» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (74) 2023

Автор: Кускова Марина Николаевна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Экспериментальная работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о малых жанрах фольклора народов Крыма

Статья просмотрена: 28 раз
Дата публикации: 02.05.2023

УДК373.24

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАЛЫХ ЖАНРАХ ФОЛЬКЛОРА НАРОДОВ КРЫМА

АбибуллаеваЭнисеЭдемовна

доцент кафедры «Дошкольного образования и педагогики»

Кускова Марина Николаевна

студент

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,

г. Симферополь, Республика Крым

 

Аннотация.В данной статье раскрываются вопросы формирования представлений о малых жанрах фольклора Крыма у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Выделены критерии, показатели и уровни сформированности представлений о малых жанрах фольклора Крыма у детей старшего дошкольного возраста. Подобран диагностический инструментарий. Представлена качественная характеристика результатов экспериментальной деятельности.

Ключевые слова:представления, малые жанры фольклора, народы Крыма, критерии, показатели, диагностика, дети дошкольного возраста, старшие дошкольники.

 

Формирование национального самосознания и базиса личностной культуры, навыков уважительного и терпимого отношения к иным культурам и религиям является одной из первоочередных задач современной воспитательной политики.

В связи с этим нами была разработана диагностика, направленная на изучение уровня представлений о малых жанрах фольклора Крыма у детей старшего дошкольного возраста.

Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад «Ромашка» с. Константиновка» Симферопольского района Республики Крым. В исследовании приняли участие две группы старшего дошкольного возраста всего 56 детей старшего возраста (Группа А и Группа Б).

Для разработки методики изучения знаний старших дошкольников по исследуемой теме мы обратились к следующим источникам: Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Новицкая М.Ю. Управление ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования [3]; Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений» [6].

При разработке критериальной характеристики мы опирались на требования программы «От рождения до школы» [5], подробный анализ в аспекте задач поликультурного воспитания представлен нами в параграфе.

В результате систематической работы педагога и родителей ребенок старшей группы должен:

  • иметь представление о том, что Российская Федерация (Россия)
  • огромная многонациональная страна;
  • уметь использовать в речи фольклор (пословицы, поговорки, потешки и др.);
  • использовать формулы словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения);
  • иметь представление о понятиях «народное искусство», «виды и жанры народного искусства», о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах (на основе региональных особенностей);
  • уметь самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество. Также мы частично опирались на требования региональной программы «Крымский веночек», раздел «Традиционная и современная культура людей, проживающих в Крыму [4, с.29].

В этой программе показателями успешного развития детей старшего дошкольного возраста определены следующие знания:

  • знаюто том, что в Крыму живет много разных людей, имеющих разную этническую принадлежность;
  • знают и рассказывают о праздниках семьи;
  • называют некоторые известные народные загадки, пословицы и поговорки, скороговорки, считалки народов Крыма.

Определив круг требований программ к знаниям детей старшего дошкольного возраста представлений о малых жанрах фольклора народов Крыма, мы обратились к проблеме разработки критериальной характеристики.

Нам было необходимо охарактеризовать понятия критерий, уровень, показатель. Проблема определения критериев и показателей рассматривается в работах Н.В. Кузьминой, Г.Н. Подчалимовой, С.Н. Федоровой [2] и ряда других ученых.

Авторы по-разному подходят к выделению, описанию уровней, а также лежащих в их основе критериев и показателей. В целом в научно-педагогической литературе имеется ряд общих требований к выделению и обоснованию критериев. В большинстве своем они сводятся к следующему:

  • критерии должны раскрываться через ряд показателей, по мере проявления которых можно судить о большей или меньшей степени выраженности данного критерия;
  • критерии должны отражать динамику измеряемого качества во времени;
  • с помощью критериев должны устанавливаться связи между всеми компонентами исследуемого процесса.

В педагогическом словаре дано следующее определение:

«Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило» [1, с. 540].

Понятие «критерий» по своему объему шире понятия «показатель».

Показатель, как составная часть, является компонентом критерия.

Если критерий – это качества, свойства изучаемого объекта, то показатели – это мера сформированности того или иного критерия. Нам необходимо выявить критерии и показатели уровня представлений детей о традициях и праздниках народов Крыма.

Критериями выступили знания о малых жанрах фольклора.

Показателями: полнота знаний; умение привести примеры народных загадок, пословиц и поговорок, считалок, скороговорок.

Когнитивный критерий определяется тем, что ребенок среднего дошкольного возраста умеет правильно выстраивать предложения и выражать свои мысли и использует в своей речи образцы малых жанров фольклора народов Крыма.

Эмоциональный критерий определяется тем, что ребенок эмоционально оценивает события и эмоционально реагирует при воспроизведении детского фольклора народов Крыма.

Деятельностный критерий определяет преобладающие формы активности при использовании малых фольклорных форм народов Крыма.

Для достижения цели констатирующего этапа педагогического эксперимента было проведено наблюдение за речью детей, наблюдение за процессом общения воспитателей, использование адаптированных методик Алексеевой М.М. и Яшиной В.И, методики Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой, адаптированной методики Р.Р. Калининой (диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста посредством малых жанров детского крымскотатарского фольклора; изучение эмоционального поведения детей при использовании малых жанров фольклора народов Крыма в процессе развития родной речи; определение преобладающих форм речевых умений при использовании малых жанров крымскотатарского фольклора). В результате констатирующего этапа педагогического эксперимента нами были выявлены уровни представлений о малых жанрах фольклора Крыма у детей старшего дошкольного возраста.

Проанализировав полученные результаты по двум группам, мы графически изобразили уровни знаний детей старшего дошкольного возраста представлений о малых жанрах фольклора Крыма.

 

Рисунок 1 – Уровни знаний старших дошкольников

группы А и Группы Б

 

Проведенное исследование, заключающееся в анализе знаний детей старшего дошкольного возраста представлений о малых жанрах фольклора Крыма, как своей, так и их товарищей, показало, что по всем проведенным заданиям, являющихся частью нашей диагностики, наиболее низкие показатели продемонстрировали дошкольники из группы Б. Основываясь на полученных результатах, мы определили данную группу как экспериментальную, с целью сформировать у детей представления об уникальности формированияпредставлений о малых жанрах фольклора народов Крыма.



Список литературы:

  1. Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А. М. Прохоров. – Т. 26. – М., 1977. – 790 с.
  2. Кузьмин, В.К. Этнопедагогическая компетентность педагога: критерии, показатели и уровни сформированности / В.К. Кузьмин, Д.А. Крылов, В.А. Комелина, Н.В. Кузьмин // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.
  3. Новицкая, М.Ю. Аудиовизуальный комплект «Народный календарь» / М.Ю. Новицкая. – М.: Центр наглядных пособий "Планетариум", 1994. – 80 с.
  4. Мухоморина, Л.Г. Региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Крыму «Крымский веночек» / Л.Г. Мухоморина, Э.Ф. Кемилева, Л.М. Тригуб, Е.В. Феклистова. – 2016. – 70 с.
  5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-синтез, 2012. – 336 с.
  6. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н.А. Рыжова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. –120 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: