» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (74) 2023

Автор: Щербина Ирина Васильевна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирование пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Статья просмотрена: 102 раз
Дата публикации: 25.04.2023

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Зотова Ирина Васильевна

доцент кафедры «Дошкольного образования и педагогики»

Щербина Ирина Васильевна

студент

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,

г. Симферополь Республика Крым

 

Аннотация.В статье рассмотрены особенности формирования пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности, раскрыты основные понятия темы исследования: «пространственные представления», «игровая деятельность». Проведен анализ работ исследователей в данном направлении. Отмечено значение игровой деятельности в формировании пространственных представлений у дошкольников.

Ключевые слова: пространственные представления, игровая деятельность, дидактическая игра, дети среднего дошкольного возраста, ориентировка в пространстве.

 

Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных пространственных отношений.

Центральное место в развитии пространственных представлений у дошкольников отводится обогащению сенсорного опыта у детей путем ознакомления с величиной, формой, пространством. Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов – необходимое условие и фундамент умственного развития дошкольника [4].

В понятие пространственной ориентации входит оценка величины предметов, их формы, взаимоположения и положения относительно субъекта. Ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, т.е. по сторонам собственного тела: вверху – где голова, внизу – где ноги. Позднее происходит переход ребенка от «непосредственной» ориентировки в пространстве, осуществляемой на уровне восприятия, к опосредованной, опирающейся на пространственные представления. Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по математике, рисованию, физической культуре, в трудовой и игровой деятельности. Большие возможности для развития пространственных представлений дошкольников представляет дидактическая игра [1].

Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимались такие известные педагоги – исследователи, как В.В. Данилова, О.М. Дьяченко, Т.И. Ерофеева, А.М. Леушина, В. Новикова, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, А.В. Семенович, Е.В. Сербина,  А.А. Столяр, М. Фидлер и другие известные педагоги – исследователи [3].

Специфика обучения дошкольников математике с помощью дидактических игр раскрыта в следующих работах: Л.А.Венгер, О.М. Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», З.А. Михайлова «Игровые задачи для дошкольников», М.Н. Перова «Дидактические игры и упражнения по математике», А.А.Смоленцева «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием».

Формировать пространственные представления – значит формировать способность понимать, воспринимать образ предмета или явления в соответствии с образцом. Психический процесс развития представлений рассматривался в работах многих советских и зарубежных исследователей. Над проблемой формирования у дошкольников пространственных представлений работали психологи: Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, О.М. Дьяченко, А.Н. Леонтьев, И.Н. Моргачева, С.Л. Рубинштейн и др.; педагоги: А.Н. Леушина, З.А. Михайлова, Т.Н. Мусейибова, Т. Попова, Н.Я. Семаго, А.А. Сметанкин, О.В. Титова и др.

В исследованиях обращается внимание на то, что владение пространственными представлениями определяет возможности ребенка в когнитивной и речевой деятельности, а также является важным фактором сенсорной интеграции, адаптирующей ребенка к окружающей действительности (Э.Дж. Айрес, М.М. Безруких, М.А. Еливанова, H.H. Каданкова, Л.Ф. Обухова, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, Н.Ю. Ченцов, D. Zeithamova, W. Todd Maddox и др.).

В связи с этим, формирование пространственных представлений рассматривается как приоритетная задача познавательного развития дошкольников, а сам процесс формирования пространственных представлений понимается как универсальная способность, активизирующая познавательную деятельность в процессе восприятия (A.B. Белошистая, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Р.И. Говорова, Л.В. Занков и др.) [1].

Описанные в научно-методической литературе подходы к формированию пространственных представлений различны: Л.С. Цветкова – формирование пространственных представлений через развитие конструкторского мышления; Т.В. Ахутина и Н.М. Пылаева – через формирование произвольности; А.В. Семенович – через воздействие на сенсомоторный уровень.

В психолого-педагогической литературе активно исследуются основные подходы к организации и проведению игровой деятельности, методические приемы игровых технологий, теоретико-методические предпосылки разработки и проведения игр, их основные эффекты, методические рекомендации к проведению (Т.Ю. Андрущенко, Л.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Е.А. Леванова и др.). И хотя данная проблема нашла широкое отражение также во многих трудах М.И. Земцова, Ю.А. Кулагина, Т.А. Мусейибова, Л.А. Семенова, Л.И. Солнцевой,Э.Я. Степаненкова, Ф.Н. Шемякина, но в работах недостаточно отражена система использования игр в полноценном формировании ориентации в пространстве.

Игровая деятельность является уникальным коррекционным средством развития пространственных представлений в дошкольном возрасте. Увлекательный характер игр позволяет повышать интерес, развивают пространственный синтез, позволяют овладевать поэтапной схемой при анализе образца, формируются пространственные представления о форме и величине предметов, об их пространственных отношениях, практические двигательно-пространственные возможности детей, что является одним из самых актуальных практических вопросов работы с детьми дошкольного возраста [2].

Познание ребенком пространства и ориентировка в нем – процесс сложный и длительный, а формирование у детей пространственных представлений требует специального обучения, что и предусматривается в методике. Основой такого обучения является, прежде всего, накопление чувственных знаний о предметах окружающего мира в их пространственных отношениях. Большое значение для формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста имеет игровая деятельность. Игровая деятельность имеет принципиальное воспитательное, развивающее и образовательное значение в контексте решения профессиональных педагогических задач в дошкольном учреждении [5].

Таким образом, занятия, проводимые в игровой форме, позволяют ребенку приучить себя к контролируемой деятельности, прививая ему интерес к обучению. Также игры благотворно влияют на развитие памяти, мышления, речи, а также творческих способностей. А затем помогают усвоить и более сложные категории, такие как цифры, числа, счет и т.д. Ребенок готовит руку к письму, учиться ориентироваться в пространстве. Лучшим способом формирования у детей представлений о пространственных отношениях являются дидактические, подвижные игры и игровые упражнения на разных этапах. Дидактические и подвижные игры не только способствуют обобщению и закреплению знаний на занятиях и в повседневной жизни, но и являются средством ознакомления с новым материалом, в частности, с новыми способами восприятия и формирования полноценных представлений об окружающем мире.



Список литературы:

  1. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. – М.: Просвещение, 1964. − 304 с.
  2. Березина Р.Л. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников : учеб. пособие / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Ненящая / под ред. А.А. Столяра. – М.: Педагогика, 1988. – 303 с.
  3. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. – М.: Просвещение, 1974. – 368 с.
  4. Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая: решение учебных и профессиональных проблем / Л.И. Федотова. – М.: Форум, 2009. – 173 с.
  5. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1999. – 300 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: