» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Май, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (74) 2023
Автор: Павлова Анастасия Юрьевна, студентка 4 курса
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Современная реклама в разрезе соблюдения антимонопольного законодательства
Дата публикации: 11.05.2023
УДК
346.545
СОВРЕМЕННАЯ
РЕКЛАМА В РАЗРЕЗЕ СОБЛЮДЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Павлова
Анастасия Юрьевна
студентка 4 курса
научный руководитель: Захарова Александра Эдуардовна
к.ю.н., доцент кафедры предпринимательского и природоресурсного права
Оренбургский
институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования «Московский государственный юридический университет имени
О.Е.Кутафина (МГЮА)»,
г. Оренбург
Аннотация. В
данной статье рассматривается правовое регулирование рекламы, поскольку данная
сфера регулируется антимонопольным законодательством в целях развития
«здоровой» конкуренции. Также изучаются особенности современной рекламы,
которую используют компании в XXI веке. На основе
этого рассматривается проблема использования всех видов ненадлежащей рекламы
многими современными компаниями, что является недобросовестной конкуренцией.
Ключевые слова: реклама,
ненадлежащая реклама, недобросовестная конкуренция, современный мир.
В
современном мире значительное количество
нарушений законодательства о защите конкуренции совершается путем
распространения ненадлежащей рекламы.
В целом реклама – это информация, распространенная любым
способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная
неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту
рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение
на рынке [1]. А
вот ненадлежащая реклама — это реклама, не соответствующая требованиям законодательства
РФ. Сюда относится как несоответствие рекламы общим требованиям (например, ст.
5, 7 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»), так и
несоответствие рекламы специальным требованиям к рекламе товаров, услуг
определенного вида (ст. 21–30 Закона о рекламе). Ненадлежащей признается в том
числе реклама, являющаяся актом недобросовестной конкуренции (подп. 4 п. 1 ст.
5 Закона о рекламе) [1].
В соответствии со ст. 5 ФЗ № 38 Реклама
должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и
недостоверная реклама не допускаются. При этом недобросовестной признается
реклама:
1) Содержит
некорректное сравнение товара с аналогичным товаром конкурентов. Яркий пример
современности — знаменитая рекламная
война между «Бургер Кинг» и «Макдональдс». Первая компания часто размещала
рекламные плакаты рядом с баннерами второй, где было указано, что их бургеры
вкуснее или больше.
2) Порочит
деловую репутацию, честь и достоинство конкурента. Например, рекламные ролики
компаний «Дарья» и концерна «Равиоли». Первая — производитель пельменей —
выпустила ролик, где мультяшный царь отодвигал тарелку с продукцией конкурента
со словами: «От ваших равиолек дождешься желудочных колик». «Равиоли» не
остались в долгу, и выпустили ролик, где говорилось: «Дашка, брысь!»
3) Рекламирует
запрещенный товар под видом другого . Например, производитель водки «Хаски»
размещал на бутылках характерный отпечаток собачьей лапы. В дальнейшем
появились билборды с изображением собачьей упряжки и отпечатком лапы без явной
рекламы водки. По заявлению производителя, это была реклама Общества любителей
собак хаски. Однако реклама крепких алкогольных напитков в России запрещена [2].
4) Содержит
ложные данные, которые могут принести убытки конкурентам. Например, газета
«Ведомости» разместила билборд с надписью: «Коммерсанты ничего не решают, пока
не прочтут “Ведомости”». Сообщение транслирует потребителю, что конкуренты —
газета «Коммерсантъ» — зависят от их продукции.
Недостоверная
реклама содержит сведения, которые не соответствуют действительности. В законе
«О рекламе» — четкие примеры таких сведений в пункте 3 ст. 5: выдуманные
преимущества товара перед товаром конкурента; ложная информация о
происхождении, составе, дате изготовления, потребительских свойствах, сроке
годности; ложные сведения о высоком спросе на товары, «лимитированном»
количестве и ограниченных сроках покупки и другие [1].
Самым
ярким примером служат постоянные
сообщения ювелирной сети Sunlight о распродажах в связи с закрытием.
Антимонопольное ведомство провело проверку и выяснило, что известная торговая
сеть не собирается закрываться в ближайшее время. Челябинское УФАС наложило
штраф в размере 200 тысяч рублей на Sunlight за рекламу о закрытии своих
торговых точек, причем наказание стало повторным. Владельцу бизнеса — ООО
«Солнечный свет» предъявлено обвинение в распространении недостоверной
информации.
Ещё одним требованием к рекламе является этичность. Неэтичная реклама – это вид ненадлежащей рекламы,
оскорбляющей чувства части целевой аудитории, содержащей противоречащую общей
морали информацию [3].
Примером нарушения служит компания «Ливиз», производящая спиртные
напитки, создала рекламный плакат со слоганом: «На том стояла и стоять будет
земля русская». На плакате фоном изображался Санкт-Петербург, над которым
вздымались три бутылки с водкой, а рядом стояли люди со стаканами. Плакат был
признан неэтичным.
Ещё одним примером таких нарушений служит реклама процессоров компании Intel. На плакате были
изображены несколько склонившихся чернокожих мужчин, а в центре стоял белый
мужчина. Надпись гласила: «Умножай производительность компьютеров. Повышай
производительность сотрудников».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современном мире ярко
выражена недобросовестная конкуренция в виде ненадлежащей рекламы. Все
требования, установленные законодательством Российской Федерации, в отношении
рекламы в виде добросовестной, достоверной и этической информации нарушаются
современными компаниями в целях привлечения наибольшего количества
потребителей. Такое положение говорит об отсутствии страха ответственности
данными субъектами и приоритет в их деятельности - получение наибольшего дохода
от действия ненадлежащей рекламы.
Список литературы:
- Федеральный закон " О рекламе" от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006 г. - № 12 . - Ст. 1232.
- Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе».
- Янин Д. Реклама. Новые правила игры // Спрос. - 2006. - № 5.
Комментарии: