» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017

Автор: Парамонова Юлия Андреевна, Студентка 3-го курса
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Специфика проявления агрессивного поведения юношей и девушек

Статья просмотрена: 493 раз

СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

Парамонова Юлия Андреевна, Авдюха Дария Андреевна

Студентки 3 курса

Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Университет, г. Белгород

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема агрессивного поведения молодежи. Представлена актуальность изучения данной тематики, а также результаты исследования специфики проявления агрессивного поведения у юношей и у девушек.  

Ключевые слова: личность, юноши, агрессивное поведение, физическая агрессия.

 

В последнее время проблема агрессивного поведения молодежи приобретает всё более острую социальную направленность и привлекает внимание специалистов разных научных областей, в том числе имеет большую актуальность в рамках психологии.

Современная реальность заставляет психологов по-новому взглянуть на проблему агрессии в обществе. Агрессивное поведение в наши дни скорее обыденность, чем исключение. Юноши и девушки в нашей стране живут сегодня в эпоху стремительного изменения социально-экономических условий и политической напряженности, что часто приводит к усилению проявлений агрессии с их стороны. Особенности агрессивного поведения таковы, что, затрагивая эмоциональную сферу личности, они способствуют усугублению морального диссонанса, формированию стрессового и депрессивного состояний. Высокий уровень агрессии у лиц юношеского возраста является настораживающим фактором, так как негативно влияет не только на учебную деятельность, взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками, индивидуальное развитие, но и на успешность их будущей личной и профессиональной деятельности.

В настоящее время большое количество работ посвящено рассмотрению природы и особенностей агрессивного поведения в юношеском возрасте (А.М. Прихожан, Л.М. Семенюк, Л. Соловьева), так как именно данный возрастной этап причисляется учеными психологами к разряду периодов, требующих решения ряда противоречивых вопросов и создающий ситуацию необходимости выбора. Юношеский возраст, в отличие от подросткового, отечественные и зарубежные психологи (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.Ф. Рыбалко, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.) по общим характеристикам относят к разряду периодов с устойчивым эмоциональным и интеллектуальным развитием. Однако психологические исследования последних лет (Р. Вельдер, А.А. Реан, Ф. Райе, М.С. Калистратова, Г. Шихи) убеждают в том, что проблема агрессивного поведения личности в юности не менее актуальна. В тоже время стоит отметить, что проявления агрессивности имеет различия в зависимости от пола, что и представляет для нас актуальность в рамках данного исследования.

Цель исследования: выявить особенности проявления агрессии в юношеском возрасте среди мужчин и женщин.

В исследовании приняли участие 25 мальчиков и 37 девочек в возрасте от 17 до 20 лет.

Преобладающим типом агрессивной реакции в выборочной совокупности является вербальная агрессия. В группе студентов значимые отличия по типам агрессивных реакций между девушками и юношами обнаружены только по параметру физической агрессии (р<0,01). По другим параметрам агрессивных реакций: косвенной агрессии, раздражительности, негативизму, обиде, подозрительности, вербальной агрессии, чувству вины, индексу агрессивных реакций, индексу враждебности отличий в группе студентов выявлено не было.

Таблица 1

Результаты сопоставления средних значений по методике Басса-Дарки.

Параметры

Девушки

Юноши

г-критерий

М

а

М

А

Возраст

19,1

2,47

18,89

2,19

0,59

Физическая агрессия

5,45

2,44

6,66

2,48

-3,79** .

Косвенная агрессия

5,5

1,78

5,42

1,86

0,34

Раздражение

5,9

2,17

5,62

2,51

0,95

Негативизм

3,62

1,54

3,53

1,47

0,53

Обида

4,17

1,91

4,44

1,88

-1,11

Подозрительность

4,46

2,21

4,57

2,36

-0,36

Вербальная агрессия

8,08

2,62

7,90

2,52

0,55

Угрызения совести

5,89

1,91

5,66

2,13

0,92

Индекс агрессивных реакций

24,93

7,08

25,60

7,12

-0,73

Индекс враждебности

8,64

3,35

9,01

3,47

-0,86

** - уровень значимости р<0,01

Результаты исследования свидетельствуют о том, что агрессивность и враждебность в выделенных группах имеют разную структуру. В группах с высокими значениями агрессивности высокий уровень физической агрессии позволяет предположить, что агрессия является средством межличностного общения. Высокие значения враждебности в структуре личности могут купировать внешнее проявление агрессии.

Таким образом, в результате исследования нами было выявлено, что различия в проявлении агрессии в юношеском возрасте являются достоверными только по такому параметру, как физическая агрессия, но при этом структура имеет характерные особенности. На наш взгляд, полученные результаты представляют интерес для дальнейшего более развернутого исследования.

 



Список литературы:

1.            Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия/ Сост. К.В. Сельченок. – Минск: Харвест; М.: ACT, 2001. – 656с.

2.            Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.–512 с.

3.            Психология индивидуальных различий/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – 776с.



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: