» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (74) 2023

Автор: Лидер Ольга Игоревна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирование навыков словообразования у младших школьников с тяжелым нарушением речи в условиях логопедического сопровождения: методический аспект

Статья просмотрена: 51 раз
Дата публикации: 11.05.2023

УДК 376

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Лидер Ольга Игоревна

студентка, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования навыков словообразования у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях логопедического сопровождения. В данной статье описаны результаты диагностической работы по изучению уровня сформированности словообразования у младших школьников, которая позволила выявить основные трудности в усвоение учебного материала в курсе словообразования, а также представлен авторский комплекс заданий.

Ключевые слова: навыки словообразования, дети с тяжелыми нарушениями речи, логопедическое сопровождение.

 

Цель исследования – изучения уровня сформированности навыков суффиксального словообразования прилагательных и существительных у младших школьников с тяжелым нарушением речи.

Методы исследования: констатирующий эксперимент, контрольный эксперимент. Оба эксперимента были проведены на базе МБОУ «Лицей №112» города Барнаула.

Для формирования словообразовательных навыков у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи был разработан комплекс упражнений. При подборе заданий учитывались возрастные особенности школьников с общим недоразвитием речи, а также учет уровня сформированности навыков суффиксального словообразования имен прилагательных и существительных.

Работая с школьниками, имеющими тяжелое нарушение речи, в условиях образовательного учреждения, логопед старается облегчающих процесс формирования у них навыков словообразования, создавая определенные коррекционно-педагогические условия[3].Таким средством, на наш взгляд, являются дидактические игры и упражнения, основанные на фольклорном материале.

Данный комплекс заданий составлен с учетом возрастных особенностей учеников, а также с учетом уровня сформированности навыков суффиксального словообразования существительных и прилагательных. Система заданий способствует формированию навыков словообразованию, развитию мышления, внимания, упражнения представлены в различных формах работы.

Задание 1. Закрепление формы множественного числа.

Логопед показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.Картинки: шар – шары, дом – дома, ведро – ведра, горошина-горох, жемчужина-жемчуг, соломинка-солома.

Задание2. Лови и называй.

Логопед бросает мяч ребенку, называя слово «дом»; ребенок возвращает мяч, называя слово «дома». Учить ребенка сочетать движение со словом. Логопед называет от пяти до восьми слов.

Задание3. Угадай, чьи это вещи.

Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба, и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Логопед называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет (Это платок бабушки; Это халат мамы; Это шуба девочки и т.д.).

Далее ученикам необходимо составить притяжательные прилагательные, которые будут соответствовать картинкам.

Задание 4. Угадай, чьи это хвосты.

На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой – изображения хвостов. Логопед показывает изображение хвоста и спрашивает, кому принадлежит этот хвост.

Задание5. Кто самый наблюдательный?

Дети должны называть, что они видят. На картинках нарисованы стул, дом, машина, еж, стол. Сначала ученики называют предметы, как они изображены, а потом их задача добавить суффикс ИК, чтобы наблюдаемый предмет стал маленьким.

Задание6. Упражнение в употреблении уменьшительно-ласкательных и пренебрежительно-увеличительных суффиксов соревнование двух команд: Мальчика-с-пальчика и Ивана-богатыря:

Мальчик-с-пальчик                                              Иван-богатырь

Иванушка                                                              Иван

Рубашечка                                                             Рубашища

Сапожки                                                          Сапожища

Кармашек                                                              Карманище

Ремешок                                                                  Ремнище

Топорик                                                                  Топорище

Сабелька                                                                  Саблища

Ножка                                                                       Ножища

Ручка                                                                         Ручища

Глазик                                                                        Глазище

Усики                                                                        Усищи

Голосок                                                                     Голосище

Носик                                                                        Носище

Силушка                                                                   Силища.

Задание7. Семья слов. Ученику необходимо от одного слова образовать семью слов, подобрать однокоренные слова, используя разные суффиксы.

 Волк – волки - волчок –волчище – волчица –волчонок, волчата – волчий.

Рыба – рыбы – рыбка, рыбёшка, рыбина – рыбачить –рыбий – рыбачка, рыбак, рыболов – рыбный

Задание8.  Лишнее слово. Перед учеником лежат карточки с 4 словами, задача ученика найти слово, которое лишнее в ряду, то есть не является однокоренным.

Цветок, светлый, цветут, цветной.

 Лес, лист, лесной, лесник.

Задание9. Ты и я. Работа с суффиксами, обозначающими лицо. В данном упражнении учитель выстраивает с учеником диалог:

- Ты – ловишь рыбу, значит ты – рыбак. Я ловлю рыбу, значит я – рыбачка.

Рыбак – рыбачка.

Школьник – школьница.

Горожанин – горожанка.

Спортсмен – спортсменка.

Задание 10. Назови какой дом? Работа с относительными прилагательными.

 Цель: учить образовывать прилагательное от имени существительного.

 Ход игры: педагог бросает мяч ребенку, задавая вопросы. Дом из кирпича (какой дом?) – кирпичный дом; из бетона, из пластмассы, из бумаги, из камня, из металла, изо льда, из глины, из стекла, из дерева.

Результаты обследования свидетельствуют о существенном снижении возможностей детей с ТНР в усвоении морфем как языковых знаков и в овладении операциями с ними. Поскольку дети находятся преимущественно не на словообразовательном, а на лексическом уровне, не требующем усвоения и реализации отношений производноcти, у них не возникает необходимости в усвоении морфем как языковых знаков и овладении операциями с ними.

Подобные выводы убедили в необходимости разработки специального комплекса упражнений по формированию словообразовательных навыков у детей с тяжелым нарушением речи.



Список литературы:

  1. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. – Москва: Просвещение, 1968. – 367 с.
  2. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности / А. А. Леонтьев. – Москва: Просвещение, 1965. – 214 с. 174
  3. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А.А. Леонтьев. – 4-е изд. – Москва: КомКнига, 2007. – 306 с.
  4. Осташова С.В. Игры в развитии словообразования детей с ОНР / С.В. Осташова // Логопед, 2014. — №5. — С. 87 – 93.
  5. Уварова Т.Б. Обучение словообразованию дошкольников с ОНР/ Т.Б. Уварова // Логопед, 2009. – № 5. – С. 48 – 60.
  6. Ушакова Т.Н. О причинах детского словотворчества / Т.Н. Ушакова // Вопросы психологии, 1970. – № 6. – С. 114 – 127.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: