» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (75) 2023
Автор: Иванов Данил Андреевич, Магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Право на информацию в США
Дата публикации: 18.05.2023
Иванов
Данил Андреевич
магистрант
Волгоградский государственный университет, г. Волгоград
Аннотация. В
настоящее время особое значение для общества приобретает право на получение
информации. В каждой социальной и демократической стране имеется положение о
праве человека и гражданина на доступ к информации, США не является
исключением. В Америке имеется особенный подход к гарантиям неприкосновенности
конфиденциальной информации.
Ключевые слова:
информация, право на информацию, правительство США, права и свободы, право на
доступ к информации, неприкосновенность конфиденциальной информации.
В США действует особый Закон о
свободе информации. Данный Закон предоставляет любому лицу запрашивать доступ к
записям Исполнительной ветви власти правительства Соединенных Штатов. Основной
целью Закона о праве на информацию является расширение прав и возможностей
граждан, содействие прозрачности и подотчетности в работе правительства,
сдерживание коррупции и обеспечение того, чтобы наша демократия работала на
благо людей в реальном смысле. Информированные граждане будут лучше
подготовлены к тому, чтобы следить за необходимыми инструментами управления и
сделать правительство более подотчетным перед управляемыми.
Парламент признал, что
надлежащее и эффективное функционирование демократии требует информированности
граждан и прозрачности информации и что такая прозрачность жизненно важна для
пресечения коррупции и обеспечения подотчетности органов управления и их
инструментов перед гражданами страны. Парламент также осознавал, что
случайное и неконтролируемое раскрытие информации, вероятно, вступит в конфликт
с другими общественными интересами, включая эффективное функционирование
органов управления, оптимальное использование ограниченных финансовых ресурсов
и сохранение конфиденциальности конфиденциальной информации.[1]
Запрашиваемые записи должны
быть раскрыты, если только они не защищены одной или несколькими исключенными
категориями информации, указанными в FOIA. Документами, которые, как
правило, могут быть защищены от разглашения, являются:
Надлежащим образом засекреченные
материалы;
- ограниченные виды сугубо внутренних вопросов;
- вопросы, не подлежащие разглашению в соответствии с другими законами;
- коммерческая тайна или коммерческая, или финансовая информация, полученная от лица и являющаяся привилегированной или конфиденциальной;
- внутренние сообщения агентства, которые представляют собой совещательный процесс, предшествующий принятию решения, продукт работы адвоката или записи отношений между адвокатом и клиентом;
- информация, которая была бы явно необоснованным вторжением в личную жизнь;
- записи правоохранительных органов в той степени, в какой разглашение может нанести один из шести конкретных вредов;
- записи банковских проверок;
- а также информация о нефтяных скважинах и подобная информация.
Несмотря на вышесказанное,
Закон требует от федеральных агентств максимально полного раскрытия информации
общественности. Лицам, которым отказано в доступе к документам, доступны
административные и судебные средства правовой защиты.
Раздел
20 Закона
уполномочивает Комиссию по информации налагать штраф на сотрудника по
общественной информации, если Комиссия считает, что Сотрудник без какой-либо
разумной причины отказался получить заявку на информацию или не предоставил
запрашиваемую информацию в течение указанного срока в соответствии с разделом 7
(1), или злонамеренно отклонил запрос на информацию, или сознательно
предоставил неверную, неполную или вводящую в заблуждение информацию, или
уничтожил информацию, которая была предметом запроса, или каким-либо образом
препятствовал предоставлению информации.[2]
Тем самым, Закон о свободе
информации в США в целом предусматривает, что любое лицо имеет право запросить
доступ к записям федерального агентства или информации, за исключением случаев,
когда записи защищены от разглашения любым из девяти исключений, содержащихся в
законе, или одним из трех специальных исключений для записей правоохранительных
органов.
К девяти категориям исключений,
которые разрешают правительственным учреждениям скрывать информацию, относятся:
- секретная информация для целей национальной обороны или внешней политики
- правила и практика внутреннего персонала
- информация, на которую распространяется действие других законов
- коммерческая тайна и конфиденциальная деловая информация
- межведомственные или внутриведомственные меморандумы или письма, которые защищены юридическими привилегиями
- личный состав и медицинские файлы
- записи правоохранительных органов или информация
- информация, касающаяся банковского надзора
- геологическая и геофизическая информация.
Конгресс предоставил особую
защиту в FOIA трем узким категориям документов правоохранительных органов и
национальной безопасности. Положения, защищающие эти записи, известны как
“исключения”. Первое исключение защищает существование текущего уголовного
расследования правоохранительными органами, когда субъект расследования не
знает о том, что оно продолжается, и можно разумно ожидать, что раскрытие
информации помешает исполнительному производству.[3] Второе исключение
распространяется только на правоохранительные органы по уголовным делам и
защищает существование записей об информаторе, когда статус информатора не был
официально подтвержден. Третье исключение распространяется только на ФБР и
защищает данные иностранной разведки или контрразведки, а также данные о
международном терроризме, когда существование таких записей засекречено. Записи,
подпадающие под исключение, не подпадают под требования FOIA.
FOIA применяется только к
федеральным агентствам и не создает права доступа к документам, находящимся в
ведении Конгресса, судов или государственных или местных правительственных
учреждений.
FOIA не требует, чтобы
агентства проводили для вас исследования, отвечали на письменные вопросы или
каким-либо другим способом создавали записи (например, списки или статистику),
чтобы ответить на запрос.
Причины, по которым граждане и
общественные организации запрашивают информацию у органов государственной
власти, могут быть различными. Более того, можно утверждать, что через
реализацию права на доступ к информации граждане США могут осуществлять
контроль за деятельностью органов власти. Реализация гражданами США, а также
иностранцами, находящимися на территории США, права на доступ к информации
активноучаствовать в жизни общества, оспаривать действия и решения органов
власти.[4]
Таким образом, в США также, как
и в России, право на доступ к информации, находящейся в распоряжении
правительства, является важнейшим компонентом демократии и основополагающей
опорой открытого правительства. Доступ к информации неотъемлемо повышает
прозрачность правительства, что может позволить общественности принимать
значимое участие в принятии официальных решений и привлекать государственных субъектов
к ответственности за их решения.За последние несколько десятилетий
правительства все чаще стремились закрепить это право в своих законах в форме
законов или постановлений о праве на информацию.
Список литературы:
- Примечания к Закону США о свободе информации // Законодательство и практика средств массовой информации. Выпуск 3 (19). Март 1996. С. 12-16.
- Алисултанов, М. Ж. Международный опыт конституционно-правового регулирования доступа граждан к информации / М. Ж. Алисултанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 9 (351). — С. 87-90. — URL: https://moluch.ru/archive/351/78849/ (дата обращения: 13.04.2023).
- Косорукова Т. В. Зарубежный опыт конституционного обеспечения свободы массовой информации и права на информацию // Труды института государства и права Российской академии наук. 2013. №5. С. 32-44.
- Тазиева М.М. Анализ конституционно-правовых основ права граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти в Соединенных штатах Америки // Гуманитарные и юридические исследования. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-konstitutsionno-pravovyh-osnov-prava-grazhdan-na-dostup-k-informatsii-o-deyatelnosti-organov-gosudarstvennoy-vlasti-v-soedinennyh (дата обращения: 13.04.2023).
[1]Алисултанов, М. Ж. Международный опыт конституционно-правового регулирования доступа граждан к информации / М. Ж. Алисултанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 9 (351). — С. 87-90. — URL: https://moluch.ru/archive/351/78849/ (дата обращения: 13.04.2023).
[2]Примечания к Закону США о свободе информации // Законодательство и практика средств массовой информации. Выпуск 3 (19). Март 1996. С. 12-16.
[3] ТазиеваМ.М. Анализ конституционно-правовых основ права граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти в Соединенных штатах Америки // Гуманитарные и юридические исследования. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-konstitutsionno-pravovyh-osnov-prava-grazhdan-na-dostup-k-informatsii-o-deyatelnosti-organov-gosudarstvennoy-vlasti-v-soedinennyh (дата обращения: 13.04.2023).
[4]Косорукова Т. В. Зарубежный опыт конституционного обеспечения свободы массовой информации и права на информацию // Труды института государства и права Российской академии наук. 2013. №5. С. 32-44.
Комментарии: