» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Май, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (74) 2023
Автор: Половиткина Елена Витальевна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Тьютор как связующее звено между участниками образовательных отношений в ДОУ
Дата публикации: 08.05.2023
УДК 373:24
ТЬЮТОР КАК СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДОУ
Половиткина Елена Витальевна
воспитатель
МДОУ ИРМО
«Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое»,
Россия,
Иркутский район
Аннотация. В данной статье рассматривается роль тьютора как
связующее звено между участниками образовательных отношений: родителями, детьми
и педагогами. Детям с ОВЗ не легко включаться в образовательный процесс,
особенно в условиях комбинированных групп, именно для этого в практику
дошкольного образования ввели должность тьютора.
Ключевые слова: тьютор, дети с ОВЗ, инклюзивное образование,
сопровождение.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для
всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей [2].
Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети с
ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых
препятствует освоению образовательных программ вне организации специальных
условий обучения и воспитания.
Мы считаем, что самым главным приоритетом в работе с такими детьми
является индивидуальный подход с учетом специфики нарушения и особенностей
здоровья каждого ребенка. Но в условиях инклюзивного образования мы должны помнить,
что дети с ОВЗ и дети с нормой развития находятся в равных условиях, должны
получать равное воспитание и обучение, но все же специфика работы с
определенным нарушением у ребенка с ОВЗ должна быть. Она проявляется в
применении специальных приемов и методов в соответствии с возможностями и
способностями ребенка.
Целью инклюзивного образование является успешное включение ребенка с
ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду Основной задачей
дошкольного обучения в условиях инклюзивного образования является социализация
ребенка с ОВЗ, его адаптация к новым условиям, к правилам и нормам детского
коллектива, к взаимодействию с другими взрослыми.
В условиях социализации детей с ОВЗ можно выделить 2 направления:
Воспитательный процесс, основой которого является адаптация, то есть включение
его в воспитательный процесс. Содержанием процесса воспитания является усвоение
конкретных культурно — гигиенических навыков, норм и правил поведения, норм и
правил общения в детском коллективе. Образовательный процесс – процесс обучения
ребенка с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения. Содержанием процесса обучения
является адаптированный, упрощенный материал с учетом возможностей и
способностей ребенка с ОВЗ. Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной
форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки
детей с ОВЗ. Профессия тьютора приобретает здесь особое значение [1].
Тьютор - это специалист, который организует условия для успешного
включения ребенка с ОВЗ или ребенка — инвалида в образовательную и социальную
среду образовательного учреждения. На практике тьютор и сопровождающий - это
разные люди. Тьюторами называют специалисты с педагогическим образованием
(логопеды, дефектологи, педагоги - психологи и т.д), педагоги без специального
образования, студенты профильных вузов, училищ, а также родители (чаще мамы,
бабушки) ребенка с особенностями развития являются сопровождающими детей с ОВЗ
[3].
Тьюторство сегодня – важнейший элемент индивидуализации. Того самого
явления, которое способствует «превращению» детей в самостоятельных,
инициативных, умеющих самоопределяться и брать ответственность за свою жизнь
граждан. Когда в дошкольном учреждении создана богатая среда, в которой есть
место для выбора и самоопределения, тьютор - становится для ребенка
наставником, формирующим ориентационное поле развития. Тьютор, как
наставник, специалист, который опирается на внутренний потенциал ребёнка и оставляет за ним право совершать выбор, неся
за него непосредственную ответственность. Тьютор запускает «пусковой механизм»
совершенствования человека, обеспечивая его сопровождение, помогает освоить ресурсы социальной среды для
образовательного, профессионального и личностного развития.
В настоящий момент сложилась ситуация, когда большинство специалистов,
работающих в образовательных учреждениях общего типа, не имеют достаточных
знаний о детях с ОВЗ. Тьютор может стать связующим звеном, обеспечивающим
координацию педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых
ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса.
Осуществление взаимодействия с
родителями, включение родителей в процесс обучения.
Основные направления работы с родителями:
- Установление контакта с родителями вновь прибывших детей, объяснение задач, составление плана совместной работы;
- Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;
- Оказание родителям эмоциональной поддержки;
- Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития;
- Формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребёнка;
- Проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы [4].
От успешного вовлечения родителей в процесс воспитания и обучения детей с
ОВЗ выигрывают и дети, и родители, и педагоги.
Работа с педагогическим
коллективом, родителями, другими детьми с целью создания единой психологически
комфортной образовательной среды.
Тьюторство появляется там, где возникает необходимость в
индивидуализации образовательных программ. Тьютор – это специалист, который
учит своего подопечного справляться с трудностями самостоятельно и
консультирует родителей (и педагогов) в отношении конкретного ребенка.
Воспитатель группы реализует образовательную и
воспитательную программы для детей всей группы согласно возрасту.
Несмотря на высокий уровень профессиональной подготовки
воспитателя, ему просто невозможно уделить достаточно времени, которое
необходимо, чтобы помочь ребенку с особыми потребностями, то есть обеспечить
каждому ребенку с ОВЗ индивидуальную образовательную программу.
В отличии от воспитателя тьютор работает целенаправленно с
одним ребенком.
Основными задачами в работе тьютора можно обозначить следующие: сопровождение
ребенка в его обычной среде (придание ей развивающих свойств); создание условий
для получения образования в конкретной системе; формирование новых компетенций;
преодоление дефицитов развития; построение партнерских отношений с семьей
ребенка и его педагогами [1].
Главное, что необходимо понимать, что тьютор – это специалист, который работает
с индивидуальным образовательным маршрутом ребенка, при разработке и реализации
которого важно выявлять интересы, создавать образовательную среду, подбирать
необходимые ресурсы и взаимодействовать с различными субъектами образования,
которые оказывают влияние на индивидуальное движение ребёнка.
Список литературы:
- Анохина, В. Г. Основные формы, методы и средства тьюторского сопровождения: методический материал в помощь тьютору / В. Г. Анохина. – Москва, 2018. – 67 с.
- Куляпин, А. С. Тьюторское сопровождение разработки и реализации индивидуальных образовательных программ / А. С. Куляпин, Т. Я. Шихова // материалы международной научно-практической конференции / под общ. ред. Л. А. Косолаповой. – Пермь : ПГГПУ, 2022. – С. 120-126.
- Пилипчевская, Н. В. Тьюторская деятельность: вызовы времени и перспективы развития: монография / Н. В. Пилипчевская, В. А. Адольф ; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск : КГПУ, 2020. – 224 с.
Комментарии: