Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 2017

Автор: Васильева Ксения Викторовна, магистрант 3 курса
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Организационно-педагогические условия управления развитием культуры взаимоотношений в педагогическом коллективе дошкольной образовательной организации

УДК 005.5

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ КУЛЬТУРЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗООВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИАЗЦИИ

Васильева Ксения Викторовна

магистрант

Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета

имени Н. И. Лобачевского, г. Арзамас

 

Аннотация. В статье рассматриваются результаты внедрения программы совершенствования культуры взаимоотношений в педагогическом коллективе ДОО. Раскрывается значение организационно-педагогических условий. Выделяются организационно-педагогические условия управления развитием культуры взаимоотношений в педагогическом коллективе ДОО.

Ключевые слова: организационно-педагогические условия, культура взаимоотношений, руководитель.

 

Коллектив педагогов дошкольной образовательной организации является сложной социальной системой взаимодействия людей со своими интересами, чертами характера и темпераментом.

 Благоприятный социально-психологический климат является основой эффективной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации и повышения их творческой активности. Социально-психологический климат оказывает существенное влияние на успешность деятельности всех педагогов, и, без сомнений, влияет на воспитание и развитие детей дошкольного возраста, качество воспитательно-образовательного процесса.

На руководителя образовательной организации возлагается ответственность за состояние эмоциональной атмосферы в педагогическом коллективе, где существенное значение имеет стиль управления руководителя. Успешность управления дошкольной образовательной организацией зависит от факта присутствия у руководителя собственной концепции, индивидуально стиля деятельности в управлении и профессионального мышления.

Актуальность всестороннего и глубокого  исследования административных возможностей и выявление эффективности деятельности руководителя дошкольной образовательной организации в области управления развитием культуры взаимоотношений, предоставила нам возможность выявить проблему исследования, которая определяется поиском и повышением эффективности организационно-педагогических условий управления развитием культуры взаимоотношений в педагогическом коллективе дошкольной образовательной организации.

Цель исследования нашего исследования состоит в том, чтобы выявить способы повышения организационно-педагогических условий управления развитием культуры взаимоотношений в педагогическом коллективе.

Обновленное российское общество предъявляет к деятельности педагога новые требования, касающиеся сферы личности, в частности личностных характеристик. Все более пристальное внимание уделяется  уровню общей, профессиональной и коммуникативной культуры педагога, способствующая расширению пределов его нормативной деятельности, обеспечивающий возможность создания и передачи ценностей, реализовывать воспитание и развитие детей, осуществлять формирование социальной и гражданской позиции. Особую значимость имеет культура взаимоотношений в педагогическом коллективе, которая отражается не только на психологическом комфорте в коллективе, но и на процессе воспитания и обучения детей, а также при конструктивном взаимодействии педагогов в коллективе.

Культура взаимоотношений, обладающая признаками общей культуры личности, также есть явление внутренней культуры личности педагога, оказывающая значительное влияние на результаты педагогической деятельности. Влияние здоровых взаимоотношений распространяется и на личность самих участников педагогического коллектива и на развитие профессионально значимых качеств.

Культура взаимоотношений – это совокупность интеллектуальных, духовных и эмоциональных качеств личности, которые являются необходимым условием успешного взаимодействия и контроля поведения, основываясь на нравственных нормах и правилах общения [5].

Вопросами формирования культуры взаимоотношений в педагогическом коллективе занимались такие ученые как Л.Г. Бузунова, И.И. Диденко, К.Э. Казарьянц, К.А. Кисин, Н.Ю. Попикова, М.В. Тарасов и др.

Взаимоотношения между членами коллектива – это явление динамичное, определенное внешними и внутренними факторами. Главным проявлением положительных взаимоотношений в педагогическом коллективе является формирование модели поведения и деятельности педагога, обусловленных возникающими ситуациями внутри коллектива. Взаимоотношения также можно определить как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся объективно в способах и характере взаимовлияний, которые люди оказывают друг на друга в совместной деятельности и общении [7].

В любом коллективе важна культура взаимоотношений. Определяя культуру взаимоотношений, необходимо опираться на то, что человек становиться личностью в процессе освоения социального и культурного опыта общества. Роль культуры в процессе становления личности каждого человека огромна. Именно культура, в сравнении с генетическими механизмами наследования, является средством социального усвоения информации, накопленного обществом исторического опыта человечества.

Для культуры взаимоотношений в педагогическом коллективе ценностный характер имеют гуманистические ценности. Также культура взаимоотношений рассматривается как синтез общего развития и профессионально-педагогических качеств, психолого-педагогических убеждений и мастерства, системы всесторонних отношений и педагогической этики, поведенческий стиль и стиль профессиональной деятельности.

Основные принципы культуры взаимоотношений в педагогическом коллективе приобретаются в процессе профессиональной подготовки в высшем учебном заведении, которые трансформируются в профессиональные убеждения по мере приобщения к деятельности педагога, тем самым они позволяют будущему педагогу осознать важность профессии [2].

Успешность управления развитием культуры взаимоотношений в педагогическом коллективе зависит от организационно-педагогических условий.

Организационно-педагогические условия – это совокупность внутренних особенностей образовательной деятельности и внешних причин осуществления функций управления, которые обеспечивают соблюдение полноты и целостности образовательного процесса, а также его эффективности и целенаправленности [3].

С точки зрения автора Е.И. Козыревой организационно-педагогические условия представляют совокупность объективных возможностей, помогающих успешно решить поставленные задачи [4].

А.В. Сверчков в своей статье говорит о том, что организационно-педагогические условия являются важным основанием для связи процессов деятельности по управлению процессом формирования профессионально-педагогической  культуры личности [6].

На основе наших исследований нами были выделены следующие организационно-педагогические условия управления развитием культуры взаимоотношений в педагогическом коллективе:

·                    реализация руководителем в своей деятельности функций управления,

·                    использование различных подходов (системный, ситуационный, личностно-ориентированный, демократический) в управленческой деятельности,

·                    использование стилей управления в идеальном балансе,

·                    грамотное выстраивание системы взаимоотношений старшего воспитателя и руководителя,

·                    рациональная организация и управление методической работой коллектива педагогов, поддержка положительных неформальных взаимоотношений.

На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования нами была организована опытно-экспериментальная работа по изучению уровня развития культуры взаимоотношений в педагогическом коллективе. Площадкой для проведения исследования является муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25» города Арзамаса. Практическая работа проводилась среди сотрудников педагогического коллектива МБДОУ «Детский сад №25» в количестве 12 человек. Все опрашиваемые женского пола, возраст от 24 до 60 лет.

1 этап: выявление исходного уровня развития культуры взаимоотношений в  педагогическом коллективе ДОО и определение организационно-педагогических условий управления развитием культуры взаимоотношений.

2 этап: реализация программы управления развитием культуры взаимоотношений в педагогическом коллективе.

3 этап: анализ эффективности результатов исследования.

Целью констатирующего этапа эксперимента является изучение уровня развития культуры взаимоотношений в педагогическом коллективе, а также создание точного портрета коллектива педагогов для эффективной работы с ним.

Содержание данного этапа исследования  включало в себя проведение анализа годового плана, протоколов педагогических советов, программы развития ДОО, четырех методик: «Определение индекса групповой сплоченности» Х. Сишора,  «Диагностика межличностных отношений» (автор А.А.Рукавишников), «Диагностика психологического климата в малой производственной группе» (В.В. Шпалинский, Э.Г. Шелест), тест «Ваш стиль общения».

Проанализировав задачи, поставленные перед организацией, и формы методической работы, используемые в ДОО, мы пришли к выводу, что необходимо расширить деятельность и участие педагогов в реализации поставленных задач, путем приобщения их к различным видам деятельности в методической работе: мозговой штурм, круглый стол, тренинг, научно-практические конференции, методическая декада, дискуссия, профессиональные выставки, ярмарка методических идей и т.д.

Проанализировав протоколы педагогических советов, приняв во внимание формы и методы работы педагогическим коллективом, мы пришли к выводу о необходимости включения в педагогические советы разнообразия формы работы педагогов как друг с другом при подготовке к ним, так и в индивидуальном выступлении каждого. Необходимо предложить активные формы работы с коллективом, для эффективности взаимодействия как на уровне развития культуры взаимоотношений, так и для результативности методической работы педагогов.

При анализе полученных результатов проведенный методик на констатирующем этапе исследования, мы пришли к выводу, что коллектив педагогов из 12 человек имеет уровень сформированности культуры взаимоотношений выше среднего. Из этого вытекает следующий вывод: с целью дальнейшего совершенствования культуры взаимоотношений в педагогическом коллективе МБДОУ «Детский сад №25» необходима программа развития культуры взаимоотношений в педагогическом коллективе.

При работе по разработке программы мы опирались на следующие методологические подходы: личностно-ориентированный, оптимизационный, коммуникативно-диалогический, системный.

Для продолжения совершенствования культуры взаимоотношений в педагогическом коллективе нами была намечена программа деятельности руководителя по повышению уровня культуры взаимоотношений в педагогическом коллективе. Ее цель – формирование культуры взаимоотношений в педагогическом коллективе посредством активных методов обучения.

Также были определены задачи:

·                    продолжать создавать условия для дальнейшего совершенствования культуры взаимоотношений педагогического коллектива;

·                    продолжать совершенствовать управленческую компетенцию руководителя образовательной организации;

·                    овладевать основами анализа собственного поведения и поведения коллег;

·                    сформировать навыки правильных взаимоотношений через коллективную деятельность;

·                    развивать навыки работы в группе, в команде, в коллективе.

Для реализации программы предложены такие формы реализации: тренинг, деловая игра, беседа, консультация, круглый стол, психологическое занятие.

Основной этап, сроки его реализации приходится на 2016-2017 учебный год. В Плане работы МБДОУ д/с № 25 на 2016-2017 учебный год, для успешной реализации программы деятельности руководителя, также указаны основные направления методической работы педагогического коллектива: работа творческой мастерской воспитателей ДОО, педагогические советы, консультации, семинары-практикумы, подготовка и проведение праздников в ДОО, мастер-классы. Методическая работа также влияет на совершенствование культуры взаимоотношений в педагогическом коллективе. При грамотном и успешном проведении методической работы, педагоги применяют и совершенствуют свои навыки успешного взаимодействия и общения с коллегами, они учатся устанавливать необходимые связи  как формального, так и неформального типа, строить их в независимости от личностных факторов.

Также для совершенствования культуры взаимоотношений предложены следующие формы: вводная беседа «Зачем мы здесь собрались?», консультация с элементами тренинга «Педагогическая этика во взаимодействии с коллегами», тренинг «Толерантность для нас», Консультация «Речевой этикет», тренинг «Холст для счастья», круглый стол «Война и мир», тренинг «Мы – команда!», психологическое занятие «Помощь друг другу», деловая игра «Педагог или актер» Кригер А.В., деловая игра «Тимбилдинг».

Выявление эффективности программы и организационно-педагогических условий управления развитием культуры взаимоотношений в педагогическом коллективе на этапе контрольного эксперимента осуществлялась нами с помощью методик: «Определение индекса групповой сплоченности» Х. Сишора,  «Диагностика межличностных отношений» (автор А.А.Рукавишников), «Диагностика психологического климата в малой производственной группе» (В.В. Шпалинский, Э.Г. Шелест), тест «Ваш стиль общения».

Полученные результаты на контрольном этапе эксперимента говорят о том, что педагогический коллектив настроен положительно, нет негативной реакции. В отношениях между педагогами доброжелательная отношения, радость за успехи, большая часть педагогов удовлетворена работой в коллективе.

Снизилось количество педагогов, которые считают отношения между сотрудниками прохладными, коллеги доброжелательны и в полной мере удовлетворены коллективной работой, а это значит, что психологический климат в коллективе улучшился, взаимодействие коллег осуществляется преимущественно на высоком уровне,  наблюдается наличие благоприятной атмосферы в коллективе. Руководитель воспринимается  педагогами как наставник, опытный и знающий коллега.

Таким образом, мы можем говорить об эффективности созданных организационно-педагогических условий и реализации программы управления развитием культуры взаимоотношений педагогов в коллективе МБДОУ«Детского сада №25».

Список литературы:

  1. Белая К.Ю. Материалы курса «Дошкольное образовательное учреждение – управление по результатам»: лекции 1-4. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2006. – 64 с.
  2. Гулиев М.А. Социология и психология управления: учеб. пособие для студентов вузов. – Ростов-на-дону: Феникс, 2006. – 410 с.
  3. Демидова Г.А. Организационно-педагогические условия формирования лидерского потенциала менеджера социально-трудовой сферы в рефлексивной среде дополнительного профессионального образования // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXI междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.
  4. Козырева Е. И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры // Методология и методика естественных наук: сб. науч. тр. Вып. 4. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. 24 с.
  5. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — М.: Большая рос. энцикл., 2002. — 528 с.
  6. Сверчков А. В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов // Молодой ученый. 2009. №4. С. 279-282.
  7. Троян, А.Н. Управление дошкольным образовательным учреждением: Учеб. Пособие / А.Н. Троян. - Магнитогорск: МаГУ, 2001. - 123 с.
  8. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [текст]/Т. И Шамова, П. И Третьяков, Н. П. Капустин; Под ред. Т. И Шамовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 320 с.