» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017

Автор: Зубкова Евгения Николаевна, студентка магистратуры
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Метапредметные аспекты в изучении школьного курса биологии

Статья просмотрена: 180 раз

УДК 372.857                                                           

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ АСПЕКТЫ В ИЗУЧЕНИИ  ШКОЛЬНОГО КУРСА БИОЛОГИИ

Зубкова Евгения Николаевна

студентка

Сопина Елена Владимировна
студентка магистратуры

кафедра общей биологии и экологии, Курский государственный университет, г. Курск

 

Аннотация. В данной статье отражены межпредметные связи школьного курса биологии. Рассматривается взаимосвязь как с предметами естественнонаучного, так и  гуманитарного цикла.

Ключевые слова: биология, межпредметная связь, школьный курс, взаимосвязь, учебный предмет.

 

Цель работы заключается в том, чтобы исследовать возможные связи образовательной области «Биология» с другими предметами школьного курса.

С тех пор, как в школьную программу ввели раздельное преподавание учебных предметов, началось активное обсуждение межпредметных связей.

Важность формирования у учеников представлений о взаимосвязи природных явлений подчеркивали еще великие педагоги эпохи Возрождения, которые выступали против схоластики обучения. «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». Считалось, что установление связи между учебными предметами очень важны для формирования устойчивой системы знаний [4].

Наиболее полное обоснование значимости межпредметных связей дал выдающийся русский педагог Ушинский К.Д. Он подчёркивал, насколько важно приводить знания в систему по мере их накопления: «Голова, наполненная отрывочными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть подписи, а в ящиках пусто».  В условиях современной школы возникает необходимость формирования у обучающихся обобщенных знаний и умений, обладающих свойством широкого переноса. Данные навыки, сформированные в процессе изучения какого-либо предмета, затем свободно используются учениками  в результате изучения других предметов, а так же в практической деятельности [5].

Изучение роли межпредметных связей приобретает наиболее важное значение в активизации познавательной деятельности школьников. Ведь, в данный момент, объем информации, которую необходимо освоить, увеличивается с каждым днем, и все большее внимание учащихся направлено на работу по самообразованию. В данной статье рассмотрим  предмет биологии, устанавливая связи с другими науками.

а) Межпредметные связи с географией

При изучении школьных учебников биологии и географии, прослеживается следующая закономерность: в курсе биологии 6, 9 и 11 класса и в курсе географии 6, 7 и 11 классов присутствует раздел «Биосфера». На основе знаний, сформированных на уроках географии, школьник имеет возможность описать вопросы, касающиеся геоботаники или зоогеографии. Такой метод работы непременно будет являться плюсом при изучении в дальнейшем теории эволюции [1].

Возможности применения интегрированного подхода обучения наиболее широко можно применить при изучении материала 6 класса «Ботаника» и 7 класса «Зоология», где есть возможность рассмотреть распространение тех или иных видов растений и животных по всему земному шару.  При интегрированном подходе изучения предмета у детей не создаётся впечатления разрозненности знаний, формируется целостная картина природы. Вообще, связь географии с биологией наиболее очевидна. Биология-это наука о жизни, о живых организмах (растения, животные, грибы и микроорганизмы), география же, напротив, акцентирует внимание на абиотических компонентах (горные породы, реки, озера, климат и т. п.). Связь между биотическими и абиотическими компонентами в природе очень тесная, это значит, что и данные науки априори связаны. На стыке этих двух предметов сформировалась абсолютно новая дисциплина - биогеография. А главным предметом ее изучения являются биогеоценозы, в которых и взаимодействуют биотические и абиотические компоненты природной среды [2].

Темы, в которых прослеживается межпредметная связь с географией:

Ареалы обитания. Зоогеографические области. Закономерности размещения животных. Миграции. Хемосинтез. Изучение палеонтологических доказательств эволюции. Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое. Развитие жизни в мезозое и кайнозое. Вид; Критерии вида. Борьба за существование и ее формы. Естественный отбор и его формы. Видообразование.  Главные направления эволюции органического мира. Расы и их происхождение. Прародина человека

б) Межпредметные связи с физикой

Физика изучает всевозможные явления, происходящие вокруг нас (тепловые, физические, световые). Данные явления получили названия – физические явления. В живых организмах так же происходят физические процессы и явления. Например, по стеблю растения от земли поднимается влага, по сосудам животного течет кровь, сигналы от мозга к телу животного передаются по нервным волокнам. При изучении физики можно объяснить, как происходит движение рыб в воде и животных на земле, как протекает фотосинтез, как возникает близорукость и дальнозоркость, как разные животные издают и воспринимают звуки, описать строение и работу суставов и многое другое. Таким образом,  физические явления присутствуют во всех разделах биологии (ботаника, зоология, анатомия).

Рассмотреть связь биологии с физикой можно в трех аспектах.

1)При изучении различных тем на уроках биологии приводятся примеры, которые показывают роль физических процессов в протекании биологических процессов (Физика живых организмов).

2)В современных технических устройствах используется множество принципов, реализованных в живых организмах. Например,  прототипом для конструирования морских судов и подводных лодок, послужила форма тела дельфинов (Бионика).

3)К процессам, происходящим в природе в результате производственной деятельности человека, имеют отношение физические законы. И для ликвидации негативных последствий данной деятельности, и для охраны природы нужно использовать знание законов физики [3].

Темы, в которых прослеживается межпредметная связь с физикой:

Минеральное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды растениями. Передвижение веществ по стеблю. Прорастание семян. Опорно-двигательная система животных. Способы передвижения и полости тела животных. Органы дыхания и газообмен. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Нервная система Оганы чувств. Регуляция деятельности организма. Факторы среды и их влияние на биоценозы.

 в) Межпредметные связи с химией      
            Химия – это наука, изучающая состав, строение, свойства и превращения веществ, а также явления, сопровождающие эти превращения. Химия тесно связана с такими предметами, как физика и биология. Между химией и биологией сформировались науки - биохимия, бионеорганическая и биоорганическая химия. В живых организмах мы изучаем состав веществ, химические процессы и другое. В 6 классе уже вводится понятие о неорганических и органических веществах. Проводится изучение ферментов на основе знаний о кислотах, катализаторах, о щелочных и нейтральных средах. На базе знаний об окислении изучаются транспортная функция крови, тканевый и легочный газообмен. В дальнейшем, в рамках урока биологии изучается биологическая роль воды, ее физические и химические свойства. В старших классах большое влияние уделяется липидам, нуклеиновым кислотам, белкам, углеводам [3].

Темы, в которых прослеживается межпредметная связь с химией:

Обмен веществ и превращение энергии. Внутренняя среда организма. Дыхательная система. Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии. Углеводы. Липиды. Состав и строение белков. Функции белков. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Энергетический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез. Питание клетки. Гетеротрофы. Синтез белков в клетке. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере.

г) Межпредметные связи с математикой.

В последние годы в биологии все шире находят применение методы математической статистики и математического моделирования. Лучше усваивать и понимать математический материал в биологии помогает использование математических моделей. Например, в виде логарифмических выражений представляют характер роста численности популяций, где в качестве переменных выступают реальные переменные, представленные экологическими факторами, свойствами популяций и т.д. Связь с математикой прослеживается так же в умении выполнять различные математические расчеты, составлять пропорции и т.д. Все это является необходимым условием для решения различного рода экологических задач, а так же задач по генетике. Связь с математикой возможно проследить и в  оценке хозяйственной деятельности человека, где необходимо рассчитывать современное состояние природных ресурсов, а так же прогнозирование в ближайшем будущем при помощи математических методов [5].

Темы, в которых прослеживается межпредметная связь с математикой:

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Сцепленное наследование генов. Закон Т. Моргана. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом  наследование. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Дигибридное скрещивание. Экологическая сукцессия. Экологические пирамиды

д) Межпредметные связи с историей.

При изучении курса истории, большое количество вопросов посвящено происхождению человека и его предков, а так же рассматривается влияние природных условий на существование первобытного человека, изучается  зарождение культуры и происхождение ремесел. В таком случае, в разделе биологии «Происхождение и эволюция человека» межпредметные связи с историей находят довольно широкое применение. Но, помимо этого, историческим событиям во всем курсе биологии отводится большое внимание, особенно, это связано с именами великих ученых.  Такие знания истории помогают учащимся сформировать представления о временных эпохах, в которых жили и творили те, кто оставил значимый след в биологии. Связь биологии и истории можно обнаружить в темах «Развитие жизни на Земле», «Происхождение человека», а также в истории каждого открытия учёных [2].

Темы, в которых прослеживается межпредметная связь с историей:

Биология – наука о жизни. Методы исследования в биологии. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет. Основы селекции. Работы Н.В.Вавилова. Развитие эволюционного учения. Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о возникновении жизни на Земле. Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое. Развитие жизни в мезозое и кайнозое. Основные этапы развития растительного мира. Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. Историческое развитие эволюционного учения. Главные направления эволюции органического мира. Движущие силы антропогенеза. Методы селекции растений, животных и микроорганизмов . Изучение палеонтологических доказательств эволюции

Расы и их происхождение. Прародина человека. Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Понятие о биосфере.

  Таким образом,  каждый учебный предмет в той или иной степени является источником разных видов межпредметных связей.  Одна из функций межпредметых связей – это формирование обобщенной системы знаний о мире, формирование цельного научного мировоззрения. При таком подходе укрепляются связи биологии с предметами как естественнонаучного, так и гуманитарного цикла, формируется разносторонние взгляды на осмысление того или иного вопроса, улучшаются навыки переноса знаний, активизируются методы обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

 



Список литературы:

  1. Васильева Т. С. Межпредметные связи школьного курса биологии. Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013.
  2. Всесвятский, Б. В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. – М. : Просвещение, 1985. – 143 с.
  3. Ильченко В. Р. Перекрестки физики, химии и биологии. - М.: Просвещение, 1986. – 174с. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения - М.: Просвещение, 1984. - 143 с.
  4. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: