» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 (77) 2023

Автор: Сергеев Владислав Дмитриевич, Студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Анализ ценностей современной молодёжи и старшего поколения

Статья просмотрена: 295 раз
Дата публикации: 11.08.2023

АНАЛИЗ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ И СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Сергеев Владислав Дмитриевич

студент

научный руководитель: Алонцева Александра Ивановна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровский государственный университет,

г. Новокузнецк РФ

 

Аннотация.

Актуальность:

Молодёжь всегда занимала особое место в социальной структуре общества. Каждый представитель данной социальной структуры имеет свои взгляды, подходы, ценностные ориентации, мнение, любит выражать, защищать и отстаивать свои идеалы. От того, какую жизненную позицию выберет молодое поколение, каких взглядов и ценностей они будут придерживаться, от того будет зависеть их будущее.

Ценности, которые принимает и придерживается человек, из них складываются приоритеты. Всё будет зависеть от самого человека, и от того, какими будут эти приоритеты. Из-за того, что молодое поколение недостаточно опытное, недостаточно подготовленное к жизни, они часто сталкиваются с трудностями, такими, как неспособность активно отстаивать свою жизненную позицию и ценности.

Жизненные ценности очень важны, так как они формируют наше поведение, решения, и нас самих. Не всякий человек сможет ответить, что для него есть ценности. В жизни каждого есть свои ценности, которых человек придерживается, следует, на которые опирается, иногда даже неосознанно. Важно найти и определить для себя жизненные ценности, так как от них зависит многое в жизни человека.

 Цель:

Определить какие жизненные ценности являются ведущими у молодёжи и старшего поколения. Раскрыть сущность и особенности ценностей старшего поколения. Узнать представления современной молодежи о жизненных ценностях и ориентирах.

Методы:

Теоретический анализ литературы, психодиагностическое тестирование, метод математико-статистической обработки данных (t - критерий Стьюдента).

Методики:

  1. Анкета исследования ценностных ориентаций (Л. Н. Мурзич, А. В. Тарасова);
  2. «Ценностные ориентации» (О. И. Моткова, Т. А. Огнева);
  3. Тест исследования реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова).

Задачи:

  1. Проанализировать литературу отечественных и зарубежных авторов по проблеме ценностей старшего поколения и ценностных ориентаций современной молодёжи;
  2. Изучить понятия «жизненные ценности» и «ценностные ориентации» и их особенности;
  3. Изучить влияние ценностей на молодое поколение, как молодое поколение выбирает эти ценности;
  4. Определить выборку исследования;
  5. Определить методы и методики исследования;
  6. Провести эмпирическое исследование анализа ценностей современной молодёжи и старшего поколения;
  7. Провести сравнительный анализ полученных данных ценностей современной молодёжи и старшего поколения.

Ключевые слова: Жизненные ценности, ценностные ориентации.

 

Введение:

На формирование жизненных ориентиров оказывают влияние определённый интеллектуальный уровень развития личности и сила воли. Формирование ориентиров в значительной мере обусловлено индивидуальным опытом жизни человека и определяется теми жизненными отношениями, в которых он находится. Для каждого из нас жизненные ценности являются основополагающим ориентиром и мотивирующим фактором к достижению поставленных целей.

Современная молодёжь России проходит своё становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда у молодого поколения появляется растерянность и пессимизм, неверие в будущее. Растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность.

До сих пор существуют и признаются такие вечные ценности как: любовь к людям, вера, семья, трудолюбие, любовь к искусству, добро, справедливость, милосердие, уважение к старшим. Но им в последнее время противопоставляется любовь к комфорту, материальное богатство, эгоизм, стремление к власти. И вследствие возникновения этого противостояния у молодого человека возникает проблема выбора собственных жизненных принципов и приоритетов. Формируется новое представление и отношение к истинным ценностям.

Общество, среда обитания с их стихийными, хаотичными, неписанными требованиями и принципами изменяют, часто просто уродуют взгляды ещё не до конца сформировавшейся личности. Ценности современной молодёжи в России находятся в состоянии диссонанса. Молодые люди на первое место ставят материальное благополучие и независимость, но, несмотря на это актуальны такие вечные ценности, как вера, семья, любовь. Молодёжи сегодня следует стремиться к укреплению вечных, истинных ценностей.

Исследование проводилось по следующим этапам:

  1. Постановка проблемы. На данном этапе осуществляется выбор темы исследования, обосновывается её актуальность. Определены объект и предмет исследования. Сформулированы цель, задачи, гипотеза. Осуществлён подбор научной литературы по выбранной теме.
  2. Анализ теоретического материала по теме исследования. Сформулированы основные идеи теоретического раздела, уточнены основные понятия и определения.
  3. Выбор методов и методик исследования, описание этапов исследования. В процессе данного этапа были подобраны методы и методики, составлены этапы исследования, охарактеризована выборка исследования.
  4. Проведение психодиагностического тестирования. На данном этапе собираются необходимые данные для дальнейшего эмпирического исследования.
  5. Осуществление математико-статистической обработки данных (t - критерий Стьюдента). С помощью данного метода была обеспечена объективная интерпретация полученных в ходе исследования данных, была установлена зависимость между изучаемыми явлениями.
  6. Заключительный этап исследования: формулировка выводов и заключения исследования.

Для достижения целей нашего исследования мы составили выборку из 20 респондентов. 10 респондентов являются учениками 11 класса Лицея №35, и 10 респондентов являются сотрудниками МКП предприятия «Дороги Новокузнецка».

Для получения информации о ценностных ориентациях современной молодёжи использовался опросник Л. Н. Мурзич, А. В. Тарасова «Исследование ценностных ориентаций».

Полученные эмпирические данные, свидетельствуют о том, что в исследуемой группе для большинства молодёжи (учеников) характерно преобладание материальных ценностей, что составляет 62,5%. Предположительно, показатели, полученные в ходе анализа данных опросника, свидетельствуют о том, что данная часть исследуемой группы учеников (молодёжи) в большей степени выбирают материальные ценности, чем ученики (молодёжь) со средними показателями духовных ценностей, составившими 25%. Низкие показатели социальных ценностей по результатам анализа опросника составили 12,5%.

В рамках исследования анализа ценностей современной молодёжи в данной работе также была проведена диагностика ценностных ориентаций личности у молодёжи, степень её значимости и осуществления в жизнь - «Ценностные ориентации» (О. И. Моткова, Т. А. Огнева). Согласно предложенной автором интерпретации данной методики, к ведущим ценностям следует относить те, которые набирают наибольшее количество баллов как по шкале «Значимость», так и по шкале «Осуществление».

Анализ материалов исследования, свидетельствует о том, что ценности по шкале «значимость» в большей мере преобладают над шкалой «осуществление». Интерпретация данной методики позволяет рассмотреть соотношение показателей отдельных ценностных ориентаций. Так, для большинства молодёжи те или иные ценности важны для нормальной жизнедеятельности, но не каждый готов прикладывать усилия для их осуществления.

В рамках исследования анализа ценностей старшего поколения проводилась диагностика направленная на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности. Выявление показателей осуществлялось на основе методики С. С. Бубнова «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности».

Полученные эмпирические данные свидетельствуют о том, что в исследуемой группе сотрудников МКП «Дороги Новокузнецка» преобладают такие ценности как приятное времяпрепровождение или отдых, а также здоровье и любовь, что составляет 47%. Предположительно, показатели, полученные в ходе анализа данных опросника, обусловлены удовлетворением личных потребностей старшего поколения.

Выявленная средняя степень показателей ценностных ориентаций личности в исследуемой группе сотрудников МКП «Дороги Новокузнецка», говорит о том, что такие ценности как высокое материально благосостояние, высокий социальный статус, не являются лидирующими, но при этом занимают не самое последнее место в списке ценностей молодёжи, что составило 34,2%.

Низкая степень показателей таких ценностей как признание и уважение людей, социальная активность, свидетельствуют о том, что данные ценности в большей степени не признаются старшим поколением. Что вероятно, обусловлено личным опытом старшего поколения, составляет 18,8%.

При проведении анализа был использован параметрический метод t - критерий Стьюдента. Результаты корреляционного анализа представлены в таблице:

 

Показатель

t кр. (урнач. при p≤0,05)

t эмп.

Вывод

1

Ценности современной молодёжи

 

0,226

 

4,45

Существует значимое различие

2

Ценности старшего поколения

 

0,226

 

7,13

 

По результатам анализа данных по методике «Анкета исследования ценностных ориентаций» Л. Н. Мурзич, А. В. Тарасова и опроснику «Ценностные ориентации» О. И. Моткова, Т. А. Огнева, было зафиксировано значимое различие между ценностями, которые преобладают у старшего поколения, и ценностями, которые преобладают у современной молодёжи.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует значимое различие между ценностями, которые преобладают у старшего поколения, и ценностями, которые преобладают у современной молодёжи.



Список литературы:

  1. Бубнова, С. С. Ценностные ориентации личности в условиях социально-культурной трансформации / С. С. Бубнова. - Самара: Изд. Самарского университета, 1999. - 124 с.; - ISBN: 5-956806-54-0. – Текст: непосредственный.
  2. Гаврилюк, В. В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) / В. В. Гаврилюк, Н. А. Трикоз – СПб.: Питер, 2000. – 62 с. – ISBN 5-93485-032-8. – Текст: непосредственный.
  3. Сурикова, Я. А. Взаимосвязь ценностных ориентаций и значимых событий в построении субъективной картины жизненного пути личности / Я. А. Сурикова. - Текст: непосредственный // Культурно-историческая психология. - 2010. Том 2. № 1. С. 47–54.
  4. Рикель, А. М. Социально-психологическая Модель ценностей различных поколений современного российского общества / А. М. Рикель, С. В. Доренская. - СПб.: Питер, 2017. - 37 с. – ISBN 5-4126-0417-4. – Текст: непосредственный.
  5. Гарванова, М. З. Исследование ценностей в современной психологии / М. З. Гарванова, И. Г. Гарванов. - Казань: Бук, 2014. - 5-20 с. – ISBN 5-9016-4227-8. – Текст: непосредственный.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: