» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (81) 2023

Автор: Суяшов Игорь Вячеславович, педагог-организатор
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию духовно-нравственных ценностей кадет

Статья просмотрена: 51 раз
Дата публикации: 10.12.2023

УДК37.013.42

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ КАДЕТ

Суяшов Игорь Вячеславович

воспитатель учебного курса

ФГКОУ ОПКУ, г. Оренбург

 

Аннотация. Духовно-нравственное воспитание кадет - один из обязательных компонентов образовательного процесса. Уклад современной повседневной жизни кадет – это взаимосвязь урочной, внеурочной деятельности, дополнительного образования.

Ключевые слова: кадет, гражданская позиция, воспитание, воспитательные мероприятия, воспитательная работа.

 

Гражданская позиция и чувство патриотизма – основа, формирующая будущего гражданина России. Соответственно в воспитательной деятельности одним из главных направлений является духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание.

Гражданскую позицию и безграничную любовь к своей Родине формирует в обучающемся, как все его окружение, так и организованная в данном направлении воспитательная работа.

          Национальный воспитательный идеал: «Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации»[5].

В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится направляющим ориентиром развития молодого поколения. Духовно-нравственное развитие личности по ФГОС обозначает «педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности» обучающегося, при котором будет развиваться его способность встраиваться во всевозможные системы социальных отношений с опорой на сформированные моральные нормы и нравственные идеалы.

Духовно-нравственное воспитание кадет - один из обязательных компонентов образовательного процесса. Уклад современной повседневной жизни кадет – это взаимосвязь урочной, внеурочной деятельности, дополнительного образования. Он основан на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов и реализуется в совместной социально-педагогической деятельности училища.

Задачи духовно-нравственного воспитания:

-          воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;

-          формировать этические и моральные нормы и правила поведения,

-          формировать самодисциплину;

-          воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение добра, любви и человечности в жизни каждого человека.

Планирование формирования основных культурных ценностей включает проведение внеурочных воспитательных мероприятий, например:

·                  Общеулищные или курсовые праздники;

·                  коллективные творческие дела;

·                  интеллектуальные викторины;

·                  конкурсы;

·                  диспуты;

·                  военно-спортивные игры.

Данное направление включает также организацию работы различных форм дополнительного образования:

·                  кружков;

·                  секций.

Главной педагогической единицей внеурочной деятельности считается культурная практика. Это понятие подразумевает организацию культурного события при активном участии кадет, что обеспечивает расширение кадетского опыта конструктивного творческого взаимодействия в культуре.

При планировании коллективных дел важно ставить цели и задачи, планировать свои действия во времени, выявлять необходимые ресурсы, определять ответственных и распределять роли. 

Воспитательный процесс духовно-нравственного развития кадет в рамках ФГОС должен включать организацию для них социальной практики.

Смысл таких мероприятий заключается в том, что кадеты привлекаются к решению важных социальных и общественных задач. Это способствует формированию активной гражданской позиции и социальных компетентностей, получению опыта конструктивного гражданского поведения[5].

Например, кадеты принимают участие в реализации социальных проектов «Дари добро», «Помощь ветеранам» и т.д.

В раздел воспитательного плана, касающегося внеурочной деятельностивходят следующие мероприятия:

·                 трудовые и экологические десанты;

·                 экскурсии;

·                 благотворительные или гражданские акции;

·                 военно-патриотические мероприятия.

Духовно-нравственное воспитание кадета начинается в семье и училище не заменяет, а усиливает этот процесс. Поэтому необходимо, соблюдая принцип преемственности и сотрудничества, устанавливать тесные взаимосвязи между семьей и училищем.

Для этого:

·                 используются системы творческих домашних заданий, при выполнении которых кадету будет необходима помощь родителей;

·                 приобщаются родители к участию во внеурочных училищных и курсовых мероприятиях;

Также уделяется внимание изучению уровня воспитательного потенциала семей кадет и содействовать духовно-нравственному и гражданскому воспитанию родителей. Для этого организовываются и проводятся тематические беседы, консультации для родителей.

Воспитать духовно гармоничную личность можно только совместными усилиями воспитателей и семьи, когда кадеты могут брать пример с людей (их поступков), которые их постоянно окружают. Родители являются безусловным авторитетом для подростка. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и прививаться кадетам нравственные духовные ценности, обычаи, и что именно родители ответственны за воспитание своих детей.

Изучение культурологических основ традиционных российских религий. Эта структурная часть воспитательной работы направлена на социализацию кадет путем приобщения к историческим и культурологическим основам российских религий. Кадеты должны знать о культурных и религиозных традициях не только своего народа, но и иметь представление о многообразии мировых религий. Важно сформировать у них толерантное отношение к представителям любой нации или религиозного сообщества [3].

Внеурочная деятельность по патриотическому воспитанию основывается на системе традиционных мероприятий:

·                  различные исторические и краеведческие игры и викторины;

·                  спортивные соревнования;

·                  смотр строя и песни;

·                  дни памяти;

·                  праздник военно-патриотической песни;

·                  различные экскурсии и т.д.

Одним из таких мероприятий был праздник «Посвящение в кадеты».

Духовность, нравственность, патриотизм нельзя воспитать прямолинейными методами, такие вещи воспитываются через творческие погружения в родную культуру, историю, язык – с обязательным сравнением национального достояния с «чужим». Сравнительный метод вообще прекрасное средство для воспитания ума и души. Чем более мыслящим является человек, тем скорее он приходит к духовности и нравственности, тем прочнее его патриотические взгляды, принципы, убеждения. Бездумные патриоты никому не нужны. В основу воспитания должна быть положена государственно-патриотическая идея. Без патриотизма не возродить сильного государства и не создать гражданского общества, не привить людям понимания своего долга и уважения к закону[2].

Основой для внедрения и постоянного совершенствования образовательной программы для кадет является процесс непрерывного воинского воспитания: выполнение уставных требований, соблюдение кодекса кадетской чести, ношение военной формы и атрибутики, соблюдение субординации и подчинение вышестоящим начальникам, умение жить в условиях внутреннего самоуправления.

Оценка деятельности кадет качестве мер общественного воздействия следующие виды поощрений:

·                  объявление благодарности;

·                  награждение грамотой;

·                  награждение ценным подарком;

·                  ходатайство о повышении в звании;

·                  снятие ранее наложенного общественного порицания.

В качестве мер общественного воздействия можно:

·                  указать привлекаемому на несоблюдение им требований кодекса кадетской чести;

·                  объявить товарищеское предупреждение;

·                  объявить общественное порицание;

·                  возбудить ходатайство об изменении воинского положения (снижение звания)

Кадетское воспитание – строго согласованная с общими началами государственного устройства система формирования личности кадета с целью подготовки его к служению Отечеству на государственном и в первую очередь, военном поприще, посредством сообщения каждому воспитаннику понятий и стремлений, которые служат основой чувства патриотизма, принятия таких нравственных категорий, как долг, честь, порядочность[5].



Список литературы:

  1. Галицкая И.А., Метлик И.В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Педагогика. 2011 № 10 С.36 – 46
  2. Анисимов С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности. М.,2013
  3. Аплетаев М.Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения. М., 2012
  4. Артюхова И.С. Ценности воспитания //Педагогика, 2015 № 4 С. 117-121.
  5. Губанова Е.В., Пушнова Ю.Б. Духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России // Воспитание школьников. 2014 №5 С. 8-14.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: