» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017

Автор: Даурцев Владислав Владимирович, Студент
Рубрика: Технические науки
Название статьи: Классификация документов, применяемых в бухгалтнрском учёте

Статья просмотрена: 221 раз

УДК 657

КЛАССИФИКАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

Даурцев Владислав Владимирович

Кириллов Никита Александрович

Сибирский институт управления (филиал) ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», г. Новосибирск

 

Аннотация. Ведение документооборота на предприятии любого типа является неотъемлемой составляющей качественного аудита и бухгалтерской отчётности. В данной работе автором рассмотрена специфика классификации документов, применяемых в бухгалтерском учете. Актуальность темы заключаете в том, что на данном этапе экономико-правового развития России для каждого предприятия приобретает новое значение эффективность ведения бухгалтерского учета, в котором базисом является предоставление верно оформленной документации, что представляет явную проблематику с учетом отсутствия единой законодательной базы относительно классификации бухгалтерских документов.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, классификация, документооборот, первичная документация, формы учета.

 

Изложение основного материла. Содержание документирования, его место и функции в системе бухгалтерского учета в российской учетно-экономической литературе отражаются на развитии теории учета, эффективной организации бухгалтерской работы.

Документирование является способ отображения объектов бухгалтерского учета (хозяйственных средств, источников их образования и хозяйственных процессов) в бухгалтерских документах (счетах, накладных, чеках, ордерах и т.д.) после или в момент завершения операций с ними [1, c. 13]. Все требования к составлению и оформлению документооборота бухгалтерии законодательно закреплены Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете с разъяснением Минфина РФ от 11.09.2015 № ПЗ-13/2015 [2].

Организацию процесса документирования необходимо основывать на общих принципах, соблюдение которых обеспечит упорядоченность движения учетной информации, ее согласованность и определенный уровень качества. Таким образом, первичный документ должен нести в себе весь спектр необходимой системы организации и управления учетной (бухгалтерской) информации по факту хозяйственной жизни, который в нем фиксируется. При формировании информации в бухгалтерском регистре, синергическое единство достигается путем выполнения правила верной классификации документов, применяемых в бухгалтерском учете.

Безусловно, индивидуальность процессов и хода деятельности каждого предприятия, не зависимо от организационно-правовой формы и вида деятельности, предусматривает организацию и ведение документации, документоведение, документооборот, в том числе в электронном виде. Примером могут служить: договоры, протоколы, заявления, акты и т.д.

По мнению Терентьева Т.В. [5], классификация документов производится по следующим наиболее выраженным признакам:

          по назначению:

          по ходу отражения хозяйственных операций;

          по методу охвата данных операций;

          по числу учетных записей;

          непосредственному месту, где был составлен документ.

 

К документам, которые относятся к группе по назначению, стоит, по мнению автора, относить:
распорядительные (приказы, указы, распоряжения);
оправдательные (к ним можно зачислить накладные на принятый товар, акты, подтверждающие движение материальных средств и т.п.);
справки различного характера, за оформление и правильность которых лично несет ответственность сам бухгалтер;
комбинированные документы.
Именно комбинированные документы являются наиболее удобными в использовании, буквально, в любом предприятии, так как данный тип документов позволяет им в ходе составления и оформления приобретает необходимый характер любой из предыдущих групп.

Относительно непосредственного места составления документы могут носить внутренний и внешний характер. Соответственно, внутренняя документация не выходит за пределы предприятия и составлена внутри самого предприятия, внешняя составляется или же направляется в другие предприятия.

Методология оформления бухгалтерской документации также может быть разной. Здесь стоит учитывать выбор и специфику самого предприятия. В последнее время, большинство предприятий, которые активно следят за инновационными процессами, переходят на полностью электронный документооборот, что значительно упрощает организацию и ведение бухгалтерской документации (первичной, журналов и отчетности).

Наиболее обширной является группа документов, сформированная по порядку формирования финансово-хозяйственных операций, подгруппами которой являются первичные и сводные документы.

В соответствии с девятой статьей ФЗ «О бухгалтерском учете» [3] каждая операция хозяйственной деятельности подлежит обязательному четкому и законодательно верно оформленному документированию. Первичная документация, следуя разработанной классификацией Росстатом и Центральным банком РФ, группируется по формам учета [4]. Среди них учет: кассовых и торговых операций, сотрудников, рабочего времени, оплаты труда, продукции, итогов проведенной инвентаризации, материалов, сельскохозяйственной продукции, основных средств, работ транспорта и работ в капитальном строительстве. При этом указано, что если в перечне отсутствуют формы первичных документов, то они должны присутствовать в утвердивших их документах.

На основании составленных по формам первичных документов формируются сводные – с их помощью предприятие может предоставить наиболее ясную картину операций в бухгалтерии как для партнеров извне, так и для эффективности качественного учета внутри предприятия.

Выводы. В эпоху информатизации и глобализации экономики ведение правильно оформленной и сформированной документации, которую используют в бухгалтерском учете, приобретает новое значение. Отсутствие на предприятии четко сформированного понятия о классификации документов приводит, отчасти, к необратимым процессам потери конкурентоспособности на рынке в виду ненадлежащего учета. Возрастают требование к качеству и достоверности информации, которую предоставляет бухгалтерская отчетность, как внутри предприятия с целью эффективного контроля расходов и доходов, так и извне – для составления полноценной картины предприятиями-партнерами или инвесторами платежеспособности, а также уровня учета на данном предприятии.

 



Список литературы:

  1. Бородина В.В. Документирование в бухгалтерском учете. М.: ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2008. - 156 с.
  2. Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29-07-83 №105) (2017). Актуально в 2017 году. ¬ [Электронный ресурс]: Закон прост. ¬ Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/2433 (Дата обращения:12.09.2017)
  3. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 18.07.2017) "О бухгалтерском учете". ¬ [Электронный ресурс]: Консультант Плюс. ¬ Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/b24121ba7152f33673608559f2ca844ef5b6a74c/ (Дата обращения:12.09.2017)
  4. Формы первичных учетных документов. ¬ [Электронный ресурс]: Консультант Плюс. ¬ Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32449/ (Дата обращения:13.09.2017)
  5. Терентьева Т.В. Теория бухгалтерского учета. [Электронный ресурс]: Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. ¬ Режим доступа: https://abc.vvsu.ru/books/l_tbu_kl/page0010.asp#xex33 (Дата обращения:12.09.2017)


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: