» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (75) 2023

Автор: Сокнова Софья Алексеевна, студентка
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Взаимосвязь стратегий поведения в конфликтной ситуации и самооценки у юристов на стадии адепта

Статья просмотрена: 522 раз
Дата публикации: 08.06.2023

УДК 159.9

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ И САМООЦЕНКИ У ЮРИСТОВ НА СТАДИИ АДЕПТА

Сокнова Софья Алексеевна

студентка

научный руководитель: Дворцова Елена Валерьевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и общей педагогики КГПИ

Кузбасского гуманитарно-педагогического института

Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк

 

Аннотация. В данной статье представлены результаты исследования взаимосвязи стратегий поведения в конфликтной ситуации и самооценки у юристов на стадии адепта. Обоснована актуальность исследования и проанализированы основные понятия научной работы, рассмотрены теоретические подходы к исследованию стратегий поведения в конфликтных ситуациях и подходы к определению самооценки среди зарубежных и отечественных ученых.

Ключевые слова: стратегии поведения в конфликтных ситуациях, самооценка, юрист.

 

Актуальность данной темы обусловлена тем, что конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. Реалии сегодняшней жизни неизбежно влекут за собой увеличение масштаба и остроты конфликтных явлений: на макроуровне это прежде всего межнациональные и межрегиональные конфликты, на межгрупповом и межличностном уровне – целый комплекс проблем, чреватых столкновением интересов, конфронтацией и межличностными осложнениями, наконец, на внутриличностном уровне растет напряженность из-за утраты чувства безопасности, уверенности в завтрашнем дне и т. д.

Таким образом, сама реальность актуализировала конфликтную проблематику. Необходимым и особенно важным условием конструктивного преодоления конфликтов являются стратегии поведения в конфликте.

Не обходит стороной эта проблема и юристов на стадии адепта, причем учитывая специфику вузов, в частности КГПИ КемГУ, повышенная напряженность у юристов неизбежно обуславливает заметно более высокий уровень конфликтности, по сравнению со студентами других вузов. Хоть студенческий возраст и позволяет взаимодействовать в конфликтах более продуктивно, чем, например, в подростковом кризисном возрасте, часто бывает, что использования обыденных знаний недостаточно, чтобы разрешить возникший конфликт с минимальными потерями для конфликтующих сторон.

С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности, т. к. самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества. Формирование личной идентичности продолжает формироваться в годы обучения в вузе, хотя и не так бурно, как в подростковом возрасте. Она и определяет содержание самооценки, где на первый план выходит когнитивный компонент, принимающий на себя функцию регулятора эмоций. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «Я» с реальным, но в данном возрасте идеальное «Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности может вызвать внутреннюю неуверенность в себе.

Объект: учебно-профессиональная деятельность юристов на стадии адепта.

Предмет: взаимосвязь стратегий поведения в конфликтных ситуациях и самооценки у юристов на стадии адепта.

Гипотеза: существует взаимосвязь между стратегией поведения в конфликтной ситуации и самооценки у юристов на стадии адепта, а именно, чем выше самооценка, тем чаще выбираются стратегии сотрудничества, соперничества и компромисса, чем ниже самооценка, тем чаще выбираются стратегии избегание и приспособления.

Цель работы: исследование взаимосвязи стратегий поведения в конфликтных ситуациях и самооценки у юристов на стадии адепта.

В настоящее время юридическая профессия является одной из наиболее престижных и востребованных в мире. Спрос на квалифицированных юристов растет из года в год, и этот тренд сохранится и в будущем. Причиной этому является рост числа юридических вопросов, связанных с развитием экономики и общества, а также изменения в правовых нормах и регуляторных актах. Одной из перспектив юридической профессии является возможность работать в различных сферах деятельности. Юристы могут работать в государственных органах, юридических фирмах, компаниях, банках, страховых компаниях, а также в крупных корпорациях и международных организациях. Кроме того, юристы могут работать в качестве адвокатов или нотариусов, что также предоставляет им широкие возможности для профессионального роста.

Неизменно востребовано остается вопрос о роли конфликтов в основной жизнедеятельности личности, а также существующей социальной группы, организации и общества в целом.

В период существования общества параллельно с ним существует такое явление, как конфликт, что подразумевает по собой столкновение сторон.  Изначально любой возникший конфликт считался только как социальный конфликт. Таким образом можно было дать объяснение нарастающему количеству войн, с целью разграбления, а также периодически появляющиеся столкновений на социально-экономической почве. Это, в значительной степени заставило ученых-конфликтлогов искать первопричины, а также искать меры по скорейшему разрешению данного явления. Рассмотрим определение конфликта социолога Л. Козера. Он пишет о том, что «борьбу за ценности и претензии на определенный статус, силу и ресурсы, в которой цели противника заключаются в нейтрализации, повреждении или устранении противника» [14].

Стратегия поведения в конфликте – это ориентация человека по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. В конфликтной ситуации человек выбирает ту или иную стратегию поведения. Выбор может быть сознательным, но зачастую, он бывает неосознанным и носит спонтанный характер в силу эмоционального напряжения.

Выделяют пять основных стратегий поведения в конфликте: соперничество, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество:

  • соперничество (противодействие), т.е. стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другим людям;
  • сотрудничество, когда участники конфликта приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон;
  • избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденций к достижению собственных целей;
  • приспособление, означающее уступчивость в противовес сотрудничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
  • компромисс, реализующийся в частном достижении целей партнеров ради условного равенства.

Для определения стиля поведения в конфликте используются различные методики и тесты. Одним из наиболее популярных способов, является тест Томаса – Килманна, разработанный американскими психологами К. Томасом и Р. Килманном в 1974 году, предназначен для определения предпочитаемого стиля управления конфликтом и измерения выраженности пяти основных типов стиля поведения в межличностном конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. Данный тест наиболее точно может определить ведущую стратегию поведения в конфликте.

В самых общих чертах отметим, что термин «самооценка» в психологической литературе понимается как сложная система, определяющая характер самоотношения индивида и включающая общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. «Самооценка может быть разного уровня осознанности» [11, с. 343]. В современной психологической науке существует ряд теоретических подходов, связанных с проблемой самооценки, с природой ее формирования и развития.

Отечественная наука в контексте фундаментальных положений теории Л. С. Выготского рассматривает самооценку как компонент самосознания личности в концепции деятельности и общения: «Все процессы самосознания носят опосредованный характер, поскольку они развиваются в деятельности человека и его общении с другими людьми» [11, с. 174].

С. Л. Рубинштейн добавляет, что самооценка выражает фундаментальные свойства личности и наряду с другими факторами отражает ее направленность и активность [12].

Таким образом самооценка формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта.

Для исследования были определены методики для исследования:

  1. Тест описания стратегий поведения в конфликте К. Томаса (в адаптации Н. В. Гришиной).
  2. Методика «Вербальная диагностика самооценки личности» Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов.
  3. Тест-опросник «Определение уровня самооценки» С. В. Ковалёв.

Результаты исследования по тесту К. Томаса по определению стиля поведения в конфликтных ситуациях у юристов на стадии адепта представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Результаты исследования по тесту К. Томаса по определению стиля поведения в конфликтных ситуациях у юристов на стадии адепта

 

Из результатов видно, что у юристов на стадии адепта преобладают различные стили поведения. Наиболее часто встречается смешанная стратегия поведения. Учитывая тот факт, что юрист на стадии адепта еще не полностью состоялся как личность, можно сделать допущение, что и стратегия поведения в конфликтных ситуациях также еще не сформировалась. Далее мы видим, что часто применяется стратегия – компромисс.

Компромисс – характерны сниженный самоконтроль поведения, недостаточное развитие волевых качеств. В сложных ситуациях может теряться и действовать хаотично; испытывает трудности с организацией своего времени, планированием порядка своих действий: их оценки неустойчивы, поступки непоследовательны. Таким образом, предпочтение компромиссного способа разрешения конфликта обусловливают такие эмоционально-волевые особенности личности, как слабая внутренняя (собственная) и внешняя (социальная) регуляция поведения. Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради другого. Данный стиль поведение указывает на отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Наличие противоположных тенденций в поведении, говорит о том, что юристы на стадии адепта, скорее всего, не владеют адекватными способами поведения и не умеют выражать собственные чувства, что и приводит к возникновению конфликтов, а глубокого отрицательного отношения к окружающему миру у них нет. Сотрудничество – данный способ поведения связан с такими личностными характеристиками, как низкая ориентированность на собственные интересы, упорство в достижении цели, повышенное чувство справедливости в сочетании с убежденностью в собственной правоте, непосредственность и прямолинейность в высказываниях. Выбор поведения «сотрудничества» объясняется не столько наличием высокой личной доброжелательности по отношению к окружающим, сколько стремлением поддержать, иногда вопреки собственным интересам, высокий социальный престиж, следуя существующим социальным стандартам поведения. Вытесненная агрессивность, негативное отношение к критике маскируется демонстрированием сотрудничества и конвенциональности. В ситуации конфликта данные лица хорошо контролируют свои эмоции и поведение. Избегание – характерно отсутствие стремления к лидерству и независимости, недостаточное упорство и настойчивость в достижении цели, невысокая поведенческая активность в группе. Внешнее поведение определяется не столько собственным мнением, сколько ситуацией (обстоятельствами). Такие люди очень осторожны и корректны, но держат себя всегда отстраненно, в контактах с людьми проявляют расчетливость и эмоциональную сдержанность, нежелание участвовать в спорах и дискуссиях. Соперничество – характерны такие личностные особенности, как доминантность, дистантность, решительность в поступках, независимость, склонность к конфликтным проявлениям, эгоистичность, завышенный уровень притязаний и самооценки, чувство соперничества (соревновательности), проявляющееся в стремлении занять обособленную позицию в группе. Мнение окружающих воспринимается критически, собственное же воспринимается как единственно верное и категорически отстаивается. Высокая экстрапунитивность личности может сочетаться с акцентированным чувством ответственности и организованности. Точность и аккуратность в делах и поступках, следование правилам, граничащие с педантизмом, могут служить причиной завышенных требований к окружающим.

Подведем итоги по тесту К. Томаса по определению стиля поведения в конфликтных ситуациях у юристов на стадии адепта:

  • большинство юристов на стадии адепта выбирают стратегию «сотрудничество» в качестве стратегии для разрешения конфликтных ситуаций;
  • самыми популярными стратегиями для решения конфликтных ситуаций для юристов на стадии адепта является «сотрудничество» (22 %) и «компромисс» (22 %), что является показателем того, что у юристов на стадии адепта преобладает дружественная атмосфера.

Далее представим результаты по самооценки у юристов на стадии адепта.

Результаты исследования по методике «Вербальная диагностика самооценки личности» Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов у юристов на стадии адепта представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Результаты исследования по методике «Вербальная диагностика самооценки личности» Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов у юристов на стадии адепта

Детальный анализ данных юристов на стадии адепта показал следующие результаты по определению уровня самооценки:

         высокий уровень определен у 15%;

         средний уровень – 45%;

         низкий уровень – у 40%.

Результаты диагностики подтвердили, что для юристов на стадии адепта – характерно преобладание средней самооценки. Адекватную и среднюю самооценку можно воспринимать как одну и ту же. Подразумевается, что у юристов на стадии адепта нет проблем с восприятием себя и своих возможностей. Человек обладает объективным мышлением, анализированием собственных ошибок, прекрасным чувством юмора и нормальным восприятием критики в отношении себя. Хорошо понимает собственное место в кругу людей и не позволит никому сесть себе на шею. Считается, что средний уровень является идеальным.

Для диагностики уровня самооценки был применен тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В. Ковалев. По результатам методики был сделан вывод об уровне самооценки испытуемых, данные отображены на рисунке 3.

Рисунок 3 – Результаты исследования по тесту-опроснику «Определение уровня самооценки» С. В. Ковалев у юристов на стадии адепта

По результатам диагностики по тесту-опроснику «Определение уровня самооценки» С. В. Ковалев у юристов на стадии адепта сделаны следующие выводы: у 42% юристов на стадии адепта преобладает высокий уровень самооценки, при котором человек, как правило, не отягощен сомнениями, адекватно реагирует на замечания других и трезво оценивает свои действия, у 34% адекватный уровень (средний уровень), люди с таким уровнем самооценки время от времени ощущает необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивает себя и свои способности без достаточных на то оснований, у 24% низкий, при котором человек нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается подстроиться под мнение других людей, сильно страдает от избыточной застенчивости.

Для корреляционной статистики был отобран коэффициент линейной корреляции Пирсона.

Стратегия «Избегание» имеет отрицательные корреляционные связи с: «Самооценкой по С.В. Коволеву» (r=-381, при r£0,05) и «Самооценкой по Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов» (r=-383, при r£0,05). Полученные результаты свидетельствует о том, что, чем меньше уровень самооценки у юристов на стадии адепта, тем больше они прибегают к стратегии «Избегание» в конфликтных ситуациях.

Рисунок 4 – Корреляционная плеяда взаимосвязей

 

Стратегия «Соперничество» имеет положительную корреляционную связь с: «Самооценкой по С.В. Коволеву» (r=0,381, при r£0,05). Полученные результаты свидетельствует о том, что, чем выше уровень самооценки у юристов на стадии адепта, тем больше они прибегают к стратегии «Соперничества» в конфликтных ситуациях.

Исследования взаимосвязи между самооценкой, стилями поведения личности в конфликтной ситуации показали, что такая связь достоверно существует на статистически значимом уровне. Чем выше общая самооценка индивида, тем больше проявляется его склонность к такой стратегии поведения в конфликте как «соперничество», чем ниже самооценка, тем чаще используется стратегия «избегание». Поведение человека в конфликте обусловлено внутренними психологическими факторами, и, в частности, его самооценкой. Поэтому формирование адекватной самооценки, повышение ее, если она занижена, и наоборот, возвращение в русло адекватного самооценивания, если самооценка чрезмерно завышена, будет способствовать построению более продуктивных межличностных контактов.

Таким образом цель нашего исследования достигнута.

Гипотеза нашего исследования частично подтвердилась, а именно – существует взаимосвязь между стратегией поведения в конфликтной ситуации и самооценки у юристов на стадии адепта, а именно, чем выше самооценка, тем чаще выбираются стратегии сотрудничества, соперничества и компромисса, чем ниже самооценка, тем чаще выбираются стратегии избегание и приспособления.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более детальном изучении причин конфликтных ситуаций у юристов на стадии адепта.

Список литературы:

  1. Аванесян, М. О. Самоизменения личности: Проблемы, модели, исследования: коллективная монография / Н.В. Гришина, В.Р. Манукян, И.Р. Муртазина, М.О. Аванесян; под ред. Н.В. Гришиной. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2021. – ISBN 978-5-288-06176-9. – 348 с. – Текст: непосредственный.
  2. Акишева, А. К., Методы разрешения конфликтных ситуаций среди учащихся / А. Т. Кашенова. – Текст: непосредственный // Наука и реальность/Science&Reality. – 2021. – №. 2 (6). – С. 224-227.
  3. Акулич, М. М. Противоречия и конфликты современного российского образования / М. М. Акулич. – Текст: непосредственный // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2018. – №. 1. – С. 83-89.
  4. Базелюк, В. В. Факторный анализ причин конфликтов в процессе физического воспитания молодежи / Е. В. Романов, А. В. Романова. – Текст: непосредственный // Теория и практика физической культуры. – 2019. – №. 1. – С. 29-31.
  5. Балыкина, Т. В. Медиация в контексте формирования готовности будущего педагога к урегулированию межличностных конфликтов / Н. М. Новичкова. – Текст: непосредственный // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – №. 6 (73). – С. 111-118.
  6. Баннова, М. А. Управление конфликтами / М. А. Баннова. – Текст: непосредственный // Мировая наука. – 2019. – № 3 (24). – С. 99-101.
  7. Беляева, В. С. Конфликты между учениками в общеобразовательном учреждении и пути их разрешения / В. С. Беляева. – Текст: непосредственный // Бюллетень науки и практики. – 2018. – Т. 4. – №. 8. – С. 183-189.
  8. Боглаева, Л. В. Формирование новых подходов к разрешению школьных конфликтов: медиация / Л. В. Боглаева. – Текст: непосредственный // Развитие человека в современном мире. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2018. – С. 19-26.
  9. Будякова, Л. В. Управление конфликтными ситуациями / Л. В. Будякова. – Текст: непосредственный // Инновационные процессы в современном образовании: практики, технологии, решения. – 2021. – С. 146-149.
  10. Валиуллова, А. А. Управление конфликтами в современных российских организациях / А. А. Валиуллова. – Текст: непосредственный // Научный журнал. – 2018. – № 3 (26). – С. 112-117.
  11. Вартанова, И. И. Проявление когнитивно-эмоционального конфликта в видеодиалоге и самоотношение / И. И. Вартанова. – Текст: непосредственный // Ананьевские чтения-2021. – 2021. – С. 658-659.
  12. Гапсаламов, А. Р., Колесникова А. Д. Профилактика конфликтов между учащимися в образовательной организации / А. Р. Гапсаламов. – Текст: непосредственный // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. – 2021. – С. 140-143.
  13. Гридчин, А. А. Актуальные проблемы управления конфликтными ситуациями / Е. Н. Цыганкова. – Текст: непосредственный // Теория и практика общественного развития. – 2018. – №. 3. – С. 163-169.
  14. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – Текст: непосредственный. – СПб.: Питер, 2019. – С. 575-580.
  15. Деккушева, А. Д. Факторы конфликта и их характеристика / А. Д. Декушева / А. Д. Деккушева. – Текст: непосредственный // Научные проблемы гуманитарных исследований, – 2019. – № 3. – С. 217-223.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: