» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (74) 2023

Автор: Акильбеков Данияр Серикұлы, Магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Проблемы защиты авторских прав на музыкальные произведения

Статья просмотрена: 73 раз
Дата публикации: 11.05.2023

УДК 34.096

ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Акильбеков Данияр Серикұлы

магистрант

Университет Сулеймана Демиреля, Республика Казахстан; г. Каскелен

 

Аннотация. Музыкальные произведения, в культуре казахского народа всегда занимали одно из самых значимых мест. Музыка была верным спутником кочевого народа в каждом принимаемом ими решении, ей благословляли откочевки аулов, отправку войск, не являлись исключением и такие события как свадьбы и тои (вечеринки). Национальную музыку, как и иные объекты интеллектуальной собственности, такие как: сказки и стихи, передавали из поколения в поколения, из уст в уста о нарушении авторских прав нишло и речи. За время становления и развития нашего государства отношение к данной отрасли права, было пересмотрено, как и нравственные устои об их нарушении. Целью данного научного исследования, является изучение существующих проблем в отношении авторских прав на музыкальные произведения, и выработка на основе сложившейся ситуации, приемлемых предложений по реформированию законодательства в упомянутой ранее области правоотношений. Актуальность темы данного исследования сводится к тому, что к сожалению бурный рост развития рынка авторских прав в области музыкальных произведений на территории РК, в эпоху развития информационных технологий и укрепления глобальной сети Интернет, сопровождается ростом числа противоправных действий в данной сфере, а именно хищением интеллектуальной собственности дальнейшим получением выгоды от ее реализации. Научная ценность данной работы заключается в предоставлении рекомендаций выражающихся в выработке взаимоприемлемых решений направленных на урегулирование конфликтных вопросов правового регламентирования в области защиты авторских прав на музыкальные произведения. Практическая ценность данной работы видится в реализации предложенных мер настроенных на внесение изменений и дополнений в существующую нормативно-правовую основу. Следует обратить внимание на то, что при написании научного изыскания использовались такие методы научного исследования как: индукция, дедукция, анализ и синтез. По результатам исследования этой работы были выявлены и изучены наиболее актуальные проблемы правовой регламентации, в отношении которых были предложены релевантные изменения и дополнения существующего нормативно–правового базиса.

Ключевые слова: Информатизация, произведения интеллектуальной собственности, музыкальные произведения, автор музыкального произведения.

 

Становление и развитие музыкального искусства берет свое начало 50 тыс. лет назад, в те далекие времена у прародителей человеческого рода начал формироваться базовый культурный уровень, позволяющий им создаватьпродукты интеллектуальной деятельности и делиться накопленным опытом между представителями различных поселений.[1]Самой старинной песне, около 2 тыс. лет, отображен данный продукт интеллектуального труда был на глинобитной табличке, что позволило сохранить результат интеллектуального труда автора в целости и сохранности.[1] Обнаружен данный экспонат был при раскопках поселения под названием Нипура .[1] Следует акцентировать внимание на том, что развитие музыкальной письменности, не только закрепило созданное интеллектуальным трудом автора произведение, но и позволило усовершенствовать состояние музыки, как объекта авторского права. Тем самым эволюция музыкальной культуры на этом не остановилась. Мировая история отмечает, что в каждом отдельно взятом регионе планеты Земля, в зависимости от: индивидуальных качеств личности, уровня правовой культуры, места проживания,  а также национальности формируется своя национальная музыкальная культура, насыщенная всеми вышеуказанными компонентами. Исключением из этого не становится и Республика Казахстан, хронология становления авторского права на музыкальные произведения которого начинает свой этап развития с момента вхождения территории Казахстана в состав Российской Империи, а позже в состав СССР.Регулирование авторских прав на территории нашей страны осуществлялось с помощью таких нормативно-правовых актов как:«Основ авторского права», 1925 года, Закон РСФСР от 1928 г. «Об авторском праве», «Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных Республик», Закон РК «Об авторском праве и смежных правах» от 1996 года. Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что на всех упомянутых ранее этапах, процесс развития авторского права сопровождался не малым количеством проблем Наибольшее развитие ранее упомянутый институт гражданского права на территории нашего государства получил с момента принятия независимости, однако проблем в регулировании отношения авторских прав на музыкальные произведения не стало меньше. Все это связано не только  с проводимой политикой государства, но и с глобальным процессом развития цифровых технологий и укрепления на международной арене позиций глобальной сети Интернет. Ежедневно, по информации национальных издательств, происходит посягательство  на объекты авторских прав,за первые шесть месяцев 2022 года в суды первой инстанции поступило 257 заявлений по спорам, связанным с интеллектуальной собственностью (о защите авторских прав 164, товарных знаках 56) Из них возбуждено – 197 дел, вынесено решений – 102, прекращено – 75. [2]

Целью данного научного изыскания  является изучение существующих проблем, в отношении авторских прав на музыкальные произведения, и выработка  на основе сложившейся ситуации, приемлемых предложений по реформированию законодательства в упомянутой ранее области правоотношений.

Объектом исследования будут являться сложившиеся правоотношения в области зашиты авторских прав на музыкальные произведения. Предметом изучения будет являться нормативно-правовой базис обеспечивающий регламентацию действующих правоотношений в области защиты авторских прав.

Исходя из сказанного формируется актуальность темы этого научного исследования, которое сводится к тому, что процесс информатизации и укрепление позиций глобальной сети Интернет сопровождается ростом числа правонарушений в данной сфере. Регулирование которой , с помощью существующей нормативно-правовой основы, в отношении защиты авторских прав на музыкальные произведения становится весьма проблематичным. В силу того, что нормы национального законодательства ориентированы на регламентацию правоотношений 90-х годов, что позволяет осуществлять хищение авторских прав с получением от этого материальной выгоды. Научная новизна этой работы заключается в том, чтобы выработать совокупность предложений по реформированию законодательства в области защиты авторских прав на музыкальные произведения, и предложить их научному сообществу для дальнейшего обсуждения и возможного принятия целесообразного решения.

Как отмечалось ранее защита авторских прав на музыкальные произведения является трудно реализуемой задачей, в эпоху развития информационных технологий и глобальной сети Интернет. Все это конечно же взаимосвязано с темто данный процесс не является стабильным и находится в постоянном беспорядочном движении. Следует отметить, что рассмотрение существующей проблематики в данной области становится популярным явлением, его обсуждают не только ученые, но и все возможные печатные издания, представители культуры, общественные организации. Отмечая следующие проблемы:

  1. В законодательстве государства отсутствуют составные элементы музыкального произведения, которые подлежат юридической защите;
  2. понятие и содержание понятия нарушения авторского права остаются не разработанными в науке, и не закрепленными в законодательстве государств;
  3. существует низкий уровень правовой осведомленности музыкантов о принадлежащих им правах, и о возможных способах их осуществления;
  4. отсутствует закрепления в нормативно-правовой основе нашего государства специфической для данной области терминологии, и как следствие ощущается недостаток правового регулирования в данной области правоотношений;
  5. отсутствуют определения музыкального произведения.

Каждую из выделенных автором в ходе анализа информационных источников проблем, при использовании таких методов исследования как: индукция, дендукция, анализ и синтезы изучим в отдельности. В первую очередь начнем с рассмотрения норм законодательства, координирующих правоотношения в области защиты авторских прав. Как известно регулирование авторских прав на территории РК осуществляется с помощью таких нормативно правовых актов как: ЗРК «Об авторском праве и смежных правах», ГК РК, УК РК. Исходя из вышеперечисленного следует, что законодатель в лице Парламента РК конечно же обеспечил защиту авторских прав на территории нашей страны, приняв общеправовые нормы, обеспечивающие регламентирование данных правоотношений. Теперь возникает вопрос об актуальности всех перечисленных ранее проблемных ситуаций в области защиты авторских прав, имеют ли они место в существующем нормативно-правовом базисе. Проведем в отношении каждой проблемы правовой анализ и дадим по этому поводу собственный комментарий и соответствующие рекомендации по улучшению ситуации

1.               В законодательстве государства отсутствуют составные элементы музыкального произведения, которые подлежат юридической защите;

Исходя из анализа норм законодательства РК, следует отметить, что нормативно-правовая основа не перечисляет составные элементы музыкального произведения, такие как: лад, ритм, метр, темп, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка.

2.               Понятие и содержание понятия нарушения авторского права на музыкальные произведения остаются не разработанными в науке, и не закрепленными в законодательстве государства;

Следует отметить, что действительно в нормах ЗРК «Об авторском праве и смежных правах» и ГК РК, отсутствует понятие, и содержание понятия нарушения авторского права на музыкальные произведения, однако содержится общая норма законодательства в УК РК,предусматривающая соответствующую форму ответственности за нарушение авторских и смежных прав.

3.               Существует низкий уровень правовой осведомленности музыкантов, о принадлежащих им правах, и о возможных способах их осуществления;

О данной проблеме могу сказать следующее, что уровень правовой культуры на территории РК, действительно является очень низким. Данный вывод следует из проведенного анализа интернет источников, различного рода блогов и социальных сетей. Так к примеру, исходя из практики нашего государства казахстанские исполнители хитов, зарабатывают основную сумму денег только на концертах, и на частных вечеринках (тоях), но никак не на реализациивыпускаемых ими альбомов.[3] В Европе и США, ситуация выглядит совсем иначе [3]

4.               Отсутствует закрепление в нормативно-правовой основе нашего государства специфической терминологии, имеющей направленность на детализирование существующих правоотношений, по обеспечению защиты авторских прав на музыкальные произведения.

О необходимости введения в нормативно-правовой базис новой терминологии и изменении текущего состояния в области регулирования авторских прав на музыкальные произведения, как объект авторского права, отмечает Сенеокий Олег Владимирович, доктор наук по социальным коммуникациям. В своей работе ученый акцентирует вниманиена том, что «уже несколько десятилетий на территории стран СНГнаиболее остро стоит проблема защиты объектов интеллектуальной собственности от противоправных посягательств.[4]

Исходя из сказанного возникает закономерный вопрос, необходимо ли введение специальной терминологии в нашу законодательную систему имеющую общий характер? Я считаюто да в силу того, что рынок нашего государства только начинает набирать установленную международными реалиями высоту, и для этого ему требуется крепкий законодательный базис, позволяющий пресекать любого рода противоправную деятельность, в отношении авторских прав на музыкальные произведения. Дляреализации поставленной цели по изменению основ законодательства, считаю, необходимым внести дополнения в ЗРК «Об авторском праве и смежных правах», в частности внесения в него понятия «плагиат». Под понятием «плагиат» включить следующую формулировку: «Плагиат - совершенное физическим или юридическим лицом противоправное действие субъекта, или же субъектов, в отношении автора интеллектуального труда (выраженного в определенной форме) направленное на незаконное владение, использование, и распоряжение продуктом интеллектуальной деятельности автора.

5.               Отсутствует определение музыкального произведения и его составных элементов;

Понятие «музыкальное произведение» не дается в законодательной основе нашего независимого государства (ГК РК, ЗРК «Об авторском праве и смежных правах» и т. д.), соответствующим образом не находит закрепления входящих в музыкальное произведение составных элементов. Исходя из выше сказанного, считаю необходимым внести дополнение в ЗРК «Об авторском праве и смежных правах» и предложить его в следующей редакции:

«Музыкальное произведение, сочинение, состоящее из звуков (лад, ритм, метр, темп, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка), с текстом или без текста, исполняемое голосом, или при помощи специального оборудования, с применением различного рода инструментов».

В заключении хотелось бы отметить, что глобальный век цифровизации и укрепление позиций сети интернет в нашей жизни оказывают существенное влияние на музыкальную сферу деятельности, в частности делает наиболее доступным хищение результатов интеллектуального труда, и выдаче его за свой собственный продукт. Следует отметить, что нарушение в области авторских прав не становится меньше. Это подтверждается тем, что шесть лет назад было зарегистрировано больше 500 случаев воровства интеллектуальной собственности, из них, только по 71 случаю возбудили уголовные дела, сегодняшние цифры не уступают указанным. [5] Исходя из всего вышеизложенного, следует, что действующее право осуществляющее покровительство в отношении авторов произведений не соответствует мировым тенденциям развития. К сожалению казахстанский законодатель, как и международные организации не ведут активных целенаправленных действий по реформированию существующей законодательной основы, и авторам произведений приходится защищать свои права самостоятельноазработав порой собственные механизмы борьбы с правонарушителями, не нарушающие установленного законодательного регламента. На сегодняшнее время наше государство разрабатывает не малое количество социальных программ, направленных на обеспечение не только материальными ресурсами, но и правовыми инструментами, позволяющими защищать свои права. Совсем недавно Президент РК Касым-Жомарт Токаев подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства в сферах интеллектуальной собственности и оказания гарантированной государством юридической помощи»[6], увы вопросы защиты авторских прав на музыкальные произведения в рамках данной нормативно-правой основы не были рассмотрены. Хотелось бы предложить согражданам нашего государства, и представителям музыкальной индустрии объединить свои усилия и наконец обратить внимание нашей страны на существующие законодательные изъяны в рамках реализуемой политики слышащего государства, которое готово вести конструктивный диалог и своевременно реагировать на запросы граждан нашей страны.



Список литературы:

  1. Википедия. Музыка // ВикипедиЯ Свободная энциклопедия .-2023. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 05.04.2023)
  2. Lsm.kz. В Казахстане воруют интеллектуальную собственность на миллионы тенге// Lsm.kz .-2022.[Электронный ресур]. URL: https://lsm.kz/narushiteli-prav-na-intellektual-nuyu-sobstvennost-vredyat-na-milliony-dollarov(дата обращения 05.04.2023)
  3. Абирова Д., Акшабаев А.12 случаев нарушения авторских и смежных прав выявлено с начала года в Казахстане // 24 Хабар.-2020.[Электронный ресурс]. URL: https://24.kz/ru/news/social/item (дата обращения 05.04.2023)
  4. Сенеокий О.В. Основные виды нарушений интеллектуальных прав в истории музыкальной звукозаписи (аналитический обзор проблематики плагиата, контрафакта и бутлегерства во второй половине XX- начале XXI) // Авторская зона.-2017[Электронный ресурс] URL:https://author.nbpublish.com/hr/article_18081.html(дата обращения 05.04.2023)
  5. Юрченко Н.И. Некоторые проблемы авторского права в Республике Казахстан //Article.kz,-2016.[Электронный ресурс]. URL:https://articlekz.com/article/20507(дата обращения 05.04.2023)
  6. Kapital.kz. Президент подписал поправки к закону об интеллектуальной собственности // Kapital.kz.-2022.[Электронный ресурс]. URL: https://kapital.kz/gosudarstvo/106584/ (дата обращения 05.04.2023)


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: