» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (75) 2023

Автор: Салмина Анастасия Дмитриевна , Студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Анализ коммуникативной методики при изучении английского язык

Статья просмотрена: 130 раз
Дата публикации: 29.05.2023

ПРИМЕНЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ МЕТОДИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ

Салмина Анастасия Дмитриевна

студент

Сиразетдинова Р.Н.

Сф УУНиТ, г. Стерлитамак

 

Аннотация. В статье произведены примеры применения коммуникативной методики при обучении английского языка младшим школьникам. Выделены методика коммуникативного подхода обучения иностранному языку, а также рассмотрена организация обучения коммуникативным методом при использовании условно-речевых упражнений.

Ключевые слова: коммуникативная методика, обучение, английский язык, обучающиеся.

 

На сегодняшний день происходят кардинальные изменения в системе иноязычного образования. Влияние оказывают технологические достижения цивилизации, социально-экономические и политические процессы в стране. Интерес к изучению английского языка повышается с каждым днем, соответственно, повышаются и требования к методам обучения. Поиск эффективных способов преподавания, отвечающих всем условиям образования, остается актуальным, так как наряду с развитием общества развивается и человечество, наука, образование.

В век информационных технологий возрастает потребность в умении использовать различные средства коммуникации, но утрачивается способность в живом общении. Это касается любого языка, как иностранного, так и родного. В связи с тем, что изучение английского языка как средства общения приобрело высокую значимость, одной из задач, стоящих перед педагогами, является повышение уровня коммуникативной компетенции обучающихся.

Необходимо научить учащихся выражать свои мысли на иностранном языке, взаимодействовать с другими участниками акта коммуникации, не испытывая при этом стеснения и неловкости, избегая языкового барьера. Данные факторы обуславливают актуальность темы [Конышева, 2020, с. 176].

В современном мире существует большое разнообразие методов, которые используют педагоги при подаче материала.

Под методами обучения понимаются способы взаимодействия педагога и обучаемого, благодаря которым достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение, развиваются способности [Конышева, 2020, с. 176].

Отличие коммуникативного метода заключается в том, что процесс занятий базируется на бытовых диалогах и обыгрывании жизненных ситуаций, что мотивирует к изучению иностранного языка.

Речевая деятельность эффективно реализуется в процессе использования коммуникативного метода обучения иностранному языку. Коммуникативный подход рассматривает перед собой цель реализовать коммуникативную компетенцию — научить воспринимать иностранный язык как средство общения.

Отличительной чертой метода является ситуативность - построение занятия и диалога полностью зависит от вопросов и ответов собеседника. В процессе занятия педагогом предлагаются различные темы для обсуждения и закрепляющие упражнения.

Рассмотрим организацию данного процесса при использовании условно-речевых упражнений, которые были разработаны и предложены Е.И. Пассовым – автором коммуникативного метода.

Отличительная черта данных упражнений – применение речевой задачи в качестве установки к упражнению.

Автором было выделено четыре вида условно-речевых упражнений:

-                имитативные, имеющие речевой образец, то есть ученик пользуется речевым клише учителя.

ПРИМЕР 1

Say that you like to do the same.

Скажите, что вы любите делать то же самое.

Teacher: I really like to go to the sea and look at the fish. And you?

Учитель: Я очень люблю ездить на море и смотреть на рыб. А ты?

Student: I also like to look at fish in the sea.

Ученик: Я тоже люблю смотреть на рыб в море.

ПРИМЕР 2

Say you'll wear the same thing.

Скажите, что вы наденете то же самое.

Teacher: When we go skiing, I will wear warm mittens. And you?

Учитель: когда мы поедем кататься на лыжах я надену теплые варежки. А ты?

Student: I'll wear mittens too.

Ученик: Я тоже надену варежки

Say you'll wear the same thing.

-     подстановочные, где учащийся осуществляет действие по подстановке лексической единицы в грамматическую структуру, также предъявляемую в реплике учителя, например,

ПРИМЕР 1

Object to me if this is incorrect.

Возразите мне, если это неверно.

Teacher: You like to read an encyclopedia.

Учитель: Ты любишь читать энциклопедию.

Student: You are wrong. I like to read interesting fairy tales.

Ученик: Вы не правы. Я люблю читать интересные сказки

ПРИМЕР 2

Object to me if this is incorrect.

Возразите мне, если это неверно.

Teacher: You haven't done a single math assignment today.

Учитель: Ты сегодня не сделал ни одного задания по математике.

Student: You are wrong. I've done all my math assignments today.

Ученик: Вы не правы. Я сегодня сделал все задания по математике

 

-                трансформационные – предполагают трансформацию реплики учителя;

ПРИМЕР 1

Say you want to do something else.

Скажите, что вы хотите сделать что-нибудь другое.

Teacher: I read a novel.

Учитель: Я прочитал роман.

Student: I'm going to read poetry.

Ученик: Я собираюсь прочитать стихи

ПРИМЕР 2

Tell me you were doing something else.

Скажите, что вы делали что-нибудь другое.

Teacher: I've been reading a lot of poetry this summer.

Учитель: Я этим летом много читал стихов.

Student: I played a lot of ball in the summer.

Ученик: Я летом много играл в мяч

 

-                собственно-репродуктивные – учащиеся самостоятельно воспроизводят лексические единицы в высказываниях.

ПРИМЕР 1

I read a very interesting book yesterday. The book tells about animals

Я прочитал вчера очень интересную книгу. Книгарассказываетоживотных

ПРИМЕР 2

I was with Grandma all day yesterday. She told me how to bake bread.

Я вчера весь день был с бабушкой. Она рассказывала, как печь хлеб

 

Было выявлено, что комплекс условно-речевых упражнений позволяет сформировать лексические навыки высокого качества.

Современный коммуникативный метод представляет собой гармоничное сочетание многих способов обучения иностранным языкам, находясь, на вершине эволюционной пирамиды различных образовательных методик.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что коммуникативный метод включает в себя прикладной аспект изучения иностранного языка. Обучающийся погружается в языковой процесс, развивая навык поддерживания разговоров, а также учится правильно и быстро излагать свои мысли. Этот метод к обучению можно назвать наиболее эффективным и актуальным, но он не универсален, следовательно, его нужно использовать в комплексе с другими методами.

Список литературы:

  1. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку: учебник. − М.: ТетраСистемс, 2020. – 176 с
  2. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку: учебник. − М., 2019. − С. 6-13.
  3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: учебник. −М.: Просвещение, 1991. − С. 223-226.
  4. Сурженко О.Ю. Коммуникативная методика против традиционного метода обучения иностранному языку [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2018. - С. 160-162.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: