» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Май, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (74) 2023
Автор: Мынжасарова , Магистрант факультета права и социальных наук
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Сравнительный анализ казахстанского и международного опыта проведения закупок медицинских изделий
Дата публикации: 11.05.2023
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАЗАХСТАНСКОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ
ЗАКУПОК
МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ
Мынжасарова Айдана
Артыкқызы
магистрант факультета права и
социальных наук
Университета Сулеймана Демиреля, Каскелен, Казахстан
Аннотация. Данная
статья посвящена сравнительному анализу казахстанского и международного опыта
проведения закупок медицинских изделий. В частности, в данной статье
анализируется текущее состояние процессов государственных закупок медицинских
изделий, в том числе, характерные для многих зарубежных стран опыт
централизации закупок, особенности и отличия процесса проведения закупок в
отдельных зарубежных странах. А также, в статье предлагается предложения по
усовершенствования законодательства Республики Казахстан в сфере закупок медицинских
изделий, на основе положительных результатов международного опыта.
Ключевые слова: государственные закупки, закупки медицинских изделий, централизация
закупочных процессов, международный опыт в госзакупках.
Казахстан, как и многие
другие страны, сталкивается с проблемой обеспечения доступности
высококачественных медицинских изделий для своих граждан. В этом сравнительном
анализе мы рассмотрим практику закупок в Казахстане и сравним ее с лучшими
международными практиками в области закупок медицинских изделий.
Одной из важных передовых
международных практик является внедрение прозрачных и конкурентных процессов
закупок, открытых для всех квалифицированных поставщиков. Это помогает
гарантировать, что процесс закупок является справедливым и что лучшие продукты
отбираются на основе объективных критериев. В Казахстане
закупки медицинских изделий регулируются Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 07 июля 2020 года №360-VI [1] и Постановлением Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил организации и проведения закупа лекарственных
средств, медицинских изделий и специализированных лечебных продуктов в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, дополнительного объема
медицинской помощи для лиц, содержащихся в следственных изоляторах и учреждениях уголовно- исполнительной (пенитенциарной) системы,
за счет бюджетных средств и (или) в системе
обязательного социального медицинского страхования, фармацевтических
услуг и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан» от 4 июня 2021 года №375
(далее – Постановление №375) [2].
Процесс начинается с
разработки технических спецификаций и составления плана закупок. За этим
следует публикация объявления о тендере и получение заявок от потенциальных
поставщиков. Затем заявки оцениваются на основе набора критериев, включая цену,
качество и сроки доставки. Выбирается победитель, и подписывается контракт.
Закупки медицинской техники имеет свои особенности. Медицинская техника – товар со множеством
характеристик, которые для людей вне сферы медицины
сложны для понимания. Контролирующим органам бывает сложно определить минимально возможные требования, которые бы подходили
ля эксплуатации, а также оценить
качество оборудования [3, с.146].
В своих посланиях народу Казахстана и поручениях правительству Президент нашей страны неоднократно обращал внимание на
необходимость реформирования системы
закупа медицинского оборудования. В соответствии с ними, был разработан целый комплекс мер и
проведены масштабные преобразования в направлении централизации закупа медицинского оборудования на базе ТОО «СК-Фармация» и сегодня уже имеются первые
результаты данного проекта
[4].
Так, согласно пункту 154 главы 12 Постановления №375, заказчики осуществляют закуп медицинской техники,
стоимость которой не превышает 20 000 000 (двадцати миллионов) тенге на месте, посредством бумажного документооборота.
По результатам постепенного перехода
к централизации закупа
медицинской техники, согласно пункту 155 Постановления №375, медицинская техника
стоимостью свыше 20 000 000 (двадцати миллионов) тенге приобретается заказчиком через единого дистрибьютора (ТОО «СК-Фармация») путем подачи
заявки по форме, утвержденной Министерством здравоохранения Республики Казахстан. После чего на веб-портале разыгрывается тендер. По итогам тендера на основании протокола
итогов и переговоров на уменьшение цены договора, проведенного между СК-Фармацией и поставщиком, заключается договор на поставку медицинской техники
между медицинской организацией и победителем тендера [5].
Следует отметить, что
централизованные государственные закупки товаров, работ и услуг, необходимых
для поддержания и материально-технического обеспечения работы заказчиков с
долгосрочным постоянным спросом на идентичные товары, работы и услуги со
сложившимся рынком и известными уровнями цен, являются обычной практикой для
зарубежных стран. Кроме того, совместные государственные закупки, в которых
участвуют два или более заказчика, планирующих приобрести идентичные товары,
работы или услуги, могут полностью или частично передавать свои полномочия по
закупкам одному из заказчиков на основании соглашения.
Интересен в этом аспекте опыт отдельных европейских стран. В частности, в Австрии, Испании и Португалии учреждения центрального уровня
напрямую обязаны законом осуществлять закупки через централизованные закупочные организации, а для остальных
заказчиков такая процедура
не является обязательной. В Бельгии установлена такая
обязательность при превышении определенного стоимостного объема закупок, а в Германии,
где централизованные закупочные организации функционируют на уровне Министерства внутренних дел, все закупочные тендеры
федеральных министерств выше определенного порогового уровня должны проводить
исключительно через централизованные закупочные организации [6].
Следует также отметить
такую интересную особенность регулирования процедуры закупки
в Швейцарии как возможность полного
отхождения заказчика от требований законодательства в сфере закупки
в определенных случаях. В частности, установлено, что заказчик имеет право не выполнять
положения швейцарского законодательства о государственных закупках, если существует угроза причинения вреда морали, общественному порядку и безопасности, а также
если этого требует необходимость защиты здоровья и жизни граждан, фауны и флоры или нарушены права охраны
интеллектуальной собственности. Этой
оговоркой подчеркивается то, что экономика в Швейцарии является действительно социально
направленной, поскольку любые правила и условия сохраняют свою силу до тех пор,
пока не возникает реальной угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека,
ухудшения экологической ситуации и т.д. Считаем данный опыт
полезным для Республики Казахстан, поскольку может быть использован при правовом регулировании государственных закупок критически важных лекарств и медикаментов.
Несмотря
на то, что процедура открытых торгов была и остается одной из наиболее распространенных в странах
Западной Европы и США, государственные закупки не ограничиваются только этой процедурой, поскольку, кроме конкурсных, во многих странах
широко используется внеконкурсная процедура – закупки у одного
участника (Швейцария, Япония, Польша, Молдова). Эта
процедура применяется в следующих случаях:
экстремальная ситуация, наличие только одного участника, закупки
предметов, защищенных особыми правами
или патентом, закупки для исследований или разработок или если необходимо провести дополнительные закупки
у поставщика, с которым ранее уже был заключен контракт [6].
Государственные закупки
медицинских изделий в Европейском союзе (ЕС) регулируются набором директив,
известных как "Директивы о государственных закупках". Эти директивы
применяются ко всем государственным закупкам в ЕС и направлены на обеспечение
прозрачности, справедливости и конкуренции в процедурах государственных
закупок. Что касается медицинских устройств, то процесс закупок регулируется
дополнительными правилами в соответствии с Регламентом ЕС по медицинским
устройствам (MDR) и Регламентом по медицинским устройствам для диагностики In Vitro (IVDR), которые были
введены в 2017 году и вступят в полную силу в мае 2022 года. Эти правила
устанавливают строгие требования к безопасности и эксплуатационным
характеристикам медицинских изделий, а также ответственность производителей,
импортеров и дистрибьюторов.
В процессе
своего развития правовое
регулирование государственных закупок
в ЕС достигло следующих результатов: были предприняты меры, способствующие повышению
прозрачности, справедливости проведения государственных закупок, в том числе, посредством базы данных
TED (Tenders Electronic Daily), единой системы
классификации (общий словарь
для государственных контрактов CPV) и информационной системы государственных
закупок (SIMAP) [7, с.53].
В Азии и Африке системы
закупок могут быть разнообразными и могут включать как централизованные, так и
децентрализованные подходы. Кроме того, в этих регионах может быть большое
количество местных производителей медицинских изделий, что может снижать
зависимость от международных поставщиков и сокращать затраты на
транспортировку.
В настоящее время во всех государствах СНГ приняты законы о государственных закупках товаров и услуг.
Эти законы в основном основаны на модельных
положениях закона ЮНСИТРАЛ о государственных закупках. Этот закон предполагает равноправное участие
для всех субъектов хозяйствования в конкурсе
на государственные закупки. Единственной преференцией, которую предусматривают все вышеназванные законы,
является преференция для отечественного поставщика (производителя), участвующего в конкурсе, которая
соответствует положениям ЮНСИТРАЛ
и положительной международной практике [8].
В целом, проведение
закупок медицинских изделий является сложным процессом, который требует
тщательного анализа рынка, оценки качества продукции и установления партнерских
отношений с поставщиками. Каждая страна выбирает свой собственный подход в
зависимости от своих уникальных потребностей и условий.
Тем не менее,
положительные достижения международного опыта регулирования процесса
государственных закупок медицинских изделий, такие как:
- прозрачные и конкурентные процессы закупок;
- акцент на качестве и соотношении цены и качества;
- электронные системы закупок;
- социальные и экологические соображения;
- гибкие правила закупок, несомненно могут послужить ориентиром для разработки предложений по совершенствованию законодательства Республики Казахстан в области здравоохранения и государственных закупок.
Список литературы:
- Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 07 июля 2020 года №360-VI (с изменениями и дополнению по состоянию на 01.05.2023 года) // adilet.zan.kz;
- Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил организации и проведения закупа лекарственных средств, медицинских изделий и специализированных лечебных продуктов в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, дополнительного объема медицинской помощи для лиц, содержащихся в следственных изоляторах и учреждениях уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы, за счет бюджетных средств и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования, фармацевтических услуг и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан» от 4 июня 2021 года №375 (с изменениями и дополнению по состоянию на 08.09.2022 года) // adilet.zan.kz;
- Зуев А.В. Анализ системы государственных закупок на рынке медицинской техники // Творчество молодых ученых. – 2022. – 144-148 с.;
- Сведения и материалы с сайта: https://pharm.reviews/analitika/item/8219- tsentralizatsiya-i-lokalizatsiya-zakupa-meditsinskoj-tekhniki-rezultaty-i-i-iietapov;
- Сведения и материалы с сайта: https://sk-pharmacy.kz/rus/press-centr/smi_o_nas/czentralizacziya-i-lokalizacziya-zakupa-mediczinskoj-texniki-rezultatyi-i-i-ii-etapov;
- Амирова М. Правовое регулирование госзакупок // Газета Мысль. URL: https://mysl.kazgazeta.kz/news/15856 (дата: 19.10.2022);
- Постникова Е.В. Государственные закупки услуг в праве Европейского союза: Общая характеристика и ключевые понятия – 22-57 стр.;
- Руководство по принятию Типового закона ЮНСИТРАЛ «О закупках товаров (работ) и услуг» (Guide to Enactment of UNCITRAL Model Law on Procurement of Good, (Construction) and Services), [www.unciltral.org/english/texts/procurem/mlprocur.htm] 1/3/01.
Комментарии: