» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Май, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (74) 2023
Автор: Чистова Валентина Александровна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Опытно-экспериментальная работа по формированию эстетической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами природы
Дата публикации: 08.05.2023
УДК373.24
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРИРОДЫ
Рамазанова Эльмира Асановна
доцент кафедры
«Дошкольного образования и педагогики»
Чистова
Валентина Александровна
студент
ГБОУ ВО РК «Крымский
инженерно-педагогический университет имени Февзи
Якубова»,
г. Симферополь Республика Крым
Аннотация.
В
статье рассмотрены особенности формирования эстетической культуры у детей
старшего дошкольного возраста средствами природы. Проведен анализ исследований
в данном направлении. Разработаны критерии и показатели сформированности эстетической
культуры у детей старшего дошкольного возраста. Представлен диагностический
инструментарий для выявления актуального уровня эстетической культуры у
дошкольников. Показаны результаты экспериментальной работы в данном
направлении.
Ключевые
слова: эстетическое воспитание, эстетическая культура, критерии,
показатели, диагностика, дети дошкольного возраста.
Процесс модернизации системы
образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной
образовательной теории и практики, присвоением образованию гуманистического
характера и уточнением механизмов всестороннего, гармонического развития
личности.
По словам В.И. Самохваловой, формирование эстетической культуры детей
старшего дошкольного возраста осуществляется различными путями. Оно представляет собой специально организованны комплекс
мероприятий эстетической направленности в дошкольном образовательном
учреждении. Однако параллельно с ним идёт неорганизованное эстетическое
развитие – неконтролируемое воздействие массовой культуры извне, аудиальной и информации, не всегда эстетичной по своему
характеру и содержанию, на ещё не готовую к такому воздействию детскую
личность. В связи с чем необходим выбор эффективных
средств, путей и способов формирования эстетической культуры старших
дошкольников[3].
К сожалению, среди
современного подрастающего поколения преобладает потребительский подход к
природе. Осознание природы как ценности, активное отношение к проблемам
природопользования и охраны природы практически не включено в систему личных
ценностей, не является частью моральных убеждений. В качестве одной из основных
причин этого негативного факта может быть названа недостаточная
методологическая грамотность педагогов в организации экологической работы с
дошкольниками [2].
Анализ литературы показал, что
проблема формировании эстетической культуры нашла
отражение в исследованиях многих ученых. Работы Ю.Б. Алиева, Ю.Б. Борева, М.С. Каган, Н.И. Киященко,
Б.Т. Лихачева, В.Н. Шацкой посвящены общим вопросам
эстетического воспитания, исследованию его понятийно-терминологического
аппарата, установлению его сути и задач эстетического воспитания.
Вопросами эстетического
воспитания детей, занимались многие специалисты по дошкольному воспитанию (Л.Д.
Лазуткина, Р. Орлова, А. Суровцева, Е. Тихеева, Л. Шлегер,
В. Шмидт) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии (Е. Архин, П. Блонский, К. Корнилов,
С. Шацкий).
Эстетическая культура личности
представляет целостность эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм
деятельности и поведения. Оригинальную качественно-количественную совокупность
этих составляющих в духовной структуре личности выражает меру освоения ею эстетической культуры общества, одновременно определяя
также и меру возможной творческой самоотдачи [5].
В
структуру эстетической культуры личности входят: развитость эстетического
сознания (знания о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном,
трагическом и комическом); развитость эстетического мировоззрения (эстетические
идеалы, нормы и принципы, эстетические направленности и интересы, убеждения и
верования); степень безупречности эстетического вкуса; последовательное
олицетворение эстетических ценностей в соответствии с эстетическим идеалом
Эстетическое воспитание – это
процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на
формирование эстетической культуры дошкольников, важнейшей стороной воспитания
ребенка и как систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью
развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и
создавать ее [1].
Старший дошкольный возраст –
это особенный возраст для формирования эстетической культуры, где главную роль
в жизни дошкольника играет педагог. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не
только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством
эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно
в этом возрасте формируется отношение ребёнка к миру и происходит развитие
сущностных эстетических качеств будущей личности
В системе по
формированию эстетической культуре дошкольников большое место должно быть
отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка,
совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к
природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет
огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для
нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников
патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду,
способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.
Формирование эстетической культуры средствами природы – это
пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к
природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее. Воспитывая у
детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и
чувствовать красоту окружающего, беречь ее [4].
Анализ психолого-педагогических исследований,
представленный в теоретической части работы, позволил нам выделить следующие
критерии.
Критерий эстетического отношения
к миру включает в себя такие компоненты: умение видеть красивое в окружающем,
эмоционально-чувственный отклик на прекрасное: восхищение, удивление,
любование; владение культурой наблюдения и общения с прекрасным в природе,
искусстве, деятельности, жизни; желание жить эстетически и создавать красоту
вокруг себя.
Критерий развития ассоциативно-образного
мышления, творческих способностей и воображения содержит такие компоненты:
умение устанавливать связи между предметами окружающего мира; умение
устанавливать ассоциации между образом и цветом, запахом, звуками, температурой
и т.д.; составлять модель реального предмета, объекта, явления в художественном
образе.
Уровень владения
художественными материалами и приемами рисования включает в себя такие
компоненты: знание особенностей художественного материала: акварели, гуаши,
карандашей, мела обычного и воскового, художественного угля, фломастеров и др.;
умение правильно держать карандаш, рисовать прямые, круглые, склоняющиеся,
длинные, короткие, пересекающиеся линии, штрихи, мазки; ориентироваться на
листе бумаги.
В соответствии с каждым критерием были подобраны
задания. На первый критерий было подобрано следующее задание: Беседа по
стихотворению И. З. Сурикова «Зима».На
второй критерий нами было предложено следующее задание. Для выявления уровня
развития ассоциативно-образного мышления, творческих способностей и воображения
констатирующего эксперимента нами использовалась методика диагностики
воображения «Нарисуй что-нибудь красивое». На третий критерий было предложено
следующее задание. Для выявления уровня владения художественными материалами и
приемами рисования нами было предложено детям нарисовать картину на тему:
«Зимний рисунок».
В ходе опытно-поисковой
работы по результатам диагностических заданий нами были выявлены три уровня
(высокий, средний, низкий) сформированности эстетической культуры у детей
старшего дошкольного возраста.
Проанализировав
полученные данные по общему уровню, мы выяснили, что воспитанники Группы А и Группы Б имеют примерно одинаковый уровень сформированности эстетической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Было
также выявлено, что высокий уровень сформированности
эстетической культуры у детей старшего дошкольного
возраста
имеет очень маленький процент воспитанников и той и другой группы. Необходимо
также отметить, что наибольший процент 45 % старших дошкольников имеют низкий
уровень сформированности эстетической культуры. Из проведенного эксперимента
стало ясно, что необходима целенаправленная работа по формированию эстетической культуры у детей старшего дошкольного
возраста,
которая бы носила системный характер.
Таким
образом, в результате проведенного экспериментального исследования по уровням сформированности эстетической культуры у детей старшего дошкольного возраста было
выяснено: большая часть детей в группе А и группе Б
оказались на одинаковом уровни, сформированности
эстетической культуры у детей старшего дошкольного
возраста.
Эти результаты говорят о том, что дети старшего дошкольного возраста нуждаются
в специально организованной работе по формированию эстетической культуры у
детей старшего дошкольного возраста средствами природы.
Принимая
во внимание важность решения задачи эстетической культуры у детей старшего
дошкольного возраста средствами природы необходимо стремиться к расширению
границ воспринимаемого, обогащению опыта восприятия прекрасного, формировать
своего рода привычку к этому. Это становится возможным только в условиях
развивающей среды, подразумевающую как предметно-пространственный состав так и особое педагогическое сопровождение процесса
развития ребенка.
Список литературы:
- Давыдова О. И. Пути формирования эстетических основ личности дошкольника :[Проблемы. Методика. Опыт: материалы международной научно-практической конференции] / О. И. Давыдова. – Баркаул. : Мысль, 1997. – 366 с.
- Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - С-Пб.: Детство-пресс, 2003. –272 с.
- Самохвалова В. И. Эстетическая культура как комплексный феномен утверждения и реализации человека в мире / В. И. Самохвалова. – М.: ИФРАН, 1996. – С. 31-45.
- Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста // Дубровина Е. А., Казакова Т. Г., Юрина Н. Н. – М. :Гардарики, 2002. – 252 с.
- Эстетическая культура и эстетическое образование / под ред. С. Н. Самойленко. – М. : Академия, 1988. – 271 с.
Комментарии: