» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Май, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (74) 2023
Автор: Щербина Ирина Васильевна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирование пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Дата публикации: 25.04.2023
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ
СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Зотова Ирина Васильевна
доцент кафедры
«Дошкольного образования и педагогики»
Щербина Ирина Васильевна
студент
ГБОУ ВО РК «Крымский
инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,
г. Симферополь Республика Крым
Аннотация.В
статье рассмотрены особенности формирования пространственных представлений у
детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности, раскрыты
основные понятия темы исследования: «пространственные представления», «игровая
деятельность». Проведен анализ работ исследователей в данном направлении.
Отмечено значение игровой деятельности в формировании пространственных представлений
у дошкольников.
Ключевые
слова: пространственные представления, игровая деятельность,
дидактическая игра, дети среднего дошкольного возраста, ориентировка в
пространстве.
Проблема
ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как
представление о величине и форме, так и пространственное различение, и
восприятие пространства, и понимание различных пространственных отношений.
Центральное
место в развитии пространственных представлений у дошкольников отводится
обогащению сенсорного опыта у детей путем ознакомления с величиной, формой,
пространством. Умение правильно определять и соотносить величину предметов,
разбираться в параметрах протяженности предметов – необходимое условие и
фундамент умственного развития дошкольника [4].
В понятие
пространственной ориентации входит оценка величины предметов, их формы,
взаимоположения и положения относительно субъекта. Ребенок ориентируется,
применяя так называемую чувственную систему отсчета, т.е. по сторонам
собственного тела: вверху – где голова, внизу – где ноги. Позднее происходит
переход ребенка от «непосредственной» ориентировки в пространстве,
осуществляемой на уровне восприятия, к опосредованной, опирающейся на
пространственные представления. Пространственное представление у детей развивают
в различных видах деятельности: на занятиях по математике, рисованию,
физической культуре, в трудовой и игровой деятельности. Большие возможности для
развития пространственных представлений дошкольников представляет дидактическая
игра [1].
Вопросами
формирования у детей представлений о пространстве занимались такие известные
педагоги – исследователи, как В.В. Данилова, О.М. Дьяченко, Т.И. Ерофеева,
А.М. Леушина, В. Новикова, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, А.В. Семенович, Е.В.
Сербина, А.А. Столяр, М. Фидлер и другие
известные педагоги – исследователи [3].
Специфика
обучения дошкольников математике с помощью дидактических игр раскрыта в
следующих работах: Л.А.Венгер, О.М. Дьяченко «Игры и упражнения по развитию
умственных способностей у детей дошкольного возраста», З.А. Михайлова «Игровые
задачи для дошкольников», М.Н. Перова «Дидактические игры и упражнения по
математике», А.А.Смоленцева «Сюжетно-дидактические игры с математическим
содержанием».
Формировать
пространственные представления – значит формировать способность понимать,
воспринимать образ предмета или явления в соответствии с образцом. Психический
процесс развития представлений рассматривался в работах многих советских и
зарубежных исследователей. Над проблемой формирования у дошкольников пространственных
представлений работали психологи: Л.А. Венгер, Л.С. Выготский,
П.Я. Гальперин, О.М. Дьяченко, А.Н. Леонтьев, И.Н. Моргачева,
С.Л. Рубинштейн и др.; педагоги: А.Н. Леушина, З.А. Михайлова,
Т.Н. Мусейибова, Т. Попова, Н.Я. Семаго, А.А. Сметанкин, О.В. Титова
и др.
В
исследованиях обращается внимание на то, что владение пространственными
представлениями определяет возможности ребенка в когнитивной и речевой
деятельности, а также является важным фактором сенсорной интеграции,
адаптирующей ребенка к окружающей действительности (Э.Дж. Айрес, М.М. Безруких,
М.А. Еливанова, H.H. Каданкова, Л.Ф. Обухова, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго,
Н.Ю. Ченцов, D. Zeithamova, W. Todd Maddox и др.).
В связи
с этим, формирование пространственных представлений рассматривается как
приоритетная задача познавательного развития дошкольников, а сам
процесс формирования пространственных представлений понимается как
универсальная способность, активизирующая познавательную деятельность в
процессе восприятия (A.B. Белошистая, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин,
Р.И. Говорова, Л.В. Занков и др.) [1].
Описанные
в научно-методической литературе подходы к формированию пространственных
представлений различны: Л.С. Цветкова – формирование пространственных
представлений через развитие конструкторского мышления; Т.В. Ахутина и Н.М.
Пылаева – через формирование произвольности; А.В. Семенович – через
воздействие на сенсомоторный уровень.
В
психолого-педагогической литературе активно исследуются основные подходы к
организации и проведению игровой деятельности, методические приемы игровых
технологий, теоретико-методические предпосылки разработки и проведения игр, их
основные эффекты, методические рекомендации к проведению (Т.Ю. Андрущенко,
Л.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Л.С. Выготский,
А.В. Запорожец, Е.А. Леванова и др.). И хотя данная проблема нашла
широкое отражение также во многих трудах М.И. Земцова, Ю.А. Кулагина, Т.А.
Мусейибова, Л.А. Семенова, Л.И. Солнцевой,Э.Я. Степаненкова, Ф.Н.
Шемякина, но в работах недостаточно отражена система использования игр в
полноценном формировании ориентации в пространстве.
Игровая
деятельность является уникальным коррекционным средством развития
пространственных представлений в дошкольном возрасте. Увлекательный характер
игр позволяет повышать интерес, развивают пространственный синтез, позволяют
овладевать поэтапной схемой при анализе образца, формируются пространственные
представления о форме и величине предметов, об их пространственных отношениях,
практические двигательно-пространственные возможности детей, что является одним
из самых актуальных практических вопросов работы с детьми дошкольного возраста
[2].
Познание
ребенком пространства и ориентировка в нем – процесс сложный и длительный, а формирование
у детей пространственных представлений требует специального обучения, что и
предусматривается в методике. Основой такого обучения является, прежде всего,
накопление чувственных знаний о предметах окружающего мира в их
пространственных отношениях. Большое значение для формирования пространственных
представлений у детей дошкольного возраста имеет игровая деятельность. Игровая
деятельность имеет принципиальное воспитательное, развивающее и образовательное
значение в контексте решения профессиональных педагогических задач в дошкольном
учреждении [5].
Таким
образом, занятия, проводимые в игровой форме, позволяют ребенку приучить себя к
контролируемой деятельности, прививая ему интерес к обучению. Также игры
благотворно влияют на развитие памяти, мышления, речи, а также творческих
способностей. А затем помогают усвоить и более сложные категории, такие как
цифры, числа, счет и т.д. Ребенок готовит руку к письму, учиться
ориентироваться в пространстве. Лучшим способом формирования у детей
представлений о пространственных отношениях являются дидактические, подвижные
игры и игровые упражнения на разных этапах. Дидактические и подвижные игры не
только способствуют обобщению и закреплению знаний на занятиях и в повседневной
жизни, но и являются средством ознакомления с новым материалом, в частности, с
новыми способами восприятия и формирования полноценных представлений об
окружающем мире.
Список литературы:
- Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. – М.: Просвещение, 1964. − 304 с.
- Березина Р.Л. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников : учеб. пособие / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Ненящая / под ред. А.А. Столяра. – М.: Педагогика, 1988. – 303 с.
- Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. – М.: Просвещение, 1974. – 368 с.
- Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая: решение учебных и профессиональных проблем / Л.И. Федотова. – М.: Форум, 2009. – 173 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1999. – 300 с.
Комментарии: