» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (74) 2023

Автор: Шагинова София Павловна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Интеллектуальное развитие детей раннего возраста посредством методики М. Монтессори

Статья просмотрена: 34 раз
Дата публикации: 25.04.2023

УДК373.24

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДИКИ М. МОНТЕССОРИ

Зотова Ирина Васильевна

доцент кафедры «Дошкольного образования и педагогики»

Шагинова София Павловна

студент

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,

г. Симферополь Республика Крым

 

Аннотация.В статье рассмотрены особенности интеллектуального развития детей раннего возраста посредством методики М. Монтессори, раскрыты основные понятия темы исследования: «умственное воспитание», «интеллектуальное развитие», «сенсорные эталоны». Выделены критерии интеллектуального развития детей раннего возраста: нормативно-когнитивный критерий, продуктивно-деятельностный. Подобран диагностический инструментарий.

Ключевые слова: умственное воспитание, интеллектуальное развитие, сенсорные эталоны, дети раннего дошкольного возраста, критерии, показатели, уровни, диагностика.

 

Смена приоритетов в системе современного образования, переориентация на личностно-ориентированную модель взаимодействия педагога с детьми, на компетентностный подход в обучении требует новых размышлений в вопросах организации психолого-педагогической работы с детьми. Особое и пристальное внимание уделяется исследованиям в области развитие и воспитания детей раннего возраста, прежде все потому, что в период детства закладываются основы будущей личности и всех ее сфер (эмоциональной, интеллектуальной и поведенческой). Поэтому важно создавать такие условия, которые способствовали бы раскрытию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивали успешность во время школьного обучения и способствовали становлению важных качеств личности, которые помогали бы ребенку решать задачи в различных жизненных ситуациях.

Проблема умственного развития детей раннего возраста занимает одно из центральных мест в современных исследованиях детской психологии и дошкольной педагогике. Особый интерес ученых обращен к потенциальным возможностям когнитивной сферы ребенка.

В настоящее время система обучения характеризуется переходом к парадигме «развивающего образования», одной из задач которого является разработка эффективных развивающих средств психолого-педагогического сопровождения становления познавательной сферы у детей дошкольного возраста. Актуальной становится проблема развития умственной деятельности ребенка. Учитывая актуальность данного направления психолого-педагогической работы, уже в дошкольном возрасте необходимо создавать условия, которые способствуют становлению и развитию таких качеств мышления, которые позволят ребенку успешно решать познавательные, затем и учебные задачи.

В дошкольный период ребенок овладевает основными умениями и навыками разных видов деятельности: игровой, трудовой, учебной, общения, рисования, лепки, конструирования. Круг знаний о предметах и явлениях расширяется благодаря возникновению и развитию новых видов деятельности и углублению содержания тех, которые формировались в период раннего возраста. У детей формируются понятия о жизни и труде взрослых, нормах и правилах поведения, отношениях между людьми. Усваиваются знания о семье, явлениях общественной жизни, родном городе или селе, обычаях и традициях родного народа, народном искусстве и т.д.

В ФГОС ДО в образовательной области «Познавательное развитие» предусмотрено формирование познавательных действий [5]. Это связано с тем, что в дошкольном возрасте знания все чаще сочетаются с развитием познавательного отношения к окружающему, которое требует развития определенных способов их освоения. Дети овладевают сравнением, обобщением, классификации, у них формируется общий способ умственной деятельности: способность быстро и точно понять задачи, планомерно и последовательно решать их, верно оценивать результаты. Умственная деятельность у детей формируется в процессе обучения под руководством взрослого.

Важнейшая задача современного образования заключается в формировании личности, которая обладает высоким уровнем умственного развития, способна эффективно усваивать знания и применять их на практике. Поиск новых психолого-педагогических подходов к развитию умственной активности детей в дошкольном возрасте становится все более значимым, так как именно активность ума является одним из основополагающих свойств личности. Известно, что умственное воспитание и развитие детей заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и научить их использовать эти знания в разнообразной деятельности.

В истории образования проблема умственного развития существовала не как  самостоятельная, а как составная часть других проблем обучения. Впервые древнегреческие философы сформулировали некоторые идеи о необходимости обучения детей методам познания. Платон считал, что главная задача педагогики – передать потомкам принципы добродетели и тем самым укрепить умственную часть души. Педагогические взгляды Аристотеля определены в трактате «О душе», где он анализирует различные стороны психики: мышление, память, эмоции.

Следует подчеркнуть, что с учетом много вариативного и гибкого подхода ребенок может легче и быстрее осуществлять целесообразный выбор в той или иной проблемной ситуации. Поэтому сегодня перед психологами и педагогами дошкольных учреждений на первый план выступает поиск новых методов или обращение к существующим методикам умственного развития, которые редко используются в традиционной практической работе, что позволит создать основу для раскрытия интеллектуального потенциала детей и в дальнейшем облегчит их обучение в школе.

Одним из средств интеллектуального развития детей раннего возраста могут стать методики М. Монтессори, доказательство эффективности которых является неоспоримым. Но как свидетельствует педагогическая практика, методика М. Монтессори редко используются в ДОУ.

Одной из форм работы по развитию сенсорных эталонов 3-го года жизни является применение Монтессори-материалов, так как разработанные на основе ее материалов занятия, дидактические игры и упражнения, а также использования их в педагогическом процессе ДОО, в индивидуальной и подгрупповой работе способствуют развитию сенсорных эталонов у детей 3-го года жизни. Итальянский педагог Мария Монтессори предложила оригинальную методику, способствующую развитию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста. Разработанные ею дидактические материалы, подобранные соответствующим образом, дают детям младшего дошкольного возраста сенсорные стимулы, управляющие органами чувств. В педагогике М. Монтессори основное место уделяется сенсорным эталонам, например, сравнивать и различать предметы разной формы и величины – бруски, кубики, цилиндры, палочки, а также различать цвета предметов [2; 3].

Интеллектуальное развитие – развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Теория умственного (когнитивного) развития была разработана швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже [4]. В соответствии с теорией интеллекта Жана Пиаже интеллект человека проходит в своем развитии несколько основных стадий. Интеллектуальное развитие ребенка последовательно, оно проходит ряд стадий, порядок следования которых всегда остается неизменным. Однако биологическое созревание здесь сводится только к открытию возможностей развития; эти возможности еще нужно реализовать. Возрастные рамки появления той или иной стадии интеллектуального развития зависят от активности самого ребенка, богатства или бедности его спонтанного опыта, от культурной среды.

Возрастная психология раннего возраста основывается на положении Л.С. Выготского о восприятии в раннем возрасте как ведущей функции. По мнению ученого, восприятие до трехлетнего возраста играет доминирующую центральную роль. Можно сказать, что вся сознание ребенка этого возраста определяется деятельностью восприятия. Так же мышление ребенка до трех лет носит преимущественно непосредственный характер. Ребенок устанавливает мыслительные связи между элементами, которые наглядно воспринимаются. Можно было бы показать, что все функции этого возраста происходят вокруг восприятия, через восприятие, с помощью восприятия. Восприятие якобы обслуживается всеми сторонами деятельности ребенка, и поэтому ни одна функция не переживает такого бурного развития в раннем возрасте, как функция восприятия. Восприятие становится ведущей функцией, заняв центральное место в развитии познавательной сферы ребенка [1].

На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы мы выделили следующие критерии и показатели умственного развития детей раннего возраста. Нормативно-когнитивный критерий – предполагает наличие знаний и представлений у детей о сенсорных эталонах.

Продуктивно-деятельностный критерий – предусматривает практические навыки и умения ребенка в области умственного развития.

К каждому критерию и показателям были подобраны задания для определения актуального уровня умственного развития детей раннего возраста.

Диагностика интеллектуального развития предусматривает выявление уровня развития практической ориентировки на величину, форму, цвет, уровня развития целостного образа предмета, ориентировки в пространстве.

Таким образом, в собственную педагогическую систему М. Монтессори положила биологическую основу, говоря о том, что каждая жизнь есть проявление свободной энергии. Развивающийся малыш владеет прирожденной необходимостью в свободе и самопроизвольности. Исходя из этого, она отказывалась видеть сущность воспитания в формирующем воздействии на ребенка, а ставила дилемму организации среды, более соответственной его потребностям.



Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 890 с.
  2. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / М. Монтессори ; сост., вступит, ст. М.В. Богуславского, Г.Б. Корнетова. – М.: Карапуз, 2005. –272 с.
  3. Монтессори, М. Значение среды в воспитании/ М. Монтессори // Частная школа. – 1995. – № 4. – С. 19-20.
  4. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – М. : Педагогика–Пресс, 1994 – 526 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. − М.: Перспектива, 2014. – 32 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: