» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 2017
Автор: Васильева Ксения Викторовна, магистрант 3 курса
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Организационно-педагогические условия управления развитием культуры взаимоотношений в педагогическом коллективе дошкольной образовательной организации
УДК
005.5
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ КУЛЬТУРЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
КОЛЛЕКТИВЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗООВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИАЗЦИИ
Васильева
Ксения Викторовна
магистрант
Арзамасский филиал
Нижегородского государственного университета
имени Н. И. Лобачевского, г. Арзамас
Аннотация. В
статье рассматриваются результаты внедрения программы
совершенствования культуры взаимоотношений в педагогическом коллективе
ДОО. Раскрывается значение организационно-педагогических условий. Выделяются
организационно-педагогические условия управления развитием культуры
взаимоотношений в педагогическом коллективе ДОО.
Ключевые
слова: организационно-педагогические условия, культура
взаимоотношений, руководитель.
Коллектив педагогов дошкольной
образовательной организации является сложной социальной системой взаимодействия
людей со своими интересами, чертами характера и темпераментом.
Благоприятный социально-психологический климат
является основой эффективной деятельности педагогов дошкольной образовательной
организации и повышения их творческой активности. Социально-психологический
климат оказывает существенное влияние на успешность деятельности всех
педагогов, и, без сомнений, влияет на воспитание и развитие детей дошкольного
возраста, качество воспитательно-образовательного процесса.
На руководителя образовательной
организации возлагается ответственность за состояние эмоциональной атмосферы в
педагогическом коллективе, где существенное значение имеет стиль управления
руководителя. Успешность управления дошкольной образовательной организацией
зависит от факта присутствия у руководителя собственной концепции,
индивидуально стиля деятельности в управлении и профессионального мышления.
Актуальность всестороннего и
глубокого исследования административных
возможностей и выявление эффективности деятельности руководителя дошкольной
образовательной организации в области управления развитием культуры
взаимоотношений, предоставила нам возможность выявить проблему исследования, которая определяется поиском и повышением
эффективности организационно-педагогических условий управления развитием
культуры взаимоотношений в педагогическом коллективе дошкольной образовательной
организации.
Цель исследования нашего исследования
состоит в том, чтобы выявить способы повышения организационно-педагогических
условий управления развитием культуры взаимоотношений в педагогическом
коллективе.
Обновленное российское общество
предъявляет к деятельности педагога новые требования, касающиеся сферы
личности, в частности личностных характеристик. Все более пристальное внимание
уделяется уровню общей, профессиональной
и коммуникативной культуры педагога, способствующая расширению пределов его
нормативной деятельности, обеспечивающий возможность создания и передачи
ценностей, реализовывать воспитание и развитие детей, осуществлять формирование
социальной и гражданской позиции. Особую значимость имеет культура
взаимоотношений в педагогическом коллективе, которая отражается не только на
психологическом комфорте в коллективе, но и на процессе воспитания и обучения
детей, а также при конструктивном взаимодействии педагогов в коллективе.
Культура взаимоотношений,
обладающая признаками общей культуры личности, также есть явление внутренней
культуры личности педагога, оказывающая значительное влияние на результаты
педагогической деятельности. Влияние здоровых взаимоотношений распространяется
и на личность самих участников педагогического коллектива и на развитие
профессионально значимых качеств.
Культура взаимоотношений – это
совокупность интеллектуальных, духовных и эмоциональных качеств личности,
которые являются необходимым условием успешного взаимодействия и контроля
поведения, основываясь на нравственных нормах и правилах общения [5].
Вопросами формирования культуры
взаимоотношений в педагогическом коллективе занимались такие ученые как Л.Г. Бузунова, И.И. Диденко, К.Э. Казарьянц,
К.А. Кисин, Н.Ю. Попикова,
М.В. Тарасов и др.
Взаимоотношения между членами
коллектива – это явление динамичное, определенное внешними и внутренними
факторами. Главным проявлением положительных взаимоотношений в педагогическом
коллективе является формирование модели поведения и деятельности педагога,
обусловленных возникающими ситуациями внутри коллектива. Взаимоотношения также
можно определить как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми,
проявляющиеся объективно в способах и характере взаимовлияний, которые люди
оказывают друг на друга в совместной деятельности и общении [7].
В любом коллективе важна
культура взаимоотношений. Определяя культуру взаимоотношений, необходимо
опираться на то, что человек становиться личностью в процессе освоения
социального и культурного опыта общества. Роль культуры в процессе становления
личности каждого человека огромна. Именно культура, в сравнении с генетическими
механизмами наследования, является средством социального усвоения информации,
накопленного обществом исторического опыта человечества.
Для культуры взаимоотношений в
педагогическом коллективе ценностный характер имеют гуманистические ценности.
Также культура взаимоотношений рассматривается как синтез общего развития и
профессионально-педагогических качеств, психолого-педагогических убеждений и
мастерства, системы всесторонних отношений и педагогической этики,
поведенческий стиль и стиль профессиональной деятельности.
Основные принципы культуры
взаимоотношений в педагогическом коллективе приобретаются в процессе
профессиональной подготовки в высшем учебном заведении, которые
трансформируются в профессиональные убеждения по мере приобщения к деятельности
педагога, тем самым они позволяют будущему педагогу осознать важность профессии
[2].
Успешность управления развитием
культуры взаимоотношений в педагогическом коллективе зависит от
организационно-педагогических условий.
Организационно-педагогические
условия – это совокупность внутренних особенностей образовательной деятельности
и внешних причин осуществления функций управления, которые обеспечивают
соблюдение полноты и целостности образовательного процесса, а также его
эффективности и целенаправленности [3].
С точки зрения автора Е.И.
Козыревой организационно-педагогические условия представляют совокупность
объективных возможностей, помогающих успешно решить поставленные задачи [4].
А.В. Сверчков в своей статье
говорит о том, что организационно-педагогические условия являются важным
основанием для связи процессов деятельности по управлению процессом
формирования профессионально-педагогической
культуры личности [6].
На основе наших исследований
нами были выделены следующие организационно-педагогические условия управления
развитием культуры взаимоотношений в педагогическом коллективе:
·
реализация руководителем в своей деятельности
функций управления,
·
использование различных подходов (системный, ситуационный, личностно-ориентированный,
демократический) в управленческой деятельности,
·
использование стилей управления в идеальном
балансе,
·
грамотное выстраивание системы взаимоотношений
старшего воспитателя и руководителя,
·
рациональная организация и управление
методической работой коллектива педагогов, поддержка положительных неформальных
взаимоотношений.
На основе анализа
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования нами была
организована опытно-экспериментальная работа по изучению уровня развития
культуры взаимоотношений в педагогическом коллективе. Площадкой для проведения
исследования является муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №25» города Арзамаса. Практическая работа проводилась среди
сотрудников педагогического коллектива МБДОУ «Детский сад №25» в количестве 12
человек. Все опрашиваемые женского пола, возраст от 24 до 60 лет.
1 этап: выявление исходного
уровня развития культуры взаимоотношений в педагогическом коллективе ДОО и определение
организационно-педагогических условий управления развитием культуры
взаимоотношений.
2 этап: реализация программы
управления развитием культуры взаимоотношений в педагогическом коллективе.
3 этап: анализ эффективности
результатов исследования.
Целью констатирующего этапа
эксперимента является изучение уровня развития культуры взаимоотношений в
педагогическом коллективе, а также создание точного портрета коллектива
педагогов для эффективной работы с ним.
Содержание данного этапа
исследования включало в себя проведение
анализа годового плана, протоколов педагогических советов, программы развития
ДОО, четырех методик: «Определение индекса групповой сплоченности» Х. Сишора, «Диагностика
межличностных отношений» (автор А.А.Рукавишников), «Диагностика
психологического климата в малой производственной группе» (В.В. Шпалинский, Э.Г. Шелест), тест «Ваш стиль общения».
Проанализировав
задачи, поставленные перед организацией, и формы методической работы,
используемые в ДОО, мы пришли к выводу, что необходимо расширить деятельность и
участие педагогов в реализации поставленных задач, путем приобщения их к
различным видам деятельности в методической работе: мозговой штурм, круглый
стол, тренинг, научно-практические конференции, методическая декада, дискуссия,
профессиональные выставки, ярмарка методических идей и т.д.
Проанализировав протоколы
педагогических советов, приняв во внимание формы и методы работы педагогическим
коллективом, мы пришли к выводу о необходимости включения в педагогические
советы разнообразия формы работы педагогов как друг с другом при подготовке к
ним, так и в индивидуальном выступлении каждого. Необходимо предложить активные
формы работы с коллективом, для эффективности взаимодействия как на уровне
развития культуры взаимоотношений, так и для результативности методической
работы педагогов.
При анализе полученных
результатов проведенный методик на констатирующем этапе исследования, мы пришли к
выводу, что коллектив педагогов из 12 человек имеет уровень сформированности
культуры взаимоотношений выше среднего. Из этого вытекает следующий вывод: с
целью дальнейшего совершенствования культуры взаимоотношений в педагогическом
коллективе МБДОУ «Детский сад №25» необходима программа развития культуры
взаимоотношений в педагогическом коллективе.
При работе по разработке
программы мы опирались на следующие методологические подходы: личностно-ориентированный,
оптимизационный, коммуникативно-диалогический, системный.
Для продолжения
совершенствования культуры взаимоотношений в педагогическом коллективе нами
была намечена программа деятельности руководителя по повышению уровня культуры
взаимоотношений в педагогическом коллективе. Ее цель – формирование культуры
взаимоотношений в педагогическом коллективе посредством активных методов
обучения.
Также были определены задачи:
·
продолжать создавать условия для дальнейшего
совершенствования культуры взаимоотношений педагогического коллектива;
·
продолжать совершенствовать управленческую
компетенцию руководителя образовательной организации;
·
овладевать основами анализа собственного
поведения и поведения коллег;
·
сформировать навыки правильных взаимоотношений через
коллективную деятельность;
·
развивать навыки работы в группе, в команде, в
коллективе.
Для реализации программы
предложены такие формы реализации: тренинг, деловая игра, беседа, консультация,
круглый стол, психологическое занятие.
Основной этап, сроки его
реализации приходится на 2016-2017 учебный год. В Плане работы МБДОУ д/с № 25
на 2016-2017 учебный год, для успешной реализации программы деятельности
руководителя, также указаны основные направления методической работы
педагогического коллектива: работа творческой мастерской воспитателей ДОО,
педагогические советы, консультации, семинары-практикумы, подготовка и
проведение праздников в ДОО, мастер-классы. Методическая работа также влияет на
совершенствование культуры взаимоотношений в педагогическом коллективе. При
грамотном и успешном проведении методической работы, педагоги применяют и
совершенствуют свои навыки успешного взаимодействия и общения с коллегами, они
учатся устанавливать необходимые связи
как формального, так и неформального типа, строить их в независимости от
личностных факторов.
Также
для совершенствования культуры взаимоотношений предложены следующие формы:
вводная беседа «Зачем мы здесь собрались?», консультация с элементами тренинга
«Педагогическая этика во взаимодействии с коллегами», тренинг «Толерантность
для нас», Консультация «Речевой этикет», тренинг «Холст для счастья», круглый
стол «Война и мир», тренинг «Мы – команда!», психологическое занятие «Помощь
друг другу», деловая игра «Педагог или актер» Кригер А.В., деловая игра «Тимбилдинг».
Выявление эффективности
программы и организационно-педагогических условий управления развитием культуры
взаимоотношений в педагогическом коллективе на этапе контрольного эксперимента осуществлялась
нами с помощью методик: «Определение индекса групповой сплоченности» Х. Сишора, «Диагностика
межличностных отношений» (автор А.А.Рукавишников), «Диагностика
психологического климата в малой производственной группе» (В.В. Шпалинский, Э.Г. Шелест), тест «Ваш стиль общения».
Полученные результаты на контрольном
этапе эксперимента говорят о том, что педагогический коллектив настроен
положительно, нет негативной реакции. В отношениях между педагогами
доброжелательная отношения, радость за успехи, большая часть педагогов
удовлетворена работой в коллективе.
Снизилось количество педагогов,
которые считают отношения между сотрудниками прохладными, коллеги
доброжелательны и в полной мере удовлетворены коллективной работой, а это
значит, что психологический климат в коллективе улучшился, взаимодействие
коллег осуществляется преимущественно на высоком уровне, наблюдается наличие благоприятной атмосферы в
коллективе. Руководитель воспринимается
педагогами как наставник, опытный и знающий коллега.
Таким образом, мы можем
говорить об эффективности созданных организационно-педагогических условий и
реализации программы управления развитием культуры взаимоотношений педагогов в
коллективе МБДОУ«Детского сада №25».
Список литературы:
- Белая К.Ю. Материалы курса «Дошкольное образовательное учреждение – управление по результатам»: лекции 1-4. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2006. – 64 с.
- Гулиев М.А. Социология и психология управления: учеб. пособие для студентов вузов. – Ростов-на-дону: Феникс, 2006. – 410 с.
- Демидова Г.А. Организационно-педагогические условия формирования лидерского потенциала менеджера социально-трудовой сферы в рефлексивной среде дополнительного профессионального образования // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXI междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.
- Козырева Е. И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры // Методология и методика естественных наук: сб. науч. тр. Вып. 4. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. 24 с.
- Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — М.: Большая рос. энцикл., 2002. — 528 с.
- Сверчков А. В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов // Молодой ученый. 2009. №4. С. 279-282.
- Троян, А.Н. Управление дошкольным образовательным учреждением: Учеб. Пособие / А.Н. Троян. - Магнитогорск: МаГУ, 2001. - 123 с.
- Шамова, Т. И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [текст]/Т. И Шамова, П. И Третьяков, Н. П. Капустин; Под ред. Т. И Шамовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 320 с.
Комментарии: