» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (75) 2023

Автор: Фесенко Анна Александровна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации

Статья просмотрена: 112 раз
Дата публикации: 05.06.2023

УДК373.24

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Рамазанова Эльмира Асановна

доцент кафедры «Дошкольного образования и педагогики»

Фесенко Анна Александровна

студент

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», г. Симферополь Республика Крым

 

Аннотация. В статье рассмотрены особенности развития профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации, раскрыты основные понятия темы исследования: «профессиональная компетентность», «профессиональное развитие», «методическая работа»ыделены и обоснованы организационно-педагогические условия методического сопровождения развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиональное развитие, методическая работа, методическое обеспечение, педагоги, организационно-педагогические условия.

 

Развивающееся современное общество предъявляет повышенные требования к педагогу в отношении его личности, нравственного уровня, культуры, духовных потребностей, профессиональной, психологической и педагогической подготовки.

Современное дошкольное образование является одной из самыхразвивающихся ступеней образовательной системы. Новые нормативныетребования к определению структуры, условий реализацииобщеобразовательной программы дошкольного образования оказываютнепосредственное влияние на работу с педагогическими кадрами,призванными реализовывать образовательный процесс в изменяющихсяусловиях. Образовательные учреждения, которые обеспечивают развитиеоспитание и образование детей испытывают ряд кадровых проблем. Вчастности, отмечается дефицит квалифицированных кадров, слабаявосприимчивость традиционной системы образования к внешним запросамобщества, отстающая от реальных потребностей отрасли системапереподготовки и повышения квалификации, которая тормозит развитиекадрового потенциала, способного обеспечить современное содержаниеобразовательного процесса и использование соответствующихобразовательных технологий.

Многие исследователи (например, А.С. Белкин, В.С. Безрукова, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, Н.С. Розов, Г.Н. Сериков) определяют компетентность как совокупность опыта, теоретических знаний, практических умений и основных личностных качеств, подготавливающих учителя к педагогической деятельности. Компетентность - это сложное личностно-психологическое образование, возникающее в результате интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и важных личностных качеств учителя, необходимых для педагогической деятельности.

М.В. Кириллина трактует компетентность как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения педагогических задач. Другими словами, это способность осуществлять профессиональную и инновационную деятельность на основе необходимых профессиональных знаний и умений, составляющих основу «компетентности педагога»[1].

Таким образом, профессиональная компетентность – это интегративный личностный ресурс, который гарантирует успешность деятельности благодаря усвоенным и эффективным стратегиям [2].

Профессиональная компетентность – многогранная тема, имеющая педагогическое значение. Сущность, содержание, структура, специфика и определение критериев и показателей развития профессиональной компетентности характеризуются неоднозначностью трактовок и отражают сложность и противоречивость анализируемой проблемы. Вопросы, связанные с уточнением и разграничением понятий профессиональной компетентности, профессиональной компетенции, профессионализма и профессионального развития личности, остаются актуальными и сегодня. Понятие профессиональной компетентности педагога и профессиональной компетенции – это совокупность теоретической и практической подготовки к осуществлению педагогической деятельности, характеризующей профессионализм человека [3].

Профессиональное развитие педагогов дошкольного образования – это непрерывный процесс, состоящий из подготовки перечня компетенций педагога, определения педагогической траектории педагога дошкольного образования, методического обеспечения профессионального развития педагога, организации профессионального обучения и оценки эффективности реализации профессиональной компетентности в работе педагога. Понимание процесса.

Одним из видов поддержки, призванным помочь педагогам развивать новые педагогические идеи, готовить их к решению актуальных образовательных проблем и совершенствовать профессиональные навыки, является специально организованная методическая работа. Суть методической работы как вида деятельности заключается в оказании систематической практической помощи в качественном осуществлении образовательных процессов. Она представляет собой систему взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства всех учителей и педагогических работников в целом, опирающихся на научные результаты и передовой педагогический опыт.

Уровень методической работы в образовательном учреждении является одним из важнейших критериев оценки деятельности учреждения. Методическая работа связывает педагогов, систему образования, психолого-педагогическую науку и передовой педагогический опыт и способствует формированию, развитию и реализации профессиональной культуры педагогов, раскрытию индивидуального потенциала [5].

Управление процессом повышения квалификации педагогов в методической системе работы осуществляется через реализацию следующих функций управления: информация – анализ, мотивация – цели, планирование – прогнозирование, организация – реализация, контроль – диагностика, регулирование – коррекция.

Методическое обеспечение деятельности педагогов рассматривается как целостная и системно организованная деятельность, создающая необходимые условия для профессионального роста педагогов и развития их профессионально – педагогических компетенций [4].

Стать профессионально компетентным учителем – значит постоянно менять свою профессиональную деятельность, выбирать и ставить собственные цели.

Результатом эффективно организованного методического сопровождения является повышение профессиональной компетентности учителя и улучшение качества учебного процесса.

Нами были выделены и обоснованы следующие организационно-педагогические условия методического сопровождения развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ:

         будет осуществляться диагностика профессиональной компетентности педагогов.

         будет разработана комплексная программа методического сопровождения развития профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ с учетом профессиональных затруднений и опыта педагогической деятельности;

         применение активных методов в методической работе по повышению профессиональной компетентности воспитателей ДОУ.

Список литературы:

  1. Кириллина, М.В. Совершенствование социально-педагогической компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе инновационной образовательной деятельности :автореф. дис. ... канд. юрид. наук:13.00.07. – Екатеринбург : ПГПУ, 2006. – 22 с.
  2. Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. – М. : Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – 327 с.
  3. Костылева, Н.Е. Психолого-педагогические условия эффективности управления развитием профессиональной компетентности учителя в процессе гуманизации и демократизации школы :дис. ... канд. пед. наук / Н.Е. Костылева. – Казань, 1997. – 252 с.
  4. Лосев, П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ / П.Н. Лосев. – М. :Принт, 2011. – 152 с.
  5. Никишина, И.В. Научно методическое обеспечение новых технологий в системе методической работы / И.В. Никишина. – Волгоград : Артик, 2009. – 178 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: