» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (74) 2023

Автор: Чистова Валентина Александровна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Опытно-экспериментальная работа по формированию эстетической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами природы

Статья просмотрена: 56 раз
Дата публикации: 08.05.2023

УДК373.24

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРИРОДЫ

Рамазанова Эльмира Асановна

доцент кафедры «Дошкольного образования и педагогики»

Чистова Валентина Александровна

студент

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,

г. Симферополь Республика Крым

 

Аннотация. В статье рассмотрены особенности формирования эстетической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами природы. Проведен анализ исследований в данном направлении. Разработаны критерии и показатели сформированности эстетической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Представлен диагностический инструментарий для выявления актуального уровня эстетической культуры у дошкольников. Показаны результаты экспериментальной работы в данном направлении.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, эстетическая культура, критерии, показатели, диагностика, дети дошкольного возраста.

 

Процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и практики, присвоением образованию гуманистического характера и уточнением механизмов всестороннего, гармонического развития личности.

По словам В.И. Самохваловой, формирование эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста осуществляется различными путями. Оно представляет собой специально организованны комплекс мероприятий эстетической направленности в дошкольном образовательном учреждении. Однако параллельно с ним идёт неорганизованное эстетическое развитие – неконтролируемое воздействие массовой культуры извне, аудиальной и информации, не всегда эстетичной по своему характеру и содержанию, на ещё не готовую к такому воздействию детскую личность. В связи с чем необходим выбор эффективных средств, путей и способов формирования эстетической культуры старших дошкольников[3].

К сожалению, среди современного подрастающего поколения преобладает потребительский подход к природе. Осознание природы как ценности, активное отношение к проблемам природопользования и охраны природы практически не включено в систему личных ценностей, не является частью моральных убеждений. В качестве одной из основных причин этого негативного факта может быть названа недостаточная методологическая грамотность педагогов в организации экологической работы с дошкольниками [2].

Анализ литературы показал, что проблема формировании эстетической культуры нашла отражение в исследованиях многих ученых. Работы Ю.Б. Алиева, Ю.Б. Борева, М.С. Каган, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачева, В.Н. Шацкой посвящены общим вопросам эстетического воспитания, исследованию его понятийно-терминологического аппарата, установлению его сути и задач эстетического воспитания.

Вопросами эстетического воспитания детей, занимались многие специалисты по дошкольному воспитанию (Л.Д. Лазуткина, Р. Орлова, А. Суровцева, Е. Тихеева, Л. Шлегер, В. Шмидт) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии (Е. Архин, П. Блонский, К. Корнилов, С. Шацкий).

Эстетическая культура личности представляет целостность эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. Оригинальную качественно-количественную совокупность этих составляющих в духовной структуре личности выражает меру освоения ею эстетической культуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи [5].

В структуру эстетической культуры личности входят: развитость эстетического сознания (знания о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом); развитость эстетического мировоззрения (эстетические идеалы, нормы и принципы, эстетические направленности и интересы, убеждения и верования); степень безупречности эстетического вкуса; последовательное олицетворение эстетических ценностей в соответствии с эстетическим идеалом

Эстетическое воспитание – это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры дошкольников, важнейшей стороной воспитания ребенка и как систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее [1].

Старший дошкольный возраст – это особенный возраст для формирования эстетической культуры, где главную роль в жизни дошкольника играет педагог. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребёнка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности

В системе по формированию эстетической культуре дошкольников большое место должно быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.

Формирование эстетической культуры средствами природы – это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее. Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего, беречь ее [4].

Анализ психолого-педагогических исследований, представленный в теоретической части работы, позволил нам выделить следующие критерии.

Критерий эстетического отношения к миру включает в себя такие компоненты: умение видеть красивое в окружающем, эмоционально-чувственный отклик на прекрасное: восхищение, удивление, любование; владение культурой наблюдения и общения с прекрасным в природе, искусстве, деятельности, жизни; желание жить эстетически и создавать красоту вокруг себя.

Критерий развития ассоциативно-образного мышления, творческих способностей и воображения содержит такие компоненты: умение устанавливать связи между предметами окружающего мира; умение устанавливать ассоциации между образом и цветом, запахом, звуками, температурой и т.д.; составлять модель реального предмета, объекта, явления в художественном образе.

Уровень владения художественными материалами и приемами рисования включает в себя такие компоненты: знание особенностей художественного материала: акварели, гуаши, карандашей, мела обычного и воскового, художественного угля, фломастеров и др.; умение правильно держать карандаш, рисовать прямые, круглые, склоняющиеся, длинные, короткие, пересекающиеся линии, штрихи, мазки; ориентироваться на листе бумаги.

В соответствии с каждым критерием были подобраны задания. На первый критерий было подобрано следующее задание: Беседа по стихотворению И. З. Сурикова «Зима»а второй критерий нами было предложено следующее задание. Для выявления уровня развития ассоциативно-образного мышления, творческих способностей и воображения констатирующего эксперимента нами использовалась методика диагностики воображения «Нарисуй что-нибудь красивое». На третий критерий было предложено следующее задание. Для выявления уровня владения художественными материалами и приемами рисования нами было предложено детям нарисовать картину на тему: «Зимний рисунок».

В ходе опытно-поисковой работы по результатам диагностических заданий нами были выявлены три уровня (высокий, средний, низкий) сформированности эстетической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Проанализировав полученные данные по общему уровню, мы выяснили, что воспитанники Группы А и Группы Б имеют примерно одинаковый уровень сформированности эстетической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Было также выявлено, что высокий уровень сформированности эстетической культуры у детей старшего дошкольного возраста имеет очень маленький процент воспитанников и той и другой группы. Необходимо также отметить, что наибольший процент 45 % старших дошкольников имеют низкий уровень сформированности эстетической культуры. Из проведенного эксперимента стало ясно, что необходима целенаправленная работа по формированию эстетической культуры у детей старшего дошкольного возраста, которая бы носила системный характер.

Таким образом, в результате проведенного экспериментального исследования по уровням сформированности эстетической культуры у детей старшего дошкольного возраста было выяснено: большая часть детей в группе А и группе Б оказались на одинаковом уровни, сформированности эстетической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Эти результаты говорят о том, что дети старшего дошкольного возраста нуждаются в специально организованной работе по формированию эстетической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами природы.

Принимая во внимание важность решения задачи эстетической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами природы необходимо стремиться к расширению границ воспринимаемого, обогащению опыта восприятия прекрасного, формировать своего рода привычку к этому. Это становится возможным только в условиях развивающей среды, подразумевающую как предметно-пространственный состав так и особое педагогическое сопровождение процесса развития ребенка.



Список литературы:

  1. Давыдова О. И. Пути формирования эстетических основ личности дошкольника :[Проблемы. Методика. Опыт: материалы международной научно-практической конференции] / О. И. Давыдова. – Баркаул. : Мысль, 1997. – 366 с.
  2. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - С-Пб.: Детство-пресс, 2003. –272 с.
  3. Самохвалова В. И. Эстетическая культура как комплексный феномен утверждения и реализации человека в мире / В. И. Самохвалова. – М.: ИФРАН, 1996. – С. 31-45.
  4. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста // Дубровина Е. А., Казакова Т. Г., Юрина Н. Н. – М. :Гардарики, 2002. – 252 с.
  5. Эстетическая культура и эстетическое образование / под ред. С. Н. Самойленко. – М. : Академия, 1988. – 271 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: