» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (75) 2023

Автор: Аблязова Нигора Анваровна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Условия профессионально-педагогической подготовки педагогов к применению коммуникативно-речевых технологий развития дошкольников

Статья просмотрена: 41 раз
Дата публикации: 05.06.2023

УДК373.24

УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ПРИМЕНЕНИЮ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Рамазанова Эльмира Асановна

доцент кафедры «Дошкольного образования и педагогики»

Аблязова Нигора Анваровна

студент

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», г. Симферополь Республика Крым

 

Аннотация. В статье раскрывается проблема профессионально-педагогической подготовки педагогов к применению коммуникативно-речевых технологий развития дошкольников. Автором подчеркнута роль компетентностного подхода при подготовке педагогов в современных условиях. Охарактеризованы основные понятия темы исследования: «подготовка», «профессиональная компетентность», «профессионально-педагогическая готовность», «коммуникативно-речевая технология». Перечислены технологии, которые можно использовать в работе с детьми. Определены компоненты профессионально-педагогической подготовки педагогов к применению коммуникативно-речевых технологий развития дошкольников. Обзорно раскрыты наиболее эффективные условия профессионально-педагогической подготовки педагогов к применению коммуникативно-речевых технологий развития дошкольников.

Ключевые слова: подготовка, профессиональная компетентность, профессионально-педагогическая готовность, коммуникативно-речевая технология, речь, педагог.

 

Проблема подготовки педагогов к профессионально-педагогической деятельности привлекает внимание ученых и практиков и является достаточно разработанной в педагогической науке. Вместе с тем происходящие по сей день социокультурные и социально-экономические преобразования в нашем обществе оказали существенное влияние на проблему подготовки педагогических кадров.

Подготовка – это процесс и результат обучения, направленного на формирование способности совершать определённые действия, заниматься тем или иным видом деятельности, требующей соответствующих установок, знаний, умений и навыков [3].

Рассматривая особенности подготовки педагогов к профессионально-педагогической деятельности в современных условиях необходимо отметить, что согласно требованиям федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования по направлению  подготовки«Педагогическое образование»  строится на основе компетентностного подхода.

Сущность данного подхода заключается в том, что в центре обучения находится сам педагог и, что на основе обновленного содержания образования будет формироваться его компетентность (или  комплекс компетенций), а процесс освоения отобранного содержания будет носить деятельностный характер.

Согласно логике компетентностного подхода, результатом подготовки педагогических кадров является«профессиональная компетентность» [1]. 

Профессиональной компетентностью педагога называют «интегральную характеристику, определяющую способность (т.е. умение) решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях  профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» [7].

Под профессионально-педагогической готовностью понимаем – вооруженность человека необходимыми для успешного выполнения действий знаниями, умениями, навыками; как синтез свойств личности; как целостная динамическая система элементов. Этот синтез свойств личности включает: активное положительное отношение к деятельности, устойчивые интеллектуальные чувства, благоприятное психическое состояние, определенный фонд знаний, умений, навыков в соответствующей области, способность к конкретной деятельности [5].

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Почти 70 % времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму – четырем основным видам речевой деятельности.

Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных коммуникативно-речевых технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий, помогают нам реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития [2].

Коммуникативно-речевая технология – это специально организованный процесс устной или письменной коммуникации, направленный на достижение коммуникативного намерения участников. Человек, владеющий коммуникативной технологией четко удерживает 3 позиции: я знаю, как это делать; я умею это делать; я могу научить этому другого[4].

Коммуникативно-речевая технология (как и любая другая технология) включает цель (коммуникативное намерение), средства ее достижения (методы, приемы, алгоритмы); масштаб использования (сфера, ограничения в применении); вариативность использования (хорошая технология всегда имеет зону неопределенности, в которой проявляется индивидуальное речевое мастерство коммуникатора) и результат (воздействие, побуждение, убеждение, принятие совместного решения).

В работе с детьми по речевому развитию можно использовать следующие педагогические технологии: информационно-коммуникационные технологии; технология проектной деятельности; технология развития детского речевого творчества; (сочинение сказок); технология поисково-исследовательской деятельности; (экспериментирование) технология создания детского портфолио; технология коллекционирования и т.д. [6].

Для эффективной педагогической деятельности с позиций системного подхода определены компоненты профессионально-педагогической подготовки педагогов к применению коммуникативно-речевых технологий развития дошкольников: целевой, мотивационный, содержательный, операционный, результативный и оценочный.

Позиционирование данных компонентов обусловлено структурой личности, характером и содержанием деятельности педагогов, и представляет собой комплекс направлений (целевой), отношений (мотивационный компонент), умений (операционный), знаний как базы профессиональной деятельности (содержательный), готовность к выполнению деятельности (результативный компонент) и ее оценок (оценочный компонент).

Таким образом, необходимо отметить, что профессионально-педагогическая подготовка педагогов в ДОУ к применению коммуникативно-речевых технологий развития дошкольников обеспечивается следующими условиями:

  1. социально-организационными (наличие материально-технической базы ВУЗа и детского сада;
  2. создание и обогащение развивающей среды для работы по применению коммуникативно-речевых технологий развития дошкольников;
  3. профессиональная направленность педагога на воспитательно-образовательную работу по коммуникативно-речевому развитию речи детей дошкольного возраста;
  4. оптимизация взаимодействия специалистов дошкольного учреждения с семьей ребенка дошкольного возраста;
  5. охрана и укрепление здоровья детей дошкольного возраста), психолого-педагогическими (наличие мотивации к работе по применению коммуникативно-речевых технологий развития дошкольников;
  6. обеспечение интегративности при отборе содержания образования; побуждение педагогов к рефлексии;
  7. учет коммуникативно-речевого развития детей дошкольного возраста) и дидактическими (организационные, содержательные, деятельностные, психологические, управленческие).

 



Список литературы:

  1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): методическое пособие. Изд.3-е, стереотипное / В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. – 114 с.
  2. Взаимодействие субъектов образовательного процесса – основа социальной эффективности образования: учеб.пособие / под общей ред. И.В. Васютенковой. – СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2011.– 130 с.
  3. Гайсина Г.И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08/ Гайсина Гузель Иншарона. – Моск.пед.гос.у-т. – Москва, 2002. – 366 c.
  4. Колычева З.И. Система подготовки студентов педагогического вуза к социальному развитию школьников: дис. ... док.пед. наук:13.00.08/Колычева Зоя Иваова. – Москва, 2011. – 489 c.
  5. Митина Л.М. Психология профессионального развития/ Л.М. Митина. – СПб.: Нестор-История, 1998.– 200 с.
  6. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности. Педагогический аспект / Н.Ю. Посталюк. –Казань: Изд-во КГУ, 1989. – 204 с.
  7. Программы психолого-педагогической подготовки специалистов дошкольного образования / Сост.: Л.В. Поздняк, Т.И. Ерофеева, Н.А. Морева. – М.: Изд-во МПГУ, 1998. – 398 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: