер, В. Шмидт, М. Корепанова, Д. Лазуткина, Е.
Тихеева, Р. Орлова, А. Суровцева) и деятели общей психологии, педагогики,
физиологии (С. Шацкий, П. Блонский, Е. Архин, К. Корнилов и др.).
Эстетическое воспитание есть
часть педагогической науки, непосредственной же теоретической основой его
является эстетика.
Педагогика определяет
эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать,
понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому
участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как
приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.
Эстетическое воспитание —
процесс приобщения человека ко всему прекрасному, что есть в окружающей жизни,
природе, искусстве. Это формирование у человека возвышенных чувств и поведения.
Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным, но у него есть и своя
специфика — это приобщение к искусству.
Е.В. Гончарова говорит о том,
что эстетическое отношение к природе представляет собой систему индивидуальных,
избирательных связей ребенка с эстетическими качествами объектов природы. В
эстетическое отношение входят эмоциональный отклик ребенка на прекрасное,
добрые чувства, его творческая деятельность, стремление к посильному
преобразованию окружающего.
Б.Т. Лихачев [7] особое
внимание уделяет воспитательным возможностям труда, красоты природы, искусства.
Среди методов эстетического воспитания он выделяет три группы:
1) методы обеспечения
эстетического восприятия (демонстрация, анализ, повторное восприятие);
2) методы практического
обучения (объяснение, показ, упражнения).
Таким образом, природа,
содержит в себе многообразие чувственно-эстетических свойств и за счет этого
имеет большие возможности для понимания ребятами, согласно Л. Леонову,
богатства мира, в котором живут, мира, который дружески расположен к человеку,
кроме того, природа благоприятствует тому, чтобы и малыши открылись ему всей душой
Список литературы:
- Аничкин С.А. Эстетическое воспитание и эстетическое развитие / С.А. Аничкин. – М.: Просвещение, 1990. – 239 с.
- Басин Е.Я., Крутоус В.П. Философская эстетика и психология искусства : учеб. пособие / Е.Я. Басин, В.П. Крутоус. – М.: Гардарики, 2007. – 287 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М.: Искусство, 1979. – 445 с.
- Киященко Н.И. От эстетического опыта к эстетической культуре / Н.И. Киященко // Эстетическая культура. – М., 1996. – 201 с.
- Кононко О.Л. Психологические основы личностного становления дошкольника / О.Л. Кононко. – К., 2000. – 246 с.
- Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 416 с.
- Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: [учеб. пос. по спецкурсу для студ. пед. ин-тов] / Б.Т. Лихачев. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
Комментарии: