» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (74) 2023

Автор: Половиткина Елена Витальевна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Тьютор как связующее звено между участниками образовательных отношений в ДОУ

Статья просмотрена: 53 раз
Дата публикации: 08.05.2023

УДК 373:24

ТЬЮТОР КАК СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДОУ

Половиткина Елена Витальевна

воспитатель

МДОУ ИРМО «Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое»,

Россия, Иркутский район

 

Аннотация. В данной статье рассматривается роль тьютора как связующее звено между участниками образовательных отношений: родителями, детьми и педагогами. Детям с ОВЗ не легко включаться в образовательный процесс, особенно в условиях комбинированных групп, именно для этого в практику дошкольного образования ввели должность тьютора.

Ключевые слова: тьютор, дети с ОВЗ, инклюзивное образование, сопровождение.

 

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [2].

Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне организации специальных условий обучения и воспитания.

Мы считаем, что самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики нарушения и особенностей здоровья каждого ребенка. Но в условиях инклюзивного образования мы должны помнить, что дети с ОВЗ и дети с нормой развития находятся в равных условиях, должны получать равное воспитание и обучение, но все же специфика работы с определенным нарушением у ребенка с ОВЗ должна быть. Она проявляется в применении специальных приемов и методов в соответствии с возможностями и способностями ребенка.

Целью инклюзивного образование является успешное включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду Основной задачей дошкольного обучения в условиях инклюзивного образования является социализация ребенка с ОВЗ, его адаптация к новым условиям, к правилам и нормам детского коллектива, к взаимодействию с другими взрослыми.

В условиях социализации детей с ОВЗ можно выделить 2 направления: Воспитательный процесс, основой которого является адаптация, то есть включение его в воспитательный процесс. Содержанием процесса воспитания является усвоение конкретных культурно — гигиенических навыков, норм и правил поведения, норм и правил общения в детском коллективе. Образовательный процесс – процесс обучения ребенка с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения. Содержанием процесса обучения является адаптированный, упрощенный материал с учетом возможностей и способностей ребенка с ОВЗ. Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. Профессия тьютора приобретает здесь особое значение [1].

Тьютор - это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ОВЗ или ребенка — инвалида в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. На практике тьютор и сопровождающий - это разные люди. Тьюторами называют специалисты с педагогическим образованием (логопеды, дефектологи, педагоги - психологи и т.д), педагоги без специального образования, студенты профильных вузов, училищ, а также родители (чаще мамы, бабушки) ребенка с особенностями развития являются сопровождающими детей с ОВЗ [3].

Тьюторство сегодня – важнейший элемент индивидуализации. Того самого явления, которое способствует «превращению» детей в самостоятельных, инициативных, умеющих самоопределяться и брать ответственность за свою жизнь граждан. Когда в дошкольном учреждении создана богатая среда, в которой есть место для выбора и самоопределения, тьютор - становится для ребенка наставником, формирующим ориентационное поле развития. Тьютор, как наставник,  специалист, который  опирается на внутренний потенциал ребёнка  и оставляет за ним право совершать выбор, неся за него непосредственную ответственность. Тьютор запускает «пусковой механизм» совершенствования человека, обеспечивая его сопровождение, помогает  освоить ресурсы социальной среды для образовательного, профессионального и личностного развития.

В настоящий момент сложилась ситуация, когда большинство специалистов, работающих в образовательных учреждениях общего типа, не имеют достаточных знаний о детях с ОВЗ. Тьютор может стать связующим звеном, обеспечивающим координацию педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса.

 Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения.

Основные направления работы с родителями:

  • Установление контакта с родителями вновь прибывших детей, объяснение задач, составление плана совместной работы;
  • Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;
  • Оказание родителям эмоциональной поддержки;
  • Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития;
  • Формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребёнка;
  • Проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы [4].

От успешного вовлечения родителей в процесс воспитания и обучения детей с ОВЗ выигрывают и дети, и родители, и педагоги.

 Работа с педагогическим коллективом, родителями, другими детьми с целью создания единой психологически комфортной образовательной среды.

 Тьюторство появляется там, где возникает необходимость в индивидуализации образовательных программ. Тьютор – это специалист, который учит своего подопечного справляться с трудностями самостоятельно и консультирует родителей (и педагогов) в отношении конкретного ребенка. 

Воспитатель группы реализует образовательную и воспитательную программы для детей всей группы согласно возрасту.

Несмотря на высокий уровень профессиональной подготовки воспитателя, ему просто невозможно уделить достаточно времени, которое необходимо, чтобы помочь ребенку с особыми потребностями, то есть обеспечить каждому ребенку с ОВЗ индивидуальную образовательную программу.

В отличии от воспитателя тьютор работает целенаправленно с одним ребенком.

Основными задачами в работе тьютора можно обозначить следующие: сопровождение ребенка в его обычной среде (придание ей развивающих свойств); создание условий для получения образования в конкретной системе; формирование новых компетенций; преодоление дефицитов развития; построение партнерских отношений с семьей ребенка и его педагогами [1].

Главное, что необходимо понимать, что тьютор – это специалист, который работает с индивидуальным образовательным маршрутом ребенка, при разработке и реализации которого важно выявлять интересы, создавать образовательную среду, подбирать необходимые ресурсы и взаимодействовать с различными субъектами образования, которые оказывают влияние на индивидуальное движение ребёнка.



Список литературы:

  1. Анохина, В. Г. Основные формы, методы и средства тьюторского сопровождения: методический материал в помощь тьютору / В. Г. Анохина. – Москва, 2018. – 67 с.
  2. Куляпин, А. С. Тьюторское сопровождение разработки и реализации индивидуальных образовательных программ / А. С. Куляпин, Т. Я. Шихова // материалы международной научно-практической конференции / под общ. ред. Л. А. Косолаповой. – Пермь : ПГГПУ, 2022. – С. 120-126.
  3. Пилипчевская, Н. В. Тьюторская деятельность: вызовы времени и перспективы развития: монография / Н. В. Пилипчевская, В. А. Адольф ; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск : КГПУ, 2020. – 224 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: