» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017
Автор: Зубкова Евгения Николаевна, студентка магистратуры
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Метапредметные аспекты в изучении школьного курса биологии
УДК 372.857
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ АСПЕКТЫ В ИЗУЧЕНИИ
ШКОЛЬНОГО КУРСА БИОЛОГИИ
Зубкова Евгения Николаевна
студентка
Сопина Елена Владимировна
студентка магистратуры
кафедра общей биологии и
экологии, Курский государственный университет, г.
Курск
Аннотация. В данной статье отражены
межпредметные связи школьного курса биологии. Рассматривается взаимосвязь как с
предметами естественнонаучного, так и
гуманитарного цикла.
Ключевые слова: биология,
межпредметная связь, школьный курс, взаимосвязь, учебный предмет.
Цель работы заключается в том, чтобы исследовать
возможные связи образовательной области «Биология» с другими предметами
школьного курса.
С тех пор, как в
школьную программу ввели раздельное преподавание учебных предметов, началось
активное обсуждение межпредметных связей.
Важность
формирования у учеников представлений о взаимосвязи природных явлений
подчеркивали еще великие педагоги эпохи Возрождения, которые выступали против
схоластики обучения. «Всё, что находится во взаимной связи, должно
преподаваться в такой же связи». Считалось, что установление связи между
учебными предметами очень важны для формирования устойчивой системы знаний [4].
Наиболее полное
обоснование значимости межпредметных связей дал
выдающийся русский педагог Ушинский К.Д. Он подчёркивал, насколько важно
приводить знания в систему по мере их накопления: «Голова, наполненная
отрывочными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке и где сам
хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на
лавку, в которой на всех ящиках есть подписи, а в ящиках пусто». В условиях современной школы
возникает необходимость формирования у обучающихся обобщенных знаний и умений, обладающих свойством широкого переноса.
Данные навыки, сформированные в процессе изучения какого-либо предмета, затем
свободно используются учениками в
результате изучения других предметов, а так же в практической деятельности [5].
Изучение роли межпредметных связей приобретает
наиболее важное значение в активизации познавательной деятельности школьников.
Ведь, в данный момент, объем информации, которую необходимо освоить,
увеличивается с каждым днем, и все большее внимание учащихся направлено на
работу по самообразованию. В данной статье рассмотрим предмет биологии, устанавливая связи с другими
науками.
а) Межпредметные связи с географией
При изучении
школьных учебников биологии и географии, прослеживается следующая закономерность:
в курсе биологии 6, 9 и 11 класса и в курсе географии 6, 7 и 11 классов
присутствует раздел «Биосфера». На основе знаний, сформированных на уроках
географии, школьник имеет возможность описать вопросы, касающиеся геоботаники
или зоогеографии. Такой метод работы непременно будет являться плюсом при
изучении в дальнейшем теории эволюции [1].
Возможности
применения интегрированного подхода обучения наиболее широко можно применить
при изучении материала 6 класса «Ботаника» и 7 класса «Зоология», где есть
возможность рассмотреть распространение тех или иных видов растений и животных
по всему земному шару. При
интегрированном подходе изучения предмета у детей не создаётся впечатления
разрозненности знаний, формируется целостная картина природы. Вообще, связь
географии с биологией наиболее очевидна. Биология-это наука о
жизни, о живых организмах (растения, животные, грибы и микроорганизмы),
география же, напротив, акцентирует внимание на абиотических компонентах (горные
породы, реки, озера, климат и т. п.). Связь между биотическими и
абиотическими компонентами в природе очень тесная, это значит, что и данные
науки априори связаны. На стыке этих двух предметов сформировалась абсолютно
новая дисциплина - биогеография. А главным предметом ее изучения являются биогеоценозы,
в которых и взаимодействуют биотические и абиотические компоненты природной
среды [2].
Темы, в
которых прослеживается межпредметная связь с географией:
Ареалы обитания. Зоогеографические области. Закономерности
размещения животных. Миграции. Хемосинтез. Изучение палеонтологических
доказательств эволюции. Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое. Развитие
жизни в мезозое и кайнозое. Вид; Критерии вида. Борьба за существование и ее
формы. Естественный отбор и его формы. Видообразование. Главные направления эволюции органического
мира. Расы и их происхождение. Прародина человека
б) Межпредметные связи с физикой
Физика изучает всевозможные явления, происходящие вокруг нас (тепловые,
физические, световые). Данные явления получили названия – физические явления. В
живых организмах так же происходят физические процессы и явления. Например, по
стеблю растения от земли поднимается влага, по сосудам животного течет кровь,
сигналы от мозга к телу животного передаются по нервным волокнам. При изучении
физики можно объяснить, как происходит движение рыб в воде и животных на земле,
как протекает фотосинтез, как возникает близорукость и дальнозоркость, как разные
животные издают и воспринимают звуки, описать строение и работу суставов и
многое другое. Таким образом, физические
явления присутствуют во всех разделах биологии (ботаника, зоология, анатомия).
Рассмотреть связь биологии с физикой можно в трех аспектах.
1)При изучении различных тем на уроках биологии приводятся
примеры, которые показывают роль физических процессов в протекании
биологических процессов (Физика живых организмов).
2)В современных технических устройствах используется
множество принципов, реализованных в живых организмах. Например, прототипом для конструирования морских судов и
подводных лодок, послужила форма тела дельфинов (Бионика).
3)К процессам, происходящим в природе в
результате производственной деятельности человека, имеют отношение физические
законы. И для ликвидации негативных последствий данной деятельности, и для
охраны природы нужно использовать знание законов физики [3].
Темы, в которых прослеживается межпредметная связь с физикой:
Минеральное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды растениями. Передвижение
веществ по стеблю. Прорастание семян. Опорно-двигательная система животных. Способы
передвижения и полости тела животных. Органы дыхания и газообмен. Обмен веществ
и превращение энергии. Кровеносная система. Нервная система Оганы
чувств. Регуляция деятельности организма. Факторы среды и их влияние на
биоценозы.
в) Межпредметные связи с химией
Химия
– это наука, изучающая состав, строение, свойства и превращения веществ, а
также явления, сопровождающие эти превращения. Химия тесно связана с такими
предметами, как физика и биология. Между химией и биологией сформировались
науки - биохимия,
бионеорганическая и биоорганическая химия. В живых организмах мы изучаем состав
веществ, химические процессы и другое. В 6 классе уже
вводится понятие о неорганических и органических веществах. Проводится изучение
ферментов на основе знаний о кислотах, катализаторах, о щелочных и нейтральных
средах. На базе знаний об окислении изучаются транспортная функция крови,
тканевый и легочный газообмен. В дальнейшем, в рамках урока биологии изучается биологическая роль
воды, ее физические и химические свойства. В старших классах большое влияние уделяется
липидам, нуклеиновым кислотам, белкам, углеводам [3].
Темы, в которых прослеживается
межпредметная связь с химией:
Обмен веществ и превращение энергии. Внутренняя среда организма. Дыхательная система. Пищеварительная система.
Обмен веществ и энергии. Углеводы. Липиды. Состав и строение белков. Функции
белков. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические
соединения. Биологические катализаторы. Энергетический обмен. Фотосинтез.
Хемосинтез. Питание клетки. Гетеротрофы. Синтез белков в клетке. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ
в биосфере.
г) Межпредметные связи с математикой.
В последние годы в биологии все шире
находят применение методы математической статистики и математического
моделирования. Лучше усваивать и понимать математический материал в биологии
помогает использование математических моделей. Например, в виде логарифмических
выражений представляют характер роста численности популяций, где в качестве переменных
выступают реальные переменные, представленные экологическими факторами,
свойствами популяций и т.д. Связь с математикой прослеживается так же в умении
выполнять различные математические расчеты, составлять пропорции и т.д. Все это
является необходимым условием для решения различного рода экологических задач,
а так же задач по генетике. Связь с математикой
возможно проследить и в оценке
хозяйственной деятельности человека, где необходимо рассчитывать современное
состояние природных ресурсов, а так же прогнозирование в ближайшем будущем при
помощи математических методов [5].
Темы, в которых прослеживается
межпредметная связь с математикой:
Закономерности
наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.
Закон чистоты гамет. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.
Сцепленное наследование генов. Закон Т. Моргана. Взаимодействие генов. Генетика
пола. Сцепленное с полом наследование.
Потоки вещества и энергии в экосистеме. Дигибридное
скрещивание. Экологическая сукцессия. Экологические пирамиды
д) Межпредметные связи с историей.
При изучении курса истории, большое
количество вопросов посвящено происхождению человека и его предков, а так же
рассматривается влияние природных условий на существование первобытного человека,
изучается зарождение культуры и
происхождение ремесел. В таком случае, в разделе биологии «Происхождение и
эволюция человека» межпредметные связи с историей находят довольно широкое
применение. Но, помимо этого, историческим событиям во всем курсе биологии
отводится большое внимание, особенно, это связано с именами великих ученых. Такие знания истории помогают учащимся
сформировать представления о временных эпохах, в которых жили и творили те, кто
оставил значимый след в биологии. Связь биологии и истории
можно обнаружить в темах «Развитие жизни на Земле», «Происхождение человека», а
также в истории каждого открытия учёных [2].
Темы, в которых прослеживается межпредметная связь с историей:
Биология – наука о
жизни. Методы исследования в биологии. Закономерности наследования признаков,
установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет.
Основы селекции. Работы Н.В.Вавилова. Развитие эволюционного учения. Гипотезы
возникновения жизни. Развитие представлений о возникновении жизни на Земле.
Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое. Развитие жизни в мезозое и
кайнозое. Основные этапы развития растительного мира. Развитие эволюционного
учения Ч. Дарвина. Историческое развитие эволюционного учения. Главные
направления эволюции органического мира. Движущие силы антропогенеза. Методы
селекции растений, животных и микроорганизмов .
Изучение палеонтологических доказательств эволюции
Расы и их
происхождение. Прародина человека. Задачи и методы селекции. Генетика как
научная основа селекции организмов. Понятие о биосфере.
Таким образом,
каждый учебный предмет в той или иной степени является источником разных
видов межпредметных связей. Одна из функций межпредметых
связей – это формирование обобщенной системы знаний о мире, формирование цельного
научного мировоззрения. При таком подходе укрепляются связи биологии с
предметами как естественнонаучного, так и гуманитарного цикла, формируется
разносторонние взгляды на осмысление того или иного вопроса, улучшаются навыки
переноса знаний, активизируются методы обучения, обеспечивая единство
учебно-воспитательного процесса.
Список литературы:
- Васильева Т. С. Межпредметные связи школьного курса биологии. Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013.
- Всесвятский, Б. В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. – М. : Просвещение, 1985. – 143 с.
- Ильченко В. Р. Перекрестки физики, химии и биологии. - М.: Просвещение, 1986. – 174с. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения - М.: Просвещение, 1984. - 143 с.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.
Комментарии: