» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 (77) 2023

Автор: Евсикова Елена Ивановна, заместитель директора по дошкольной работе
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Технология группового сопровождения семей с детьми-инвалидами

Статья просмотрена: 46 раз
Дата публикации: 11.08.2023

УДК 376

ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ

С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ

Евсикова Елена Ивановна

заместитель директора по дошкольной работе

МБОУ «Центр образования №36», г. Тула

 

Аннотация. Проблема социализации детей с ОВЗ остается актуальной на протяжении многих лет. Специалистами в области педагогики и психологии внедряются новые формы работы с данной категорией детей и семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.

Ключевые слова: семья, дети, социализация, коррекция, сопровождение

 

Приоритетным направлением работы является сопровождение семьи с ребенком с ОВЗ раннего возраста. Для детей проводятся групповые коррекционно-развивающие занятия, а также в работу включается семья, например, посредством организации выставки детско-родительского творчества.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рекомендаций, т.к. семьи различны по интеллектуальному уровню, нравственному облику, педагогической подготовленности. Успех работы определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Цель сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, это помочь родителям уменьшить остроту проблем, способствовать социализации семьи ребенка-инвалида в обществе.

Для достижения тесного взаимодействия с родителями широко применяются такие формы работы как:

  • родительские собрания,
  • родительские школы, университеты,
  • семинары-практикумы, практические занятия,
  • консультации, беседы-разъяснения,
  • тематические выставки литературы, папки-передвижки,
  • круглые столы, «мозговые штурмы»,
  • досуги, праздники.

Цель сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ – привлечение родителей к коррекционно-абилитационному и воспитательному процессу. Исходя из цели сопровождения, можно выделить ряд задач:

  • обучение родителей коррекционно-развивающему взаимодействию с ребенком;
  • формирование эффективной родительской позиции;
  • оказание своевременной психологической и информационной помощи семьям, воспитывающим ребенка-инвалида;
  • формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка на основе его компенсаторных возможностей;
  • формирование позитивного образа ребенка, его будущего через изменение уровня родительских притязаний.

Большое значение в организации работы по социальной интеграции детей-инвалидов в семье и обществе, уделяется организации праздников и культурно-досуговых мероприятий.

Участие в празднично - досуговых мероприятиях не только помогает создать праздничное и радостное настроение у участников, но и способствует активизации их внутренних ресурсов. Социокультурная программа является психологическим тренингом - коммуникационным, эмоциональным, мотивационным, телесным. Участие в подобных программах станет для детей с ограниченными возможностями ещё одним шагом на пути к адаптации, принятии самого себя и трудностей мира, в котором они живут и действуют.

Программа групповой работы может включать различные приемы современной практической психологии: тренинги с элементами креативной терапии, с элементами телесно ориентированной терапии, методов «песочной терапии», тренинги ситуаций с использованием приемов психодрама, гештальт-терапии.

Групповая работа проходит несколько этапов. Цель первого этапа группового процесса - установление доверительных отношений. Самым сложным процессом должно быть снятие тревоги и страха отвержения. Специальные упражнения помогут родителям осознавать чувство одиночества.

Для полного раскрытия самосознания участку необходима поддержка всей группы. Эту поддержку вначале организует психолог, а затем, группа обеспечивает своего участника положительный обратной связью. Родители, находящиеся в стадии «хронической печали» в стремлении выразить поддержку другому члену группы очень часто отражают свое эмоциональное состояние, а именно - неуверенность, тревогу.

На следующем этапе работы можно переходить к формированию у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, адекватного представления об общественных процессах и месте «особых» детей в структуре общества. Важно снять комплекс вины и неполноценности с члена группы и его семьи. «Осознание этого помогает родителям по-новому смотреть на свою жизнь и жизнь своих «особых» детей». Семейные ситуации перестают восприниматься ими как безысходные. Это в свою очередь предупреждает возможность ситуации, психологического отвержения больного ребенка и позволяет матери, наконец, ощутить так необходимые ей радости материнства. Семья начинает понимать, что больной ребенок, как это ни специально организованные группы пап и дедушек помогут не только им, но и всей семье в целом. И ребенку в свою очередь было бы хорошо знать о тех чувствах, которые переполняют души родителей. Прежде всего открытое обсуждение проблем способствует укреплению уровня доверия между членами семьи.

Участие родителей в группах встреч поощряет их к раскрытию самих себя. Самораскрытие - трудный, длительный процесс, особенно для такой «закрытой» категории родителей. Но родители, воспитывающие «особых» детей, объединены одной общей ситуацией, поэтому психологу в процессе необходимо стремиться к формированию таких взаимоотношений между членами группы, которые способствовали бы взаимопониманию. Родителям. Постоянно находящимся в депрессии, очень трудно выразить свои чувства и мысли. Осознать собственные чувства поможет готовность члена группы пережить радость общения с такими же людьми.

Результатами сопровождения может являться осознание роли семьи и ее влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ, создание условий для обеспечения психологической безопасности семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями, повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с ОВЗ, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе.

Таким образом, в результате тесного взаимодействия всех участников коррекционно-развивающего процесса образуется единый воспитательный «треугольник». Основанием для оценки эффективности этого взаимодействия являются обученность и воспитанность ребенка, его способность к вхождению в социальную среду.



Список литературы:

  1. Выродова, И.А. Организация ранней помощи в Центре игровой поддержки ребенка // Дефектология. 2013 -№2 - 50-58 с.
  2. Закрепина, А. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 4. - С. 94 -101.
  3. Павлова, Н. Н. Повышение педагогической компетентности родителей, воспитывающих ребенка раннего возраста с органическим поражением ЦНС развития: // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 3. - С. 42 - 47.
  4. Половинкина, О. Б. Педагогическая поддержка семьи в процессе комплексной реабилитации ребенка с органическим поражением центральной нервной системы в условиях стационара // Дефектология - 2005 - №1 - С. 15 - 20.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: