» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (74) 2023

Автор: Лебедева Елена Сергеевна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирование готовности старших дошкольников к речевому общению

Статья просмотрена: 46 раз
Дата публикации: 02.05.2023

УДК373.291

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К РЕЧЕВОМУ ОБЩЕНИЮ

Лебедева Елена Сергеевна

воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 22 "Росинка"

муниципального образования городской округ Ялта, Республики Крым

 

Аннотация. В данной статье раскрываются вопросы формирования  готовности старших дошкольников к речевому общению. Представлена структура готовности детей к речевому общению в совокупности компонентов: мотивационно-ценностный, содержательно-операциональный, эмоционально-волевой. Подобран и перечислен диагностический инструментарий, направленный на выявление актуального уровня сформированности готовности старших дошкольников к речевому общению. Отражены результаты экспериментального среза, раскрыты педагогические условия для  повышения уровня  готовности старших дошкольников к речевому общению.

Ключевые слова: готовность, общение, взаимодействие, компоненты, диагностика, педагогические условия, дети старшего дошкольного возраста.

 

На фоне социально-культурных, экономических, политических преобразований в современном обществе в педагогической науке возникает особый интерес к вопросам конструктивного общения между субъектами образовательного процесса. Сформированная речь не только способствует эффективному обучению ребенка в школе, установлению гармоничных отношений с окружающими людьми и миром, но и является важным условием полноценного развития личности ребенка и ее успешной самореализации в последующей жизнедеятельности.

Снижение уровня речевой культуры в обществе, существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей; отсутствие единого подхода к организации подготовки детей к школе выступают обстоятельствами, ограничивающими качество процесса формирования готовности дошкольников к речевому общению. В связи с этим, повышаются требования к системе дошкольного образования детей, актуализируя необходимость дальнейшего изучения и совершенствования процесса подготовки дошкольников к обучению в школе, включая формирование готовности к речевому общению. Это предполагает также специальное внимание к вопросу профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Проблема развития речевого общения стала особенно востребованной обществом в наши дни, когда к личности выпускника ДОУ предъявляются более высокие требования как к личности будущего первоклассника школ нового типа, обучение в которых ведется по интенсивным программам. Одна из основных претензий, предъявляемых школой к качеству подготовки ребенка в ДОУ, заключаются в неумении ученика выразить свою мысль словами, в его неспособности имеющиеся знания передать вербально. Фактически, личность, коммуникативно готовую к дальнейшей социализации, реально существующая система дошкольного образования не создает [4].

В современных исследованиях отмечается, что готовность дошкольников к обучению родному языку и речи по-прежнему является сложной, многогранной проблемой перехода ребенка от дошкольного к школьному образу жизни (В.В. Давыдов, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, B.C.Мухина, Г.Г. Петроченко, В.В. Репкин и др.), решение которой детерминирует не только успешность освоения детьми школьных знаний, эффективность межличностного взаимодействия с педагогами и сверстниками, но и в целом - продуктивность их школьной и социальной адаптации.

Несмотря на имеющиеся исследования вопроса подготовки старших дошкольников к школьному обучению (Г.П. Белякова, Ф.Г. Даскалова, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Б. Михайлова, C.Л. Рубинштейн, Н.В. Серебрякова, Ф.А. Сохин, Г.А. Тумакова, О.С. Ушакова и др.), проблема речевого общения дошкольников все еще остается за пределами должного исследования, что затрудняет управление данным процессом [1].

Необходимым условием формирования гармонически развитой личности является взаимодействие субъектов, в котором происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, умениями, навыками (В.А. Мижериков)[3]. Общение, опосредованное речью, выступая, с одной стороны, в качестве условия гармонизации личности, одновременно является и средством достижения целей личности, и способом его жизнедеятельности.

В дошкольном возрасте происходит интенсивное формирование начальных форм таких фундаментальных понятий, как пространство и время, изменение и развитие, количество и качество, представления о себе и других людях, зло и добро и др. У дошкольников формируется своеобразная субординация начальных понятийных форм.

Категориальная структура мышления влияет на глубину и широту взаимодействия ребенка с окружающим миром, определяет его отношение к этому миру, общий подход к рассмотрению и анализу действительности (Н.Н. Поддъяков) [5].

Именно в этом возрасте происходит становление речевой деятельности, формируются основы сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

В структуре готовности детей к речевому общению, под которой мы понимаем совокупность ценностей, качеств, знаний и умений взаимодействия с окружающими, обеспечивающих адаптацию, успешную учебную деятельность и развитие личности ребенка в целом, выделены следующие компоненты: мотивационно-ценностный, содержательно-операциональный, эмоционально-волевой.

Мотивационно-ценностный включает: интерес к речи — желание выслушать собеседника, задавать вопросы (коммуникативный мотив); потребность овладеть умениями и навыками речевого общения; стремление к самовыражению — направленность на взаимодействие с окружающими (социальный мотив).

Содержательно-операциональный компонент - совокупность умений, позволяющих извлекать информацию из источников соответствующего уровня, владение нормами и правилами родного языка (освоение культуры звучащего слова, активного лексикона, грамматического строя речи, структуры высказывания, структуры предложения и слова, умение последовательно, выразительно построить рассказ или пересказ с соблюдением норм языка).

Эмоционально-волевой компонент — сформированность в неситуативно-личностной формы общения дошкольников со взрослыми (инициативность, умение совместно планировать действия в речевом общении), произвольно-кооперативно-соревновательной формы общения со сверстниками (умение договариваться, умение влиять на организацию действий другого человека с помощью речи).

Произвольности поведения — сформированность внутренней позиции ученика и выстраивание в соответствии с этим своего поведения [2].

Для выявления актуального уровня сформированности готовности старших дошкольников к речевому общению нами был подобран диагностический инструментарий.

Диагностический комплекс состоял из шести заданий, направленных на выявление и степень сформированности критериев готовности старших дошкольников к речевому общению («отражение чувств», «Зеркало настроений», «Интервью», «Необитаемый остров», «Помощники», «Не поделили игрушку»).

После проведения всех диагностических заданий и анализа их результатов, мы получили следующие результаты сформированности готовности старших дошкольников к речевому общению, которые обобщены и отражены в таблице (см. Таблица 1).

Таблица 1 – Уровни сформированности готовности старших дошкольников к речевому общению

Группа

Уровни в %

Высокий

Средний

Низкий

Группа А

67

33

-

 

Таким образом, как видно по данным таблицы на высоком уровне сформированности готовности старших дошкольников к речевому общению, находятся   67 % детей (16 чел.), на среднем 33 %детей (8 чел.),нанизком уровне детей не зафиксировано.

Для наглядности результаты всех диагностических заданий представлены графически (см. Рисунок 1).

Рисунок 1 – Уровни готовности старших дошкольников к речевому общению

 

Данные о сформированности  показателей готовности старших дошкольников к речевому общению, полученные, по всем обозначенным нами критериям в ходе группового и индивидуального обследования свидетельствуют, что большинство детей соответствуют высокому уровню сформированности готовности к речевому общению. Педагоги ведут достаточно грамотную работу с воспитанниками. Целенаправленное обучение предусматривает непосредственно образовательную деятельность, игры, индивидуальное общение.

Таким образом, для повышения уровня  готовности старших дошкольников к речевому общению, на наш взгляд, необходимо  разработать программу работы с детьми, родителями и педагогами, которая будет отражать целесообразность структуры, содержания, форм, методов, средств их обучения по формированию готовности к речевому общению.

А также необходимо учитывать педагогические условия, которые будут способствовать формированию ценностей, качеств, знаний, умений и навыков дошкольника, обеспечивающих его готовность к речевому общению.

Среди таких педагогических условий можно выделить следующие:

  1. образовательного процесса на реализацию личностно ориентированного подхода;
  2. системность и систематичность целенаправленной работы по реализации личностно ориентированного обучения;
  3. готовность педагогического коллектива к реализации комплексной программы обучения дошкольников речевому общению;
  4. психолого-педагогическая компетентность родителей;
  5. создание развивающей образовательной среды;
  6. работа «Школы для родителей и педагогов») способствуют формированию ценностей, качеств, знаний, умений и навыков дошкольника, обеспечивающих его готовность к речевому общению.


Список литературы:

  1. Гребенникова И.С. Формирование речеязыковой готовности дошкольников к обучению в школе на основе личностно ориентированного обучения : дис. .канд. пед. наук / И.С. Гребенникова. - Тамбов, 2006. - 223 с.
  2. Лавлинская О.И. Формирование готовности старших дошкольников к речевому общению : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01, 13.00.07 / Лавлинская Ольга Игоревна; [Место защиты: Воронеж.гос. ун-т]. - Воронеж, 2009. - 201 с.
  3. Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / В.А. Мижериков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-544 с.
  4. Паклина А.В. Методика формирования речевой готовности дошкольников к обучению в школе : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.07 / Ур.гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2006. - 23 с.
  5. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника / Н.Н. Поддъяков. - М. : Просвещение, 1977. - 200с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: