» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (74) 2023

Автор: Шапарь Оксана Игоревна , студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из природного материала

Статья просмотрена: 34 раз
Дата публикации: 25.04.2023

УДК373.24

ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА

Рамазанова Эльмира Асановна

доцент кафедры «Дошкольного образования и педагогики»

Шапарь Оксана Игоревна 

студент

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,

г. Симферополь Республика Крым

 

Аннотация.В статье рассмотрены особенности творческого развития детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из природного материала, раскрыты основные понятия темы исследования: «конструктивная деятельность», «творческие способности», «конструирование из природного материала». Проведен анализ исследований в данном направлении, представлена поэтапная система обучения конструированию детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: конструктивная деятельность, творческие способности, конструирование из природного материала, дети старшего дошкольного возраста.

 

В настоящее время большое внимание в ДОУ уделяется решению задач, связанных с развитием творческих способностей дошкольников. Общество заинтересованно в расширении творчества также и в системе образования с целью прогрессирования. Эта возможность предоставляется только при условии интенсивности творческого педагогического воздействия на развитие механизмов личности (чувства, вкуса, оценки, идеала, потребности и интереса).

У каждого воспитателя есть свои моральные ценности, вкусы и увлечения, с которыми он работает. Деятельность педагога требует творческого подхода, новшества, готовности искать актуальные, нетрадиционные формы работы с детьми, открывающие простор их творческому мышлению, вместе с пробуждением эмоциональных реакций.

Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлены на развитие у дошкольников понимания произведений искусства (музыкального, словесного, изобразительного) и предпосылок ценностно-смыслового восприятия и мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, фольклора, художественной литературы; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [4, с.14].

Развитием творческих способностей детей занимались такие ученые как А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, которые отмечали, что именно дошкольный возраст характеризуется огромными потенциальными возможностями для развития сложных форм восприятия, мышления и воображения.

Исследованиями вопросов развития творческих способностей в процессе конструирования занимались также Е. И. Радина, Т.А. Макарова, В.Г. Нечаева, В.Г. Логинова, Д.В. Сергеева.

Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, приведение в определенный порядок, взаимоотношение и построение различных отдельных частей, предметов, элементов. Под детским конструированием Л.А. Парамонова понимает создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.) материала [5, с.16].

Следовательно, конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, которая соответствует его функциональному назначению.

Существуют два вида детского конструирования – изобразительное и техническое, у которых есть свои особенности, которые требуют дифференцированного подхода в руководстве ими.

Конструктивная деятельность дошкольников носит характер ролевой игры: в процессе создания постройки или конструкции дети вступают в игровые отношения – не просто определяют обязанности каждого, а выполняют те или иные роли, например продавца, грузчика, водителя и т.д.

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают: конструирование из строительных материалов;  конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;  конструирование из природного материала [5].

Конструирование из природного материала в детском саду развивает все психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь, а также наблюдательность, фантазия и творчество. Следовательно, предпочтение следует отдавать таким видам детской деятельности, которые позволяют дошкольникам осваивать свойства различных материалов, активно действовать с ними.

Проблеме развития творчества детей посвящены исследования ученых А.В. Антоновой, Т.С. Комаровой, В.С. Кузина, С.П. Ломова, Н.П. Сакулиной, Н.М. Сокольниковой, Е.А. Флериной, Р.М. Чумичевой, Т.Я. Шпикаловой и др., которые считают что творческая активность, проявляется художественно-творческой деятельности [2, с. 105].

Для реализации этих подходов разработана система обучения конструированию.

На первом этапе (основополагающем) детей обучали анализу природного материала (отбирались корни, ветки) как основе для получения разных образов способом «опредмечивания». При этом дети овладевали основными приемами построения образа: изменением пространственного положения основы, убиранием лишнего и достраиванием. Способ «опредмечивания» оказался главным моментом в развитии воображения, так как он позволяет формировать умение видеть целое раньше частей. При этом он может осуществляться на очень высоком уровне (что не согласуется с выводом О.М. Дьяченко), позволяя создавать на одной основе несколько оригинальных, существенно отличных от нее образов. Именно в недрах этого способа зарождается другой — способ «включения».

На втором этапе дети решали проблемные задачи на построение образов двумя вышеуказанными способами с использованием нового материала. Это обеспечивало обобщение первого способа (расширяло сферу его функционирования) и овладение вторым, когда материал, который был задан в качестве основы, использовался как значимый элемент целостного образа. В результате этого дети смогли использовать один и тот же материал многофункционально: и как основу, и как часть, и как деталь образа. При этом они, наряду с приемами, освоенными на первом этапе, широко использовали такой прием, как комбинирование.

На третьем этапе организация сюжетного конструирования расширяла тематику детских поделок, активизировала поиск передачи их выразительности, делала сам процесс их создания эмоциональным и значимым для детей. При этом дети строили образ с опорой, как на природный материал, так и на представления, связанные с сюжетом (закрепленные в слове особенности образа), что способствовало расширению палитры детских ассоциаций, делало образы более динамичными [5, с.18].

Для раскрытия творческих способностей в процессе конструирования из природного материала детей могут быть применены следующие формы и методы: беседы; походы и экскурсии; наблюдения; художественно-эстетическая деятельность и др. Занятия проводятся фронтальные или групповые.

Можно сделать вывод, что, конструирование из природного материала не только интересный вид деятельности, но и очень эффектное средство развития у детей воображения. При конструировании из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, лучше знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.



Список литературы:

  1. Березина, В.Г. Детство творческой личности / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. - СПб.: издательство Буковского, 1994. – 60 с.
  2. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. - М.: Мозика-Синтез, 2014. — 368 с.
  3. Коноваленко, С.В. Дошкольная педагогика значение конструктивной деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста / С.В. Коноваленко—2012. —№8. —7 с.
  4. Казакова, Т.Г. Развитие у дошкольников творчества / Т.Г. Казакова. – М, 1985. – 256 с.
  5. Эльконин, Д.Б. Развитие конструктивной деятельности дошкольников / Д.Б. Эльконин. – 1996. – 428 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: