» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (79) 2023

Автор: Долинная Анастасия Ивановна, педагог-психолог
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Развитие схемы тела, как части пространственных представлений у детей с ДЦП

Статья просмотрена: 106 раз
Дата публикации: 22.09.2023

РАЗВИТИЕ СХЕМЫ ТЕЛА, КАК ЧАСТИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ДЦП

Глазунова Елена Николаевна

педагог-психолог

Долинная Анастасия Ивановна

педагог-психолог

Кацарская Ольга Викторовна

педагог-психолог

ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями имени В.З. Гетманского», Белгородская область, посёлок городского типа Октябрьский

 

Аннотация. В статье представлены особенности развития схемы тела, как части пространственных представлений у детей с ДЦП

Ключевые слова: пространственные представления, схема телаейротренажер, межполушарное взаимодействие, развитие, дошкольный возраст, высших психических функций, нарушение двигательной сферы, психолого-педагогическое сопровождение.

 

Изучение схемы тела, особенностей ее формирования в процессе онтогенеза в норме и при патологии (в частности при детском церебральном параличе) представляет собой важную и сложную задачу. Схема тела выполняет незаменимую роль в процессах поддержания и регулирования позы, организации движений, развития пространственных представлений у ребенка.

Полноценное и правильное формирование схемы тела в онтогенезе детерминируется рядом факторов, в частности характером перцептивного и моторного развития ребенка. Патология двигательной функциональной системы у детей с церебральным параличом является одним из важнейших факторов, замедляющих и искажающих их психическое развитие. ДЦП, будучи тяжелой патологией со сложной картиной церебральных расстройств, требует разработки специальных реабилитационных программ с участием специалистов разного профиля.

Исходя из современных представлений о системе организации психического развития, выделяются два базовых компонента нейропсихологического развития – произвольность регуляции психической активности и овладение системой пространственных представлений. Актуальность темы развития схемы тела обусловлена ее базисным значением в процессе развития пространственных представлений ребенка.

Схема тела – это конструируемая мозгом модель тела, отражающая его структурную организацию и представленная в соответствующих сенсорно-моторных зонах коры головного мозга. Схема тела обеспечивает регуляцию положения частей тела, контроль и коррекцию двигательного акта в зависимости от внешних условий в реальном мысленно-образном пространстве. Физиологическую основу схемы тела составляет функциональная система нейронов коры головного мозга, интегрирующая поток чувствительных импульсов от собственного тела и его частей.

Необходимость формирования схемы тела связана со спецификой сенсомоторной системы. Большинство рецепторов расположено на подвижных звеньях тела. Для того, чтобы воспользоваться информацией, собранной в их собственных локальных системах координат, её необходимо преобразовать в единую систему координат.

Базисом в формировании схемы собственного тела, артикуляции, тонких предметных движений выступает теменная область. Она обеспечивает работу кожно-кинестетического анализатора, который связан с разными видами кожной чувствительности, осязанием и мышечно-суставным чувством. Соответственно, формирование схемы тела связано с закладкой определенных мозговых структур, в особенности, в области постцентральных областей теменной доли, верхне-теменные и нижне-теменные отделов правого полушария.

Нарушения состояния центральной нервной системы, вызванные изменением гомеостаза или органическим поражением ее отдельных структур, приводят к искажению формирования внутренней модели тела. Типичным примером недостаточности сформированности пространственных, пространственно-временных и квазипространственных представлений является психическое и физическое развитие детей с ДЦП.

Для детей с ДЦП характерна недостаточность формирования представлений о ведущей руке. Представление о частях тела и лица происходит значительно позже, чем у здоровых сверстников, выявляются затруднения при дифференциации правой и левой стороны своего тела и на других людях. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, между, вверху, внизу) усваиваются только в ходе специального обучения. Пространственная удалённость определяется детьми с трудом.

У значительной части детей с ДЦП нарушен целостный образ предметов. Часто отмечаются оптико-пространственные нарушения.

Развитие схемы тела и пространственных представлений, является составной частью в работе по формированию знаний и навыков в различных видах деятельности, выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с детьми в нашем реабилитационном центре, а особенно с детьми с двигательными нарушениями. Своевременная психологическая помощь психолога, позволяют в дальнейшем решить проблемы по познанию окружающего мира, проблемы, возникающие в обучении и в быту.

В ходе формирования пространственных представлений нами начинаетсяработа в первую очередь с развития базового уровня пространственных представлений – схемы тела, обучая детей ориентироваться в схеме собственного тела.

Разработанная система заданий с использованием специализированных игр позволяет выявить скрытые способности ребенка и расширить границы потенциальных возможностей мозга.

Предложенные на занятии упражнения больше похожи на веселую игру, которые значительно усиливают эффект, чем традиционные задания.

В наших занятиях привычные задания по развитию пространственных представлений представлены с двигательными нейропсихологическими упражнениями. Это позволяет активизировать головной мозг и делает его работу слаженной и более эффективной.

Предлагаем вам индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для ребенка старшего дошкольного возраста с ДЦП.

Структура занятия

1.               Организационный момент.

2.               Дыхательное упражнения.

3.               Глазодвигательное упражнения.

4.               Растяжка.

5.               Двигательная разминка.

6.               Упражнения направленные на развитие схемы тела (система координат тела).

7.               Нейротренажер(Муха) – упражнениянаправленные развития системы координат на листе.

8.               Функциональное упражнение, упражнение для релаксацию (снятие напряжения).

9.               Рефлексия. Подведение итогов занятия.

Конспект занятия

1.  Организационный момент. Установление положительной мотивации на занятия.

2. Дыхательное упражнения.Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма. И.п. - сидя на полу. Вдох. Ребенку предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох. Ребенку предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом "пьют" воздух.

3. Глазодвигательное упражнение. И.п. - сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причем удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т.д. В начале освоения этих упражнений ребенок должен следить за предметом, перемещаемым взрослым, а затем передвигать его самостоятельно, держа сначала в правой, потом в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит "соскальзывание" взгляда, следует уделить дополнительное внимание, "прорисовывая" их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.

4. Растяжка "Половинка".Цель: оптимизация тонуса мышц. И.п. - сидя на полу. Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение и расслабление по осям: верх-низ (напряжение верхней половины тела, напряжение нижней половины тела), левостороннее и правостороннее (напряжение правой и затем левой половин тела), напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги.

5. Упражнения двигательного репертуара «Лодочка». И. п. - Ребенок лежит на животе. Упор делается на корпус. Руки и ноги вытянуты. Он их медленно поднимает, немного прогибается в спине и качается назад – вперед. Можно делать это частями: взрослый хлопает в ладоши – ребенок поднял руки и удержал на 3-5 секунд (опустил), затем команда – поднялись ноги и удерживаются несколько секунд (опустил). По следующему хлопку ребенок поднимает и руки, и ноги. Повторы до 5 раз.

6.               Упражнения направленные на развитие схемы тела (система координат тела).

Выше—ниже

Взрослый и ребёнок встают перед зеркалом и вместе находят то, что «выше всего» (голова); то, что «ниже всего» (ноги, стопы); то, что «выше ног, но ниже груди» (живот) и т. д. Потом это упражнение ребёнок выполняет без зеркала, а затем закрыв глаза. Взрослый следит, чтобы ребёнок обязательно называл показываемые части тела. Если называние частей тела вызывает затруднение, то взрослый помогает.

Запомни и покажи

Ребёнок закрывает глаза. Взрослый придаёт телу ребёнка определённую позу и просит её запомнить. Потом «снимает» эту позу и просит ребёнка воспроизвести положение, которое было задано. Сначала эта конструкция должна быть простой, затем позы постепенно усложняются:

поднять правую руку;

поднять левую руку;

поднять две руки;

поднять правую ногу;

поднять левую ногу;

согнуть правую руку в локте;

согнуть левую руку в локте;

согнуть две руки в локтях; а согнуть и поднять правую ногу;

согнуть и поднять левую ногу;

откинуть голову назад, поднять правую руку;

откинуть голову назад, поднять левую руку;

откинуть голову назад, поднять правую ногу;

откинуть голову назад, поднять левую ногу;

сложить мизинец и большой палец «колечком» на правой руке;

сложить мизинец и большой палец «колечком» на левой руке и т. д.

Взрослый следит, чтобы ребёнок обязательно проговаривал свои действия. Если это вызывает затруднение, то взрослый помогает.

7.               Нейротренажер «Муха» (Приложение 1).  Цельазвитие ориентировки в пространстве листа, понятия "лево - право", "вверх - вниз", развить внимание. Развитие концентрации внимания, зрительно-моторную координацию и память.

Инструкция: Взрослый даёт устную инструкцию, например: «Муха полетела вверх, теперь налево, теперь вниз, опять налево. Откуда муха вылетела?» Задание выполняется двумя способами: на листе бумаги и на полу, и имеет несколько уровней сложности. На листе бумаги 1. Ребёнок передвигает муху или палец (можно использовать любой мелкий предмет, например, пуговицу) на листе согласно инструкции взрослого. Даётся 2-3 шага, прежде чем «муха вылетит» за пределы квадрата. 2. Ребёнок следит за мухой глазами, без помощи пальца. Число шагов и скорость, с которой взрослый даёт инструкцию, увеличиваются. 3. Ребёнок следит за мухой без зрительной опоры, т. е. с закрытыми глазами, представляя квадрат в уме. На полу 1. Ребёнок, выполняя роль мухи, передвигается по ковру, глядя на листочек с квадратами. 2. Ребёнок передвигается без листка бумаги. Как только «муха вылетела», нужно хлопнуть и показать на листке, откуда она вылетела.

8.  Функциональное упражнение "Послушать тишину".Цель:   формирование произвольной регуляция собственной деятельности, развитие аудиального гнозиса. И.п. - сидя на полу. Закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.

9.   Рефлексия. Сегодня мы с тобой сделали растяжку для всех наших мышц, поиграли в пиратов, а потом потренировали наши пальчики на «веселой дорожке». Расскажи, что тебе понравилось и чему ты научился?

Рисунок 1.



Список литературы:

  1. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов / Т.Г. Визель. - М.: АСТАстрельТранзиткнига, 2005.
  2. Глозман, Ж.М. Нейропсихология детского возраста / Ж.М. Глозман. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  3. Добрынина, Е.В. Формирование пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом / Е.В. Добрынина // Вестник Чебоксарского филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова. - 2006. - №3. -
  4. Ковязина, М.С. О некоторых аспектах межполушарного взаимодействия в двигательных функциях у детей в норме и с синдромом дауна / М.С. Ковязина, Е.Ю. Балашова // Вестник московского университета. - 2008. - № 4.
  5. Микадзе, Ю.В. Нейропсихология детского возраста: учебное пособие / Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2008.
  6. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - СПб.: Речь, 2005.
  7. Семенович, А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: учебное пособие / А.В. Семенович. - М.: Генезис, 2005.
  8. Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учебное пособие / А.В. Семенович. - М.: Генезис, 2007.
  9. Шипицына, Л.М. Детский церебральный паралич / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - СПб.: Изд-во "Дидактика Плюс", 2001.
  10. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. Часть 1., Айрис-пресс,2020.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: