» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (75) 2023
Автор: Эмиралиева Гулимдан Исмаиловна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Подготовка воспитателей к организации и руководству театрализованной деятельностью старших дошкольников
Дата публикации: 24.05.2023
УДК373.24
ПОДГОТОВКА
ВОСПИТАТЕЛЕЙ К ОРГАНИЗАЦИИ И РУКОВОДСТВУ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Бутвина Ольга Юрьевна
доцент кафедры «Дошкольного образования и педагогики»
Эмиралиева Гулимдан Исмаиловна
студент
ГБОУ ВО РК «Крымский
инженерно-педагогический университет имени Февзи
Якубова», г. Симферополь Республика Крым
Аннотация.
В
данной статье раскрываются вопросы подготовки воспитателей к организации и
руководству театрализованной деятельностью старших дошкольников. Уточнена
сущность ключевых понятий театрализованной деятельности детей дошкольного
возраста. Перечислены особенности организации и управления театрализованной
деятельностью детей старшего возраста. Выделен ряд условий благоприятных для
развития театрализованной деятельности детей 6 лет. Описана модель подготовки
воспитателей к организации и руководству театрализованной деятельностью старших
дошкольников, педагогические условия, обозначены критерии.
Ключевые
слова: театрализованная деятельность, руководство, модель,
педагогические условия, критерии, педагоги.
Современные
трансформации, происходящие в обществе и образовании, акцентируют наше внимание
на необходимость повышения качества подготовки педагогических кадров, выдвигают
новые требования к профессиональной подготовке специалистов. В этом контексте
четко обусловлена необходимость разработки и обновления фундаментальных
аспектов теории и методики профессионального образования, что подтверждается
нормативной базой Российской Федерации «Об образовании». В законе «Об
образовании» отмечается, что основной целью профессионального образования
является подготовка квалификационного специалиста, конкурентоспособного на
рынке труда, компетентного, готового к непрерывному профессиональному росту.
Театрализованная
деятельность в дошкольном возрасте является одним из самых эффективных средств
педагогического влияния на развитие личности ребенка. Одновременно, театрализованная
деятельность выступает как специфический вид детской активности, именно в ней
реализуются потребности дошкольника: в самовыражении, общении, познании себя
(Л. В. Артемова, А. М. Богуш,
В. П. Аматьева, Л. В. Куцакова, С. Н. Томчикова,
Л. С. Фумина, Р. Й. Жуковская,
Т. А. Маркова, В. И. Ядешко).
Высокая
практическая значимость театрализованной деятельности отмечается на всех этапах
развития личности, но главным образом – у детей старшего дошкольного возраста.
В этот период необходимо сформировать интерес ребенка к данному виду
деятельности как предпосылку для дальнейшего развития творчества. В связи с
этим большую значимость приобретает поиск новых подходов к организации
подготовки педагогических кадров для системы дошкольного образования.
Современное
общество и образование требует новых подходов к
подготовке педагогов дошкольных специальностей. По мнению Д. И. Фельдштейна «сегодняшний» педагог должен творчески
подходить к выбору и содержанию учебно-методической литературы, уметь искать
новые, более эффективные пути, методы и формы нравственного, эстетического,
трудового и физического воспитания. И так, проблема подготовки воспитателя
дошкольных учреждений как новой творческой личности в настоящее время
становится все более актуальным и приобретает особую значимость.
Модернизация
дошкольного образования, введение федерального государственного стандарта
высшего профессионального образования, федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования, проекта профессионального
стандарта педагога ставят задачу обновления содержания подготовки педагогов
дошкольного образования, использования современных образовательных технологий,
отвечающих потребностям современного общества, уровню культуры.
Проблемами
подготовки педагогов к работе с детьми уделяли внимание Т. И. Шамова, В. С. Елагина, С. М. Похлебаев,
А. А. Вербицкий, Е. В. Бондаревская,
С. В. Кульневич, В. А. Болотов,
В. В. Сериков, Е. В. Мигунова и другие. А также по вопросам
подготовки воспитателей к организации и руководству театрализованной
деятельностью детей старшего дошкольного возраста – Е. В. Мигунова,
Л. В. Куцакова, О. А. Куревина, Д. И. Фельдштейн
и др.
Развитие
общества, культуры и образования в XXI веке требует новых
взглядов и подходов к подготовке воспитателей. Модернизация образовательной
системы предусматривает формирование профессиональных компетенций в процессе
повышении квалификации, среди которых особого значения придают готовности к
взаимодействию с участниками образовательного процесса. Современный педагог должен
мыслить «по-новому», искать эффективные пути и методы воспитания и развития
дошкольников. Стандарт высшего профессионального образования третьего поколения
в силу своих возможностей позволяет ввести в процесс подготовки педагогов
дошкольного профиля спецкурса «Организация театрализованной деятельности в
детском саду» элементов занятий в дисциплины по выбору профессионального цикла,
задания на практику, обеспечивающих интеграцию знаний в области организации
театрализованной деятельности дошкольников.
Процесс
профессиональной подготовки воспитателей представляет собой целостную систему,
в которой все элементы обучения работают на конечную цель – формирование
личности педагога, адекватно требованиям новой социальной ситуации.
Уточнена
сущность ключевых понятий театрализованной деятельности детей дошкольного
возраста. Анализ различных подходов к характеристике театрализованной
деятельности позволил нам сформулировать рабочее определение. Театрализованная
деятельность – это один из видов художественной деятельности, связанный с
восприятием произведений театрального искусства и воспроизведением в игровой
форме приобретенных представлений, впечатлений, чувств.
Ученые
подчеркивают огромную роль театра, определяют его как средство развития
эстетического вкуса, распространение мировоззрения и речевого общения,
совершенствование психических процессов (памяти, воображения, мышления),
развития познавательных интересов. Театр дает возможность для самовыражения
личности и осознание собственного «Я», поскольку под его влиянием формируются
личностные моральные качества, преодолеваются недостатки. Театр положительно
влияет на эмоциональную сферу ребенка, аккумулирует жизненную мудрость,
оптимизм, энергию народа.
Мы
раскрыли особенности организации и управления театрализованной деятельностью
детей старшего возраста, и пришли к следующему выводу. Основная цель
педагогического руководства – будить воображение ребенка, создавать условия для
того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети.
Выделили
ряд условий благоприятных для развития театрализованной деятельности детей 6
лет. Среди которых:
1.
Воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности. Для этого
можно использовать специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра,
образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки.
2.
Заботится об оснащении театрализованных игр
3.
Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для
театрализованных игр.
Для
продуктивности нашей исследовательской работы мы разработали модель.
Целью и
результатом процесса подготовки воспитателей к организации и руководству
театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста является
формирование готовности специалиста к данной деятельности.
Для
эффективного процесса подготовка воспитателей к организации и руководству
театрализованной деятельности, по нашему мнению, возможна при учете нижеперечисленных условий:
– интеграция
образовательной среды детского сада;
–
методическое обеспечение процесса подготовки воспитателей к организации и
руководству театрализованной деятельностью детей старшего дошкольного возраста;
–
профессиональная и рефлексивная самоидентификация воспитателя.
Модель
подготовки воспитателей базируется на принципах (саморазвития личности;
сочетания индивидуальных и коллективных форм работы; продуктивности;) и
подходах (системный, компетентностный, деятельностный,
информационный).
Подготовка
воспитателей к организации и руководству театрализованной деятельности детей
старшего дошкольного возраста включает три этапа: базовый, дополнительный и
самореализации; выделяются три уровня готовности: низкий, средний, высокий.
Для
выявления уровня готовности воспитателей к организации и руководству
театрализованной деятельности старших дошкольников нами выделены следующие
критерии: мотивационно-ценностная ориентация на предстоящую деятельность;
эмоциональность; профессионально-деятельностный,
рефлексивно-творческая позиция.
Данные
выводы являются основанием для проведения педагогического эксперимента,
направленного на подтверждение выдвинутой нами гипотезы.
Список литературы:
- Боброва М.П. Дидактическая подготовка педагогических кадров дошкольных учреждений в контексте профессиональной деятельности: Дис... канд. пед. наук / М.П. Боброва.–Барнаул, 1997. – 290 с.
- Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство / Н.М. Зубарева. – М. : Просвещение, 1969. –110 с.
- Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду ст] : Учеб.пособие / Е. В. Мигунова. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.
- Основы педагогического мастерства / [под ред. И.А. Зязюна]. – М. : Высшая школа,1999. – 230 с.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э. Г. Чурилова. – М.: Владос, 2003. – 160 с.
Комментарии: