» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (75) 2023
Автор: Фесенко Анна Александровна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации
Дата публикации: 05.06.2023
УДК373.24
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Рамазанова Эльмира Асановна
доцент кафедры «Дошкольного образования и педагогики»
Фесенко Анна Александровна
студент
ГБОУ ВО РК «Крымский
инженерно-педагогический университет имени Февзи
Якубова», г. Симферополь Республика Крым
Аннотация. В статье рассмотрены
особенности развития профессиональной компетентности педагогов дошкольной
образовательной организации, раскрыты основные понятия темы исследования: «профессиональная
компетентность», «профессиональное развитие», «методическая работа».Выделены и обоснованы организационно-педагогические условия
методического сопровождения развития профессиональной компетентности педагогов
ДОУ.
Ключевые слова: профессиональная
компетентность, профессиональное развитие, методическая работа, методическое
обеспечение, педагоги, организационно-педагогические условия.
Развивающееся современное
общество предъявляет повышенные требования к педагогу в отношении его личности,
нравственного уровня, культуры, духовных потребностей, профессиональной,
психологической и педагогической подготовки.
Современное дошкольное образование является одной из самыхразвивающихся ступеней образовательной системы. Новые нормативныетребования к определению структуры, условий реализацииобщеобразовательной программы дошкольного
образования оказываютнепосредственное влияние на
работу с педагогическими кадрами,призванными
реализовывать образовательный процесс в изменяющихсяусловиях.
Образовательные учреждения, которые обеспечивают развитие,воспитание и образование детей испытывают ряд
кадровых проблем. Вчастности, отмечается дефицит
квалифицированных кадров, слабаявосприимчивость
традиционной системы образования к внешним запросамобщества, отстающая от реальных потребностей
отрасли системапереподготовки и повышения
квалификации, которая тормозит развитиекадрового
потенциала, способного обеспечить современное содержаниеобразовательного
процесса и использование соответствующихобразовательных
технологий.
Многие исследователи (например,
А.С. Белкин, В.С. Безрукова, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер,
Н.С. Розов, Г.Н. Сериков) определяют компетентность как совокупность опыта,
теоретических знаний, практических умений и основных личностных качеств,
подготавливающих учителя к педагогической деятельности. Компетентность - это
сложное личностно-психологическое образование, возникающее в результате
интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и важных личностных
качеств учителя, необходимых для педагогической деятельности.
М.В. Кириллина трактует
компетентность как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для
выполнения педагогических задач. Другими словами, это способность осуществлять
профессиональную и инновационную деятельность на основе необходимых
профессиональных знаний и умений, составляющих основу «компетентности педагога»[1].
Таким образом, профессиональная
компетентность – это интегративный личностный ресурс,
который гарантирует успешность деятельности благодаря усвоенным и эффективным
стратегиям [2].
Профессиональная компетентность
– многогранная тема, имеющая педагогическое значение. Сущность, содержание,
структура, специфика и определение критериев и показателей развития
профессиональной компетентности характеризуются неоднозначностью трактовок и
отражают сложность и противоречивость анализируемой проблемы. Вопросы,
связанные с уточнением и разграничением понятий профессиональной
компетентности, профессиональной компетенции, профессионализма и
профессионального развития личности, остаются актуальными и сегодня. Понятие
профессиональной компетентности педагога и профессиональной компетенции – это
совокупность теоретической и практической подготовки к осуществлению
педагогической деятельности, характеризующей профессионализм человека [3].
Профессиональное развитие
педагогов дошкольного образования – это непрерывный процесс, состоящий из
подготовки перечня компетенций педагога, определения педагогической траектории
педагога дошкольного образования, методического обеспечения профессионального
развития педагога, организации профессионального обучения и оценки
эффективности реализации профессиональной компетентности в работе педагога.
Понимание процесса.
Одним из видов поддержки,
призванным помочь педагогам развивать новые педагогические идеи, готовить их к
решению актуальных образовательных проблем и совершенствовать профессиональные
навыки, является специально организованная методическая работа. Суть
методической работы как вида деятельности заключается в оказании
систематической практической помощи в качественном осуществлении
образовательных процессов. Она представляет собой систему взаимосвязанных мер,
направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального
мастерства всех учителей и педагогических работников в целом, опирающихся на
научные результаты и передовой педагогический опыт.
Уровень методической работы в
образовательном учреждении является одним из важнейших критериев оценки
деятельности учреждения. Методическая работа связывает педагогов, систему
образования, психолого-педагогическую науку и передовой педагогический опыт и
способствует формированию, развитию и реализации профессиональной культуры
педагогов, раскрытию индивидуального потенциала [5].
Управление
процессом повышения квалификации педагогов в методической системе работы
осуществляется через реализацию следующих функций управления: информация –
анализ, мотивация – цели, планирование – прогнозирование, организация –
реализация, контроль – диагностика, регулирование – коррекция.
Методическое обеспечение
деятельности педагогов рассматривается как целостная и системно организованная
деятельность, создающая необходимые условия для профессионального роста
педагогов и развития их профессионально – педагогических компетенций [4].
Стать профессионально
компетентным учителем – значит постоянно менять свою профессиональную
деятельность, выбирать и ставить собственные цели.
Результатом эффективно
организованного методического сопровождения является повышение профессиональной
компетентности учителя и улучшение качества учебного процесса.
Нами были выделены и обоснованы
следующие организационно-педагогические условия методического сопровождения
развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ:
– будет
осуществляться диагностика профессиональной компетентности педагогов.
– будет
разработана комплексная программа методического сопровождения развития
профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ с учетом
профессиональных затруднений и опыта педагогической деятельности;
– применение
активных методов в методической работе по повышению профессиональной
компетентности воспитателей ДОУ.
Список литературы:
- Кириллина, М.В. Совершенствование социально-педагогической компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе инновационной образовательной деятельности :автореф. дис. ... канд. юрид. наук:13.00.07. – Екатеринбург : ПГПУ, 2006. – 22 с.
- Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. – М. : Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – 327 с.
- Костылева, Н.Е. Психолого-педагогические условия эффективности управления развитием профессиональной компетентности учителя в процессе гуманизации и демократизации школы :дис. ... канд. пед. наук / Н.Е. Костылева. – Казань, 1997. – 252 с.
- Лосев, П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ / П.Н. Лосев. – М. :Принт, 2011. – 152 с.
- Никишина, И.В. Научно методическое обеспечение новых технологий в системе методической работы / И.В. Никишина. – Волгоград : Артик, 2009. – 178 с.
Комментарии: