» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017

Автор: Морозов Александр Валентинович, преподаватель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Тренингивая подготовка в рамках дисциплины «огневая подготовка» вуза войск национальной гвардии российской федерации как метод формирования культуры межнационального общения

Статья просмотрена: 147 раз

УДК 378

ТРЕНИНГИВАЯ ПОДГОТОВКА В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА» ВУЗА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Морозов Александр Валентинович

преподаватель кафедры огневой подготовки

Пермский военный институт  войск национальной гвардии Российской Федерации

г. Пермь

Леонид Израилевич Лурье

лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования за 2002 год заслуженный учитель Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор руководитель высшей категории

г. Пермь

 

Аннотация. Существует ряд целей и задач, которые необходимо достичь при подготовке военного специалиста, к решению проблем межнационального общения, которые активно заявляют о себе в образовательной деятельности в последние годы. От профессиональных качеств педагогов, выбора образовательной методологии и эффективности их использования зависит формирование компетенций выпускника. Для войск национальной гвардии Российской Федерации предложены подходы к систематическому мониторингу учебного процесса, позволяющие выявить внутренние противоречия и проблемы в учебно-воспитательной работе и духовно-нравственном воспитании курсантов. Одним из методов активного социально-психологического обучения при подготовке курсантов вуза войск национальной гвардии Российской Федерации к этнокультурному диалогу является тренинг.

Ключевые слова: учебно-познавательная деятельность; методы активного обучения; тренинговые программы; работа педагога; формирование коллектива.

 

Важнейшим компонентом образовательной политики в современной России можно признать компетентностный подход. Имеет место противоречие между необходимостью формирования специалиста войск национальной гвардии Российской Федерации и все возрастающим объемом информации, обеспечивающей, данный уровень компетентностной подготовки. Одним из направлений преодоления обозначенного противоречия является рефлексия и саморефлексия образовательной методологии, в том числе, к межнациональному общению в контексте межкультурной коммуникации в профессиональном становлении курсантов как будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации.

В рамках современных подходов к образованию требуется, как минимум, реализация двух направлений. С одной стороны, это глубокое переосмысление образовательного процесса, с другой – практическая направленность образования, то есть приближение теоретических подходов к существующей практике, и создание возможностей для курсантов непосредственно в процессе обучения приобретать практические знания и умения. Имеющийся опыт педагогической деятельности позволяет использовать возможность применения в образовательной практике один из методов активного социально-психологического обучения – тренинг, как форму рефлексии и саморефлексии, позволяющая достичь образовательных результатов, имеющейся педагогической практики и перспектив развития образовательного процесса.

«Тренинг может рассматриваться с точки зрения разных парадигм:

·                    тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков;

·                    тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;

·                    тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем» [1].

Тренинг важен не только для курсантов, но и профессорско-преподавательскому составу, который должен организовать взаимодействие «преподаватель-курсант-преподаватель», причем обратная связь «преподаватель-курсант» наиболее важна, такт как она регулирует диалог, позволяющий выявить имеющиеся проблемы и наметить пути дальнейшего их решения. Понимание преподавателем всех методов активного социально-психологического обучения и своевременного применения их в образовательном процессе составляет один из важных элементов профессионализма современного военного педагога.

В частности, методы активного обучения в целом можно определить, как различные способы выявления мотивов, продвигающих курсантов к успешной учебно-познавательной деятельности. При этом к факторам, повышающим направленность учебного процесса курсантов относятся:

1)         потребность в понимании сущностных характеристик военной службы и в частности, в войсках национальной гвардии Российской Федерации;

2)         креативный характер учебного процесса раскрывающий индивидуальные качества личности военнослужащих ориентированной на выполнение повседневных и служебно-боевых задач;

3)         состязательность учебной деятельности, обеспечивающей повышение качества образования;

4)         вариативность мероприятий повседневной деятельности воинских подразделений, способствующей развитию интеллектуальных способностей военного специалиста;

5)         отношение к профессиональной деятельности, предполагающая эмоциональный дискурс в проведении учебного процесса, подъем и ответственность за выполнение обязанностей военной службы и гражданского долга.

Компетентный военный педагог всегда может органично включить в образовательный процесс методы активного обучения. В этой связи формируются методы межнационального общения военнослужащих как способ личностной и профессиональной коммуникации. Возникают новые ракурсы в их решении в системе учебно-воспитательных мероприятий курсантов.

С точки зрения Л.А. Петровской, Ю.Н. Емельянова, А.Л. Ситникова, С.И. Макшанова, И.В. Вачкова, методом, синтезировавшим большинство методов активного социально-психологического обучения, является тренинг. В частности, И.В. Вачков определяет тренинг как «совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития» [2, с. 21].

Применение тренинговой подготовки в образовательной среде вуза войск национальной гвардии Российской Федерации оправдано по нескольким основаниям:

1. Акмеологический аспект. Тренинг успешно вписывается в образовательную деятельность по различным направлениям. Например, разработан коммуникативный тренинг. Это означает, что его реализуют в различных группах, имеющих межнациональное многообразие, обеспечивая схожесть в мотивах поведения и поступках. Педагог всегда имеет возможность трансформировать первоначальную форму под конкретную группу или конкретные задачи в зависимости от профессиональной направленности группы.

2. Моделирующий аспект. Возможность моделировать решение конкретных проблем, обусловленное национальной спецификой и в рамках работы тренинговой группы по формированию умений и навыков преодоления противоречий на национальной почве, их решения с курсантами схожими в поведении, с учетом различных национальных культур, традиций и уклада жизни, в зависимости от специфики подготовки к профессиональной деятельности подразделений войск национальной гвардии Российской Федерации. Моделирование реальных процессов и ситуаций деятельности военнослужащих подразделений войск национальной гвардии Российской Федерации в группе, является одним из важных аспектов тренинговой работы. Кроме того, одной из проблем военнослужащих является то, что они учатся, в основном, только на своих ошибках или удачах. Тренинг, в этом отношении, можно рассматривать как элемент эксперимента по формированию межнационального общения. Моделируя и воссоздавая конкретные практические ситуации взаимоотношений военнослужащих разных национальностей в рамках закрытой тренинговой группы, курсант получает непосредственную возможность обрести опыт саморефлексии в условиях различных действий военнослужащих с учетом их статуса (начальник, подчиненный, сослуживец и т.д.) в соответствии с различными моделями поведения и национальными особенностями своего этноса. Без ущерба выработать наиболее эффективные умения и навыки, приобрести необходимые знания при общении с военнослужащими, имеющими национальные особенности своего этноса. Военный педагог призван гармонизировать межнациональные контакты в соответствии с идеей взаимообогащения национальных культур.

3. Рефлексивный аспект. Основан на том, что ментальность военнослужащих разного вероисповедания, разных традиций вырабатывается и «сплавляется» в военном институте войск национальной гвардии Российской Федерации в один культурный слой. Именно через взаимодействие между собой курсанты обучаются способам и механизмам самопознания и самосовершенствования с учетом многонационального своеобразия сослуживцев. Данный аспект возможен только на основе адекватности самовосприятия и рефлексии. В повседневной деятельности курсантских подразделений не всегда предоставляет возможность адекватной оценки действий других военнослужащих и корректной, своевременной оценки собственных действий. В рамках тренинговой работы это закладывается в один из основополагающих принципов – когда каждый участник группы имеет право и возможность обратиться к членам группы за помощью в рефлексии и оценке успешности вырабатываемых моделей поведения.

Необходимо отметить, что некоторые из отечественных психологов (И.В. Вачков, В.Ю. Болыпаков, Ю.Н. Емельянов, С.И. Макшанов, А.П. Ситников, В.К. Тарасов и др.) считают, что при использовании тренинга в образовательной практике наиболее успешной формой является «погружение». Чаще, этот подход используется в виде этапа погружения при проведении культурно-досуговых мероприятий и деятельности, способствующей «мысленному отрыву» от бытовых забот. Эффективность и продуктивность подобного мероприятия обеспечивается за счет ряда факторов, дополнительных по отношению к стандартному тренингу.

Тренинг, проведенный среди курсантов Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, в период проведения занятий по дисциплине «Огневая подготовка» в учебном центре (за пределами стен военного института) показал, что даже разобщенность изначально сформированных подразделений, таких как отделений, мобилизует и активирует познавательный процесс военнослужащих вокруг одной совместной проблемы (задачи) с целью достижения общего результат – повысить успеваемость своего подразделения. Курсанты независимо от должности, воинского звания, национальных и культурных особенностей,  объединяются в один единый, коллективно работающий «организм». Ежедневные бытовые заботы, в том числе и межличностные противоречия, присутствующие без исключения в любом подразделении военнослужащих, в период проведения практических занятий, становятся несущественными тогда, когда до каждого военнослужащего приходит осознанность, что от его действий зависит общий результат.

Одной из главных задач успешности проведения тренинга является, и мастерство (профессионализм) профессорско-преподавательского состава в умении мотивировать всех обучаемых; создать условия непосредственной связи знаний, умений и навыков не только своих, но и курсантов в рамках единого процесса осознанного понимания взаимодействия друг с другом для достижения единого результата. Осознание необходимости совместных действий, независимо от национально-культурной принадлежности обучаемых, приводит к сплачиванию курсантов в единый коллектив.

Поэтому можно говорить об оправданности применения тренинга как совокупности методов активного социально-психологического обучения к межнациональному общению курсантов вуза войск национальной гвардии Российской Федерации, придающих культурологическую направленность учебному процессу.

 



Список литературы:

1.             [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Тренинг.

2.             Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И.В. Вачков. – М.: Ось-89, 2000.



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: