» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (74) 2023

Автор: Аксенова Светлана Николаевна Орешина Ирина Леонидовна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Возможности изобразительной деятельности в развитии эмоциональной сферы у детей

Статья просмотрена: 34 раз
Дата публикации: 08.05.2023

УДК 378:2

ВОЗМОЖНОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ

Аксенова Светлана Николаевна

Орешина Ирина Леонидовна

воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад №129, г. Иркутск

 

Аннотация. В данной статье рассматривается возможности изобразительного искусства для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: Эмоциональное развитие, изобразительная деятельность, рисование.

 

Важнейшей проблемой сегодняшнего дня является то, что наши дети мало эмоциональны. Проблема эмоционального развития детей была в центре внимания педагогов, психологов (Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, и др.), утверждавших, что создают оптимальные условия, для познания окружающего мира, активизируют деятельность мозга только положительные эмоции. Только положительные эмоции способствуют возникновению творческой деятельности ребенка во всем ее разнообразии, развивают мышление. Отрицательные же эмоции препятствуют тому, чтобы ребенок совершил нежелательное или вредное действие, т.е. являются защитой и оберегом ребенка. Важно отметить, что преобладание отрицательных эмоций, их постоянное воздействие способны разрушить мозг и психику человека [1].

Эмоции способствуют приспособлению ребенка к возникшей ситуации. Вследствие эмоционального развития, ребенок способен регулировать свое поведение, и, при этом, избегает свершения таких поступков, которые могли бы свершиться под влиянием случайных обстоятельств [3] и внезапных желаний. Поэтому так важно не только изучать, но и прилагать все усилия для развития эмоциональной сферы дошкольников. Ведь благодаря эмоциям, которые невозможно или очень сложно скрыть, можно узнать, что чувствует ребенок, что происходит в его внутреннем мире. Стимулировать эмоциональное развитие старших дошкольников можно, приобщая их к изобразительной деятельности. А.В. Запорожец [2] считает, что изобразительная деятельность, подобно игре, позволяет намного глубже проникнуться и осмыслить заинтересовавшие ребенка сюжеты. Ученый отмечает, что, постепенно овладевая изобразительной деятельностью, ребенок научается создавать внутренний идеальный план, составление которого невозможно в период раннего детства. При этом в дошкольном возрасте внутренний план деятельности предполагает обязательно материальную опору. Рисунок является одной из таких опор [1].

Исходя из многолетнего педагогического опыта, мы можем отметить, что 80% детей любят рисовать и ребенок старшего дошкольного возраста может найти себя в рисовании, в процессе увлечения которым происходит снятие эмоционального блока, тормозившего его развитие. Ребенок может впервые ощутить себя личностью, самоидентифицироваться именно в творческой деятельности, которая, чаще всего, в силу неопытности, может не иметь определенной эстетической ценности и значения. Но такое изменение в его развитии намного важнее, чем собственно сам рисунок. Большую роль играют эмоции, которые способствуют концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения.

В процессе развития мотивов и деятельности происходит развитие личности. Через собственную изобразительную деятельность дети стремятся к познанию и отражению окружающего их мира. Например, для детей старшего дошкольного возраста характерна тенденции самовыражения, желание выразить отношение к окружающему (ребенок рисует для себя и поэтому неважно, как). После того, как стремление к самовыражению удовлетворено, появляется стремление к общению, и ребёнок идёт со своим рисунком к взрослому с тем, чтобы его поняли, старается сделать изображение понятным для других. Рисуя, ребенок воспроизводит свои чувства, выражает свое отношение к тому, что вызывает у него отрицательные или положительные эмоции. Рисунок – уникальная возможность, позволяющая взрослому увидеть и понять не только явную проблему, беспокоящую ребенка, но и обнаружить скрытую. В процессе рисования открываются потайные стороны личности, о которых человеку сложное узнать: в рисунке проявляется вытесненное чувство, переживание, ожидание. Эмоции оказывают влияние на творческую изобразительную деятельность, выполняя роль эмоциональной составляющей. Эмоции – основа вдохновения, интеллекта, мыслительных процессов. Эмоции детей дошкольного возраста характеризуются таким качеством, как непосредственность. Пока такая эмоциональная непосредственность не подчинена давлению социально-культурного окружения, нужно научить ребенка понимать эмоции, принимать их и полноценно выражать. Для этого ребенок должен овладеть некоторыми умениями: − выражению своих чувств, желаний, мнений понятным, социально-приемлемым способом, быть открытым для чувств, переживаний и мнений других; − различению и сравниванию эмоциональных ощущений, определению их характера (приятно-неприятно, беспокойно, страшно и т.п.) посредством концентрации своего внимания на мышечных ощущениях, экспрессивных движениях, которые сопровождают собственные эмоции и эмоции, испытываемые окружающими; произвольному и подражательному «воспроизведению» или демонстрации эмоций по заданному образцу. Часто дети в своих рисунках изображают радость, жизнерадостное настроение, что определяется через используемый ребенком цвет: яркий, отчетливый синий цвет – для изображения моря или неба, с помощью белого цвета на рисунке появляются корабли и облака.

Детское творчество связано с особенностями восприятия окружающего мира. Поэтому важнейшим условием развития детского изобразительного творчества является обогащение культуры зрительного восприятия, формирование художественно-образного видения. Выразительность образа в рисунке детей создается за счет цвета, формы, композиции. Тем не менее, построение композиции рисунка, ритм, цвет существуют не самостоятельно, а связаны с жизненной основой образов, выражением определенной мысли автора – ребенка.

Для развития личности ребенка важны разнообразные виды изобразительной деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. На таких занятиях дети заряжаются положительными эмоциями, радостью познания и творчества. Стоит ребенку один раз испытать такое чувство, и он в дальнейшем будет изображать в своих рисунках, аппликациях, лепке все то, что его удивило, поразило, то, что он узнал и пережил

 В развитии эмоциональной сферы ребенка-дошкольника важен эмоционально-образный, творческий характер изобразительной деятельности [2]. Именно в изобразительной деятельности дети получают возможность изображения окружающего мира так, и таким образом, каким они его воспринимают и ощущают, фиксируя положительные или отрицательные эмоции на рисунке. Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста благоприятным образом сказывается на развитии эмоционально-положительного восприятия мира. Погружаясь в эту деятельность, дети получают опыт проявления эстетических чувств по отношению к окружающему миру. В процессе изобразительной деятельности, дети создают оригинальные и неповторимые образы, тем самым, раскрывая свое отношение к миру и жизни в целом.

Подытоживая сказанное, сделаем выводы. Изобразительная деятельность играет важную роль в эмоциональном развитии ребенка, способствует активному познанию окружающего мира, воспитывает способность через творчество выражать свои впечатления в графике или пластике, разнообразных видах изобразительной деятельности.

Воспитание у детей чувства прекрасного, формирование потребности отразить увиденное в рисунке, выразить свое эмоциональное отношение у изображаемому возможно через изобразительную деятельность. В изобразительной деятельности есть все необходимые средства для конструктивного выражения эмоций, развития визуальной восприимчивости, осознания формы и пространства окружающего мира. Таким образом, изобразительная деятельность должна быть направлена на отражение новых впечатлений и эмоций, которые получает ребенок из окружающего мира. Только в этом случае изобразительная деятельность действительно будет стимулировать эмоциональное развитие детей.



Список литературы:

  1. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельностьв детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.:Мозаика – Синтез, 2008. – 192 с.
  2. Кожохина, С. К. Путешествие в мир искусства: Програм¬ма развития детей дошкольного и младшего школьного воз¬раста на основе изодеятельности. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
  3. Яголковский, С.Р. Эмоции в творчестве / С.Р.Яголковский // Мир психологии. – 2002. - №4.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: